• Авторизация


Кундалини-шакти 12-10-2009 15:15 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Кундалини-шакти
 
Результаты последующих исследований практики «подъема Кундалини» изложены в тезисах доклада, представленных на IV Международный Конгресс «Слабые и сверхслабые поля и излучения в биологии и медицине» (03 – 07 июля 2006), Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский электротехнический университет.
 
РАЗВИТИЕ МОДЕЛИ КУНДАЛИНИ-ШАКТИ

Иванов А.И. СПбГУ
Терешкин С.Н. РГПУ им. А.И. Герцена,


Найдены новые решения задачи интерпретации протонаучных понятий древней Восточной этномедицины в рамках современных естественнонаучных парадигм. Выполнено развитие результатов предыдущих работ [1], [2]. На основе формальной аксиоматики, в рамках которой значения первоначальных терминов не предполагаются адекватными, найдена удовлетворяющая требованиям независимости и непротиворечивости интерпретация, применение результатов которой позволяет решать задачи, сформированные в протонаучных понятиях методами и средствами современного естествознания. А именно: найдена математическая модель неопределяемой функции человеческого организма, именуемой в этномедицине как кундалини-шакти. Для экспериментальной проверки найденной математической модели использована традиционная технология «пробуждения кундалини-шакти» с помощью особых звуковых колебаний, именуемых мантрами. Всего обследовано 12 женщин в возрасте от 20 до 40 лет, у которых была выполнена стандартная регистрация артериального давления и пульсометрия до воздействия мантрами, во время и после. Воздействие мантрами производил один из авторов – С.Н.Терешкин. Статистически значимо зарегистрировано новое явление: уменьшение амплитуды пульсовой волны до нерегистрируемого приборами порога в процессе отдельных практик кундалини-шакти.

Содержание работы примыкает к кругу задач, успешное решение которых найдено в рамках современной физиологии и медицины [3, 4].

Kundalini shakti model development Ivanov A.I., Tereshkin S.N.1 Sankt-Petersburg state university, 1Russian state pedagogical Herzen-university

Литература
1. Иванов А.И., Терешкин С.Н. Этномедицина: мантры как система управления «подъемом кундалини» // Этнолингвокультурология: проблемы и решения. Сборник научных трудов. Под ред. Г.С. Скороспелкиной. – СПб.: САГА, Наука, 2004. – с. 216-223.
2. Иванов А.И., Терешкин С.Н. Математическое моделирование концепций этномедицины. Задача Кундалини-шакти // Североведческие исследования. Научно-методический ежегодник. Материалы Герценовских чтений. Вып. 2. – Изд-воРГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – с. 35 – 39.
3. Минвалеев Р.С. Модель замедления старения человека // Процессы управления и устойчивость: Труды XXXIII научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета ПМ-ПУ СПбГУ 15-18 апреля 2002г. - СПб: ООП НИИ Химии СПбГУ, 2002. - с. 287-292.
4. Минвалеев Р.С., Ноздрачев А.Д., Кирьянова В.В., Иванов А.И. Постуральные влияния на уровень гормонов у здоровых людей. Сообщение 1: Поза “кобры” и стероидные гормоны // Физиология человека, 2004, т. 30, №4, с.88-92.
 
 
 
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИЙ ЭТНОМЕДИЦИНЫ.
ЗАДАЧА КУНДАЛИНИ-ШАКТИ.

Иванов А.И. СПбГУ
Терешкин С.Н. РГПУ им. А.И. Герцена,

В работе изложен новый подход, позволяющий решить задачу аналитического описания медико-биологических концепций древней индо-тибетской этномедицины.
В рамках задач теории управления, поставленных в книге [5] и задач теории управления человеческим организмом, найдена математическая модель оптимизации синтеза динамических систем управления, идентифицируемых в индо-тибетской протонаучной традиции, как Кундалини-шакти. Найдена конструктив¬ная модель, применение результатов которой позволяет выполнить количественную оценку пропорций лекарственных растений, необходимых для лечения заболеваний разных систем организма. В книгах [1],[3],[4] опубликовано содержание исторических источников, излагающих концептуально-структурную модель Кундалини-шакти. В книге [2] изложена современная физиологическая трактовка избранных методов йоги, как традиционной системы оздоровления. В настоящее время известно большое количество опубликованных отечественных и зарубежных авторских концепций, выполненных в виде популярных заявлений. В рамках настоящей работы содержание публикаций, составленных из авторских заявлений, а не из исторических источников не рассматривается.

Из книг [1-4] известно, что геометрической интерпретацией Кундалини-шакти, находящейся в состоянии покоя в области муладхара чакры, является закрученная в 3.5 оборота спираль. Следовательно, в полярных координатах такая спираль есть геометрическое место точек конца радиус-вектора переменной длины, вращающегося относительно закрепленного в полюсе начала радиус-вектора. Известно, что во времена написания исторических трактатов по Кундалини-йоге известен был только один из видов спиралей - спираль Архимеда. В полярных координатах спираль Архимеда записывается аналитическим выражением


(1)

где - длина радиус-вектора, - полярный угол, a=const.
Из книг [1-4] известно, что Кундалини-шакти обычно находится под муладхара-чакрой в спящем состоянии, свернувшись описанной спиралью. Известно также, что в результате некоторых выполненных человеком процедур, которые в современной интерпретации можно отнести к этномедицинским, Кундалини просыпается, входит в муладхару и по сушумна-нади поднимается, вплоть до сахасрары-чакры. Из книг [1],[3] известно, что подъем Кундалини до сахасрары обеспечивает практикующему полное омоложение тела и избавление от всех болезней. Например, в книге Чжуд-Ши [6,с.542] по этому поводу сказано:

"................ спасут
от девяти болезней, прерывающих жизнь,
уничтожат признаки наступающей старости,
вернут телу юность шестнадцатилетнего,
ловкость тигра, силу буйвола, яркость павлина,
... жизнь сделают долгой, как у солнца и луны".
В "Йога таттва упанишаде" [1,с.103] читаем:
"... у продвигающегося в упражнении дальше прибывает большая сила,
коей бродящий по земле может стать чудесно способным
побеждать (существа), бродящие по земле:
тигры, лоси, слоны, буйволы или львы
могут быть умершвлены тем йогином одним ударом руки.
Йогин может быть обликом - словно бы Бог Любви, и покорные тому облику женщины соития с ним возжелают".

Известно, что анатомически муладхара-чакра соответствует области тела от нижней части копчика до верхнего края лобковой кости. Сахасрара-чакра - коре головного мозга. Обозначим через L - расстояние от нижней части копчика до макушки головы. Тогда величина L будет соответствовать длине Кундалини, поднявшейся от муладхары до сахасрары. Известно, что если гладкая кривая задана уравнением (1) в полярных координатах и то длину кривой L можно вычислить, воспользовавшись формулой:


(2)
где и - значения полярного угла в крайних точках дуги,
производная длины полярного радиус-вектора по полярному углу.
В нашем случае значение полярного угла меняется от 0 до 7, так как согласно изложенному в [1] "Кундалини спит, свернувшись в спираль в 3.5 витка. Подставив значения угла в правую часть равенства (2) и выполнив интегрирование находим, что

L = 243.947 |a|, (3)

где a - персонифицированная константа, зависящая от геометрических характеристик физического тела исследуемого индивидуума. Из аналитического выражения (3) следует, что отношение L /|a| есть величина безразмерная. Найденный результат - уравнение (3) можно использовать при решении задач индо-тибетской этномедицины. А именно: выполнив измерение расстояния L от основания копчика - места нахождения спящей Кундалини до макушки головы - конечной точки возможного подъема Кундалини у конкретного пациента, можно вычислить значение индивидуальной константы a.
В исторических источниках, опубликованных в книгах [1-4] сообщается, что подъем Кундалини происходит от положения "спящей, подобно змее, свернувшейся в спираль в области муладхары" до "вытянувшейся подобно палке и поднявшейся до сахасрары". Вычислим работу A, затрачиваемую на подъем Кундалини. Интегрируя правую часть выражения (1) с учетом того, что подынтегральная функция задана в полярных координатах и того, что в нашем случае функция находим, что

(4)

где значение стоящей в правой части равенства (4) неотрицательной константы a известно, как решение уравнения (3). Из аналитического выражения (1) следует, что при изменении значений аргумента [274x39]
(5)
Выполнив вычисления находим, что A1=3a2/6, A2=73a2/6, A3=193a2/6, A4=373a2/6, A5=613a2/6, A6=913a2/6, A7=1273a2/6, т.е. отношение количеств работы, необходимой для подъема Кундалини от чакры к чакре можно записать, как A1:A2:A3:A4:A5:A6:A7=1:7:19:37:61:91:127 (6)

Найденный результат, записанный равенством (6) количественно подтверждает утверждение исторических источников [1],[3],[4] о том, что количество работы, необходимое для подъема Кундалини от чакры к чакре возрастает. Из выражения (5) следует, что если количество работы, необходимой для "пробуждения" Кундалини (в кавычках дана терминология, принятая в исторических источниках – авт.) и "ввода ее в муладхару" считать равным единице, то на преодоление интервала муладхара - свадхистана требуется в 7 раз большее количество работы. На "подъем Кундалини" от свадхистаны до манипуры - в 19 раз большее количество работы и т.д.
Вычислим общее количество работы.




Найденный результат - требующаяся для подъема Кундалини работа от чакры к чакре увеличивается на одну и ту же величину, а также найденное отношение количеств необходимой работы (6), по мнению авторов позволяет обозначить новую задачу исследования. А именно: в рамках залач, изложенных в книге В.И.Зубова "Математическая проблема квантования" [7], задачу о макроквантовой природе биологических процессов.

В целях иллюстрации возможностей применения результатов найденной математической модели, в рамках решения прикладных задач этномедицины, приведем конкретный пример. Известно и изложено в источниках [1-4],[6], что муладхара, свадхистана и манипура чакры порождают управляющие функции половой, выделительной, пищеварительной и других функций организма. Кроме того, к тому же множеству управляющих функции принадлежат функции управления отдельными частями вегето-гормональной регуляции. Из тех же источников [1-4],[6] известно, что анахата чакра порождает множество управляющих функций, выполняющих регуляцию процессов дыхания и нереспираторных функций легких. Пусть из книги "Чжуд-Ши" [6] известно, что некое лекарственное растение Z оказывает положительное воздействие на работу систем управления организмом, подчиняющихся управляющим функциям из множества функций, принадлежащих чакрам от муладхары до анахаты включительно. Применением найденной математической модели требуется оценить отношение количеств растения Z, необходимого для решения задачи нормализации работы мочеполовой функции к количеству того же растения Z, необходимого для нормализации работы функций легких.

Замечание 1. Будем считать, что необходимые для решения изложенной задачи проводники известны. Решение. Из источников [1-4],[6] известно, что мочеполовой функцией управляют муладхара и свадхистана чакры. Респираторной и нереспираторной функциями легких - анахата чакра. Вычислим количество работы C1, необходимое для подъема Кундалини-шакти до сводхистана чакры и количество работы C2, необходимое для подъема Кундалини-шакти до анахата-чакры.
[382x52]


Вычислив отношение C2/C1 находим, что C2/C1=8. Т.е. для нормализации функционирования и мочеполовой и легочной системы требуется в 8 раз больше растения Z, чем для нормализации функционирования только мочеполовой системы.
Замечание 2. В рамках изложенного примера вероятность неправильной или неполной диагностики не учтена.

Приведем сводку найденных результатов.

1. Найдена математическая модель, применение результатов которой позволяет выполнять количественную оценку предложенных в исторических источниках концептуально-структурных моделей динамических систем управления физиологическими процессами человеческого организма.

2. Найдено решение задачи вычисления индивидуальной константы макроквантования работы, необходимой для применения методов синтеза динамических систем управления, идентифицированных в исторических источниках, как системы Кундалини-шакти.

3. Найдена модель, результаты которой применимы в решении задач оптимального использования растений в этномедицине.


