Выпуск №77 Разные ответы на главный вопрос
11-01-2008 02:17
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
По каким путям пошли представления о человеке после раскола христианства на Западное (Католическое) и Восточное (Православие)? Пережив Средневековье, Возрождение и Просвещение, западная культура прониклась "духом капитализма". Здесь произошла глубокая духовная революция - Реформация. Ее значение далеко выходит за рамки религии. Здесь вспомнили и модернизировали римскую формулу: "Человек человеку волк". На языке науки человек был назван индивидом. Мы тоже привыкли к этому слову и забыли, что оно означает. Ин-дивид это перевод на латынь греческого слова а-том, что означает неделимый.
Смысл "атомизации" человека был в разрыве всех общинных связей. Индивид, как идеальный атом, свободен, самодостаточен и находится в постоянном движении. Он "неуязвим для удара и неспособен испытывать никакого воздействия". Каков же индивид в отношениях с другими людьми "по своей природе"? Эту модель разработал Гоббс. Он утверждал, что атомы равны друг другу, но вот в каком смысле: "Равными являются те, кто в состоянии нанести дpуг дpугу одинаковый ущеpб во взаимной боpьбе". Природное состояние людей-атомов - "война всех против всех". У цивилизованного человека, который живет в правовом государстве, эта война принимает форму конкуренции.
Антрополог М. Салинс (США) говорит об этом представлении: "Гоббсово видение человека в естественном состоянии является исходным мифом западного капитализма… В сравнении с исходными мифами всех иных обществ миф Гоббса обладает необычной структурой, которая воздействует на наше представление о нас самих. Насколько я знаю, мы - единственное общество на Земле, которое считает, что возникло из дикости, ассоциирующейся с безжалостной природой. Все остальные общества верят, что произошли от богов... Судя по социальной практике, это вполне может рассматриваться как непредвзятое признание различий, которые существуют между нами и остальным человечеством".
В русской культуре было иное представление. Человек - не индивид, а личность, включенная в Космос и в братство всех людей. Она не отчуждена ни от людей, ни от природы. Личность соединена с миром - общиной в разных ее ипостасях, народом как собором всех ипостасей общины, всемирным братством людей.
Тут - главное различие культур Запада и России, остальные различия надстраиваются на это. На одной стороне - человек как идеальный атом, индивид, на другом - человек как член большой семьи. Понятно, что массы людей со столь разными установками должны связываться в народы посредством разных механизмов. Например, русских сильно связывает друг с другом ощущение родства, за которым стоит идея православного религиозного братства и тысячелетний опыт крестьянской общины. Англичане, прошедшие через огонь Реформации и раскрестьянивания, связываются уважением прав другого. Оба эти механизма дееспособны, с обоими надо уметь обращаться.
Представление о человеке как о хищном животном на Западе то скрывалось, то выходило наружу. Ф. Ницше писал в книге "По ту сторону добра и зла": "Сама жизнь по существу своему есть присваивание, нанесение вреда, преодолевание чуждого и более слабого, угнетение, суровость, насильственное навязывание собственных форм, аннексия и по меньшей мере, по мягкой мере, эксплуатация". Так дошли до идеи высших и низших рас, а потом до "человекобожия" - культа сверхчеловека.
Идеолог фашизма Розенберг уже писал: "Не жертвенный агнец иудейских пророчеств, не распятый есть теперь действительный идеал, который светит нам из Евангелий. А если он не может светить, то и Евангелия умерли… Теперь пробуждается новая вера: миф крови, вера вместе с кровью вообще защищает и божественное существо человека. Вера, воплощенная в яснейшее знание, что северная кровь представляет собою то таинство, которое заменило и преодолело древние таинства... Старая вера церквей: какова вера, таков и человек; северно-европейское же сознание: каков человек, такова и вера".
В споре с этими взглядами вырабатывалась православными философами в первой половине ХХ века "русская модель" человека как соборной личности. Она была принята за основу и советской антропологией (в других терминах).
Когда во время перестройки начали со всех трибун проклинать якобы "рабскую" душу русских и требовать от них стать "свободными индивидами", это в действительности было требованием отказаться от культурной идентичности русских. Под давлением соблазнов и новой идеологии часть русских, особенно молодежи, пыталась изжить традиционное представление о человеке, но утрата собственных культурных черт вовсе не приводила сама по себе к приобретению правового сознания англичан. Результатом становилось разрыхление связей русского народа (и даже появление прослойки людей, порвавших с нормами русского общежития - изгоев и отщепенцев).
Теперь для объединения народа русским надо решать трудную задачу ужиться двум частям, которые по-разному отвечают для себя на вопрос "Что есть человек?"
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote