Пространство единой иконы. Пять на десять… километров. Ограниченная часть земли с неограниченным выходом к небу. Тут особенное время. И можно спросить: «Как пройти на Голгофу?»…
Новый Иерусалим - пространство, помогающее отделить духовное от материального. Текущее, живое, вечно изменяющееся, но неизменное. Напоминающее, что икона – это не доска и краски, храм – это не стены и свечи.
Иерусалим известен из Апокалипсиса как Святой град, земля Иерусалима есть икона, образ Иерусалима Небесного, а Новые Иерусалимы, возводимые в других местах, одновременно иконы реального, земного града, где происходила история Спасения, смерть и Воскресение Христа, и в то же время образ Небесного Града, который явится в конце времен…Такой Иерусалим построил патриарх Никон. И за это его же и судили...
В Новом Иерусалиме становится особенно важным чувствовать пространство – вне времени. Современная культура большей частью давно утратила эту способность… Вот Гефсиманский сад, и разве важно – среднерусская или ближневосточная там зима?
Что такое Иордан? Разве существенно, лежит ли на его берегах снег, пустыны ли они или поросли зеленью?
Река Истра близ монастыря - это почти точная копия реки Иордан и по ширине, и по виду своих берегов. За Иорданом на севере расположена гора, она получает наименование Фавора. Близ нее оказывается и Ермон. По первоначальному замыслу патриарха Никона к югу от монастыря намечался Вифлеем, за Елеонской горой - Вифания. К северу от Нового Иерусалима были обозначены места Капернаума и Рамы. Довольно далеко от обители в селе Чернево возникает Назарет... Патриарх Никон устраивает "подмосковную Палестину" в соответствии с топографией святых мест Палестины исторической, с их расположением по сторонам света относительно Иерусалима. Все это не есть только произвольные человеческие аллегории, некие ничего не значащие сравнения. Это - реальный символизм.
В центре этой иконы находится Воскресенский монастырь, построенный патриархом Никоном "в меру и подобие" храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Входящий в Новый Иерусалим с изумлением обнаруживает, что и сам собор Воскресения Христова - это не просто храм, но и град. Он начинает вырастать буквально из-под земли
возвышается главами подземной церкви и постепенно восходит все выше к небу уступами, террасами, куполами
Громадная икона живёт и дышит каждым порывом ветра, над ней пролетают времена года, изменяя ее цвета,
сменяются века, нанося то завитушки штукатурки, то пыль и мусор.. а она остается неизменной…
В самом важном...
В том, что нельзя увидеть и потрогать руками...
Впечатляет удивительная, тщательно продуманная постановка света: лампады, свечи комбинируются с естественным освещением.
Никон заказывал точные обмеры и образцы реликвий из реального Иерусалима. Когда-то богатейшее изразцовое убранство сакрального комплекса восходит к образу стен Небесного Иерусалима сделанных из золота и драгоценных камней.
Патриарх Никон не был реформатором… Он боролся с врывающимся из Европы протестантизмом и католичеством, и мог опереться только на греческую, константинопольскую православную традицию… Ничего революционного и принципиально нового, как об этом часто говорят, он не вводил в церковную жизнь, а лишь возвращался сам и пытался возвратить народ к традиции апостольской Церкви, и не его вина – что к тому времени традиция эта была искажена.
И Никон был настоящим монахом. Еще в Кожеозерской Боявленской пустыни он испросил у игумена благословения жить в уединении и отправился на пустынный остров, где устроил себе келию. Речь идет об одиночном скитском житие в условиях сурового русского Севера. На этот подвиг мог пойти только инок, имеющий крепкое упование на Бога и человек с сильной волей. Там же, видимо, на пустынном островке в ледяном море крестьянскому сыну удалось собрать силы, чтобы впоследствии преодолеть образовательные и сословные преграды, стать патриархом… и воплотить свою мечту.
И она жива - эта мечта... Даже в разрушенном, перестроенном и местами запущенном виде - она по-прежнему небесна и открыта для человека...
Иногда она кажется обыденной и простой
Иногда - просто живописной ...
В ней можно найти понятное и уютное )
... и даже забавное)))
Но эта мечта создала пространство - источник чудотворящей энергии, где всё, что нематериально в буквальном смысле, становится реальным как духовная сила… Такое пространство предполагают активное участие самого зрителя, который становится частью событий двухтысячелетней давности и сиюминутности одновременно…
Строительная иконопись патриарха Никона, его "богословие в камне" показала, что архитектурно-пространственный ансамбль может быть такой же иконой, "возвращающей к первообразу", как и обычные иконы ...
И - Чудо, несмотря на все суды и пересуды, изменения, искажения, толкования и реконструкции – эта икона жива до сих пор! Оказаться внутри нее может попробовать каждый. Пустит ли она внутрь «земли обетованной», как там быть, что чувствовать и какой опыт вынести – зависит от человека. И такие объявления, видимо, уместны…
Но всё зависит от человека.. «в меру и подобие»…