ЛИТЕРАТУРА
1. Упанишады йоги и тантры / Пер. с санскр. и сост. Б.В.Мартынова. - М.: Алетейа. 1999.-256 с.: ил.
2. Эберт Д. Физиологические аспекты йоги / Перевод с немецкого Р.С.Минвалеева. - СПб.: Веди. 1993.-144 с., ил.
3. Авалон А. Змеиная сила. Т.1/Пер. с англ. - М.: ГРАММА. 1994.-256 с.
4. Rawson F. Tantra. The Indian cult of ecstasy. – London: THAMES AND HUDSON ltd. 1973.- 128 p.
5. Зубов В.И. Лекции по теории управления. - М.: Главная редакция физико-математической литературы изд-ва "Наука". 1975. - 494 с.
6. Чжуд-Ши. Канон тибетской медицины. Пер. с тибетского, предисл., примеч., указ. Д.Б.Дашиева. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН. 2001.-766 с.
7. Зубов В.И. Математическая проблема квантования. - Саранск: Изд-во Саратовского ун-та. Саранский филиал, 1989. - 56 с.
 
 
 
ЭТНОМЕДИЦИНА: МАНТРЫ, КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ "ПОДЪЕМОМ КУНДАЛИНИ"

Иванов А.И. СПбГУ
Терешкин С.Н. РГПУ им. А.И. Герцена,


В настоящей работе изложены результаты экспериментов авторов в области этномедицины: инструментально зафиксированы изменения интегральных показателей кровообращения и реактивности вегететивной нервной системы человека, возникающие вследствие выполнения одной из малоизученных в рамках современной науки практик - практики так называемого "подъема кундалини" применением мантр. Доказано, что зафиксированные изменения являются неслучайными.

Изложим противоречивую ситуацию, имеющуюся в настоящее время в одной из сфер современной этномедицины. С одной сто¬роны мы располагаем историческими трактатами по этномедицине, например, трактатами [1],[2],[3], в которых в том числе описаны и практики так называемого "подъема кундалини". В тех же трактатах утверждается, что применением "подъема кундалини" можно вылечить любые болезни человека, а также осуществить значительное омоложение его физического тела. Мы располагаем также переводами исторических трактатов по йоге, в которых также затронуты вопросы этномедицинского характе¬ра. Например, трактатов [4],[5] и др. Нам известны документальные работы, например [8], содержащие фотографии древнетибетских и древнеиндийских схем, предназначенных для изучения различных этномедицинских практик, изложенных в работах [1],[2],[4],[5]. Кроме того, мы располагаем работами, содержащими описание отдельных современных научных трактовок теории и практики этномедицины и йоги. Например, работами [6],[7] и др. Нам известны совместные работы [11],[12],[13] физиологов и математиков, в которых выполнено исследование влияния отдельных практик кундалинийоги на изменение реактивности вегетативной нервной системы человека и изменение гормонального состава крови. С другой стороны, в рамках современной науки не только не известно, что именно понималось авторами трактатов под термином "кундалини", но и неизвестны никакие физиологические и анатомические понятия, являющиеся смысловым эквивалентом "подъема кундалини". Однако, в исторических трактатах по йоге имеются описания отдельных физиологических реакций человека, сопровождающих "подъем кундалини". Описания этих реакций во многом совпадают с описанием некоторых рефлекторных реакций человека, хорошо изученных в современной физиологии. Например, пилоэрекции.

Целью настоящей работы является изучение изменения значений интегрального показателя реактивности вегетативной нервной системы - индекса Кердо в процессе "подъема кундалини", вызванного применением мантр.

В качестве испытуемых были отобраны 8 добровольцев, годных по состоянию здоровья для проведения медикобиологических исследований, практически здоровых. Состав группы добровольцев: 8 женщин возраста от 20 до 40 лет без вредных привычек и признаков генетического вырождения. Экспериментатор - мужчина 49 лет, практически здоровый, без вредных привычек, владеющий техникой выполнения так называемых мантр - произнесения специализированного набора специфических звуков, употребляемых в некоторых психофизических практиках йоги. С техникой выполне¬ния мантр заинтересованный читатель может ознакомиться по фрагментам переводов исторических трактатов в книгах [5],[2].

Следуя содержанию упомянутых работ, в интересах читателя приведем краткое описание того, как именно и при каких условиях выполнением мантр одним человеком возможно вызвать "подъем кундалини" у другого человека.

Во-первых, опыт "подъема кундалини" необходимо выполнять в строго определенное время. Метод вычисления подходящего временного интервала является довольно громоздкой математической процедурой и его описание выходит за рамки настоящей работы, т.к. требует наличия специального математического образования у читателя. Кроме того, выполняющий мантры должен быть обучен правильной технике их выполнения. В противном случае опыт "подъема кундалини" не приведет к желаемому результату. О простейших приемах выполнения мантр читатель может узнать, ознакомившись с содержанием аудио и видео отчетов научных этнографических экспедиций в Тибет, Гималаи и некоторые государства Дальнего Востока. По мнению авторов, основанному на изученных им материалах экспедиций и переводах трактатов, главным свойством места проведения эксперимента по "подъему кундалини" является отсутствие мешающих практике внешних раздражителей и наличие помещения с хорошими аккустическими свойствами. Известно, что на Востоке в качестве таких помещений использовались специально оборудованные ритуальные строения.

Опишем ход эксперимента.
Перед началом эксперимента у испытуемой 4 раза подряд проводилось измерение медико-биологических характеристик кровообращения: диастолического давления крови (в мм рт. ст.) и частоты сердечных сокращений (ударов сердца в мин.). Измерение выполнялось с помощью стандартного автоматического медицинского тонометра UA-777. В целях повышения точности результатов измерений каждый измерительный сеанс состоял из 4-х выполненных подряд измерений. Все найденные численные результаты впоследствии подверглись специально созданной для медикобиологических исследований процедуре математической обработки результатов измерений с применением вычислительной техники.

В начале эксперимента испытуемая принимала удобное положение тела: как правило, лежа или сидя. Экспериментатор располагался в положении сидя на полу со скрещенными ногами на расстоянии около одного метра от испытуемой. После этого экспериментатор выполнял мантры, которые согласно описанию в упомянутых выше источниках должны вызывать у испытуемого "подъем кундалини". Продолжительность выполнения мантр в разных случаях колебалась в интервале 5-15 мин. Критерием начала эффекта, именуемого "подъемом кундалини" служило возникновение на руках испытуемой явно выраженного и отчетливо фиксируемого визуально рефлекса пилоэрекции. Возникновение пилоэрекции было выбрано в качестве критерия начала "подъема кундалини" вследствие того, что пилоэрекция описана в исторических трактатах по йоге как один из признаков начала "подъема кундалини". С момента начала пилоэрекции у испытуемой экспериментатор продолжал выполнение мантр, а присутствовавшая при эксперименте медсестра выполняла 4 измерения подряд диастолического кровяного давления и частоты сердечных сокращений у испытуемой. Четыре измерения выполнялись с целью повышения достоверности показаний танометра. В качестве окончательного результата принималось среднее арифметическое результатов измерений. После четвертого замера экспе¬риментатор прекращал выполнение мантр и по прошествии 5 мин. медсестра выполняла третью серию замеров. Описанные опыты были проведены последовательно со всеми восьмерыми испытуемыми.

Через 1-2 дня после эксперимента все испытуемые прошли первичный медицинский осмотр, выполненный врачом-терапевтом. Никаких отрицательных последствий для здоровья испытуемых врачом не было обнаружено.

В таблице 1 помещены численные значения средних арифметических характеристик кровообращения испытуемых до экспери¬мента, во время эксперимента и после эксперимента.

ТАБЛИЦА 1

ХАРАКТЕРИСТИКИ КРОВООБРАЩЕНИЯ ИСПЫТУЕМЫХ

[383x209]


Известно и напечатано, например, в руководстве [9], что для численной оценки реактивности вегетативной нервной системы принят безразмерный вегетативный индекс Кердо, вычисляемый по формуле (1):




где x - диастолическое давление крови (в мм рт. ст.), y - частота сердечных сокращений (уд. в мин.).
Исходя из термодинамических соображений, выполнив предельные переходы нетрудно доказать, что значение индекса Кердо V, с одной стороны, не может превосходить значения V=+1. с другой - возможные отрицательные значения индекса не ограничены, т.е.


Воспользовавшись численными значениями диастолического давления и частоты сердечных сокращений из табл.1 и применив формулу (1), вычислим значения индекса Кердо. Результаты вычислений помещены в таблицу

ТАБЛИЦА 2
ЗНАЧЕНИЯ ВЕГЕТАТИВНОГО ИНДЕКСА КЕРДО

[339x216]


Напомним цель исследования: мы хотим выяснить, происходит ли изменение реактивности вегетативной нервной системы человека в процессе "подъема кундалини" под воздействием мантр. С этой целью вычислим значения точечных оценок средних арифметических x* и значения оценок среднеквадратических отклонений индекса Кердо до опыта, во время опыта и после опыта.

Воспользовавшись известными формулами

[622x197]


Сформулируем гипотезу: значение оценки среднего во время опыта статистически значимо больше, чем значение оценки среднего до опыта, т.е. различие значений оценок x * ср.1 и x * ср.2 не случайно. Запишем гипотезу аналитически: Hо: х* ср.2 >x * ср.1 . Для проверки гипотезы применим метод дове¬рительных интервалов. С этой целью воспользуемся известной формулой для вычисления границ доверительных интервалов x * ср. + , где значение
находится применением формулы:




В формуле (2): n - объем выборки, t - коэффициент, значение которого зависит от выбранного значения надежности . При заданном значении значение t берется из таблиц распределения Стьюдента.

В нашем случае для надежности =0.99, t=3.71. Выполнив вычисления находим доверительные интервалы: (-0.18,-0.02), (0.35,0.4). Найденные доверительные интервалы не пересекаются. Гипотеза принимается.

Выполнив методом доверительных интервалов проверку гипотезы Hо: x * ср.2 >x * ср.3 находим, что с надежностью =0.99 искомые доверительные интервалы: (0.35,0.4), (0.06,-0.14). Интервалы не пересекаются. Следовательно, гипотеза принимается.

Сформулируем найденный результат: с надежностью 0.99 доказано, что при воздействии на испытуемых мантрами значение вегетативного индекса значительно возрастает: в среднем с -0.1 до +0.38. После прекращения воздействия на испытуемых мантрами значение индекса Кердо падает в среднем с +0.38 до -0.04.

Выполним термодинамическую трактовку найденного результата. Известно, что положительные значения индекса Кердо соответствуют преобладанию в организме активности симпатической нервной системы, реализующей функции энергорасхода в организме. Отрицательные значения индекса Кердо соответствуют преобладанию в организме активности парасимпатической нервной системы, реализующей функции энергонакопления в организме и его восстановления. В современной термодинамике хорошо известны дифференциальные уравнения и их решения, описываю¬щие энергетический баланс динамических систем.

Остановимся на дифференциальном уравнении, описывающем изученный нами случай динамики энергетического баланса системы. В нашем случае доказано, что вследствие воздействия мантры, как возмущающего равновесие системы фактора, система переходит в режим повышения энергорасхода. После прекращения влияния возмущающего фактора - мантры, система постепенно снижает интенсивность энергорасхода и возвращается в околоисходное, возможно, относительно стационарное состояние.

Известно и напечатано, например, в книге [10], что зарегистрированный нами случай изменения динамических характеристик системы под воздействием возмущающих факторов описывается линейным дифференциальным уравнением второго порядка




где V(t) - функция индекса Кердо, t - время.
Для нашего случая общий интеграл уравнения (3) записывается, как




где A,B,M - константы, зависящие от начальных условий (tо,Vо), k,p - константы, вычисляемые из условий значений Vi ,ti при значениях времени ti , i = 1,..., n.

Графическая интерпретация решений (4) помещена на рис.1

[445x275]

рис.1

На рис.1: по оси абцисс - время t в мин., по оси ординат - значения индекса Кердо V(t), изменяющиеся во времени.

Максимуму функции V(t) соответствует максимум влияния на реактивность вегетативной нервной системы внешнего возмущающего фактора - мантр и соответствует максимально достигнутой в процессе опыта реактивности вегетативной нервной системы. В нашем случае решение (4) является ассимптотически устойчивым по А.М. Ляпунову решением. Изложим краткую сводку результатов работы.

1. С надежностью 0.99 доказана гипотеза о том, что выполнение практики мантр, предназначенной для "подъема кунда¬лини", вызывает значительное изменение значения индекса Кердо.
2. Доказано, что воздействие мантр на испытуемых вызывает у испытуемых значительное повышение реактивности веге¬тативной нервной системы.
3. Доказано, что воздействие на испытуемых мантрами с целью "подъема кундалини" в границах выполненных экспериментов с одной стороны, значительно сдвигает реактивность вегетативной нервной системы в сторону симпатической активности в процессе практики мантр, с другой стороны, после прекраще¬ния эксперимента характеристики вегетативной нервной системы ассимптотически устойчиво возвращаются к прежним (доэкспериментальным) значениям.
По мнению авторов, значительный интерес представляет поиск этномедицинских процедур, позволяющих достигнуть высоких отрицательных значений индекса Кердо, т.к. смещение значений индекса Кердо в отрицательную полуплоскость косвенно свидетельствуют о повышении восстановительных и регенеративных свойств организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. "Чжуд-ши": Канон тибетской медицины. Пер. с тибетского, предисл., примеч., указатели Д.Б. Дашиева. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2001.-766 с.
2. Упанишады йоги и тантры / Пер. с санскрита и сост. Б.В. Мартынова. - М.: Алетейа, 1999.-256 с.: ил.
3. Атлас тибетской медицины. Свод иллюстраций к тибетскому медицинскому трактату XVII века "Голубой берилл"/ Пер. с тибетского и сост. Т.А. Асеева, Д.Б. Дашиев и др. Научный редактор Ю.М. Парфиконович. М.: Издательство "Галарт". 1994.-592 с.: ил.
4. Классическая йога ("Йога-сутры" Патанджали и "Вьяса-Бхашья"). Пер с санскрита, введ., коммент. и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. -М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992.-260 с.
5. A. Avalon.: The Serpent power. Ganesh and so., Madras. India 1958.
6. Базарон Э.Г., Асеева Т.А. "Вайдурья-онбо" - трактат индо-тибетской медицины. -Новосибирск: Наука, 1984.-118 с.
7. Эберт Д. Физиологические аспекты йоги. /Пер. с не- мецкого Р.С. Минвалеева. -СПб.: Веди, 1993.-144 с.: ил.
8. P. Rawson.: TANTRA. The Indian cult of ecstasy. Tha- mes and Hudson Ltd., London, 1973.
9. Заболевания вегетативной нервной системы: Руководство для врачей.// А.М. Вейн, Т.Г. Вознесенская, В.Л. Голубев и др./ Под ред. А.М. Вейна. -М.: Медицина. 1991.-624 с.
10. Горт В. Дифференциальные уравнения. /Пер. с немецкого. Под ред. Р.О. Кузьмина. М.:Л.: Государственное техникотеоретическое издательство. 1933.-480 с.
11. Минвалеев Р.С. Кирьянова В.В. Иванов А.И. Бхуджангасана изменяет уровень стероидных гормонов/ Адаптивная физическая культура. №2(10) 2002. С.22-25.
12. Минвалеев Р.С. Иванов А.И. К теории управления человеческим организмом. Гарудасана /Адаптивная физическая культура. №2(14) 2003. С.28-29.
13. Минвалеев Р.С. Иванов А.И. К теории управления человеческим организмом. Ваджроли мудра/ Адаптивная физическая культура. №3(15) 2003. С.9-10.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Кундалини-шакти | Kurtzs_Pol - Дневник Kurtzs_Pol | Лента друзей Kurtzs_Pol / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»