Из разряда тех вещей, которые все знают, но никто не делает... Нда, не претендую на авторство данного. Я люблю коллажи.
Этикет (от французского «etiquette») - это установленный в какой-либо социальной группе порядок поведения и формы общения людей.
Сейчас интернет перестал быть только источником информации, каким его воспринимали еще лет десять назад: он стал полноценным средством общения, причем оказался во многом удобнее и дешевле, чем уже существующие средства связи, что и способствует его постоянно растущей популярности. В связи с этим назрела необходимость в создании неких (хотя бы рекомендательного характера) правил общения, при помощи которых можно было бы поддерживать порядок и избегать конфликтов. Владельцы сетевых ресурсов по-разному решали эту задачу, но практически везде прослеживались общие черты, которые со временем стали называться основными положениями сетевого этикета.
Проявление индивидуальности пользователя
Защита сети
Благодаря индивидуализму, сеть является прекрасным местом для поиска разнообразной информации и встречи с разными людьми. Оное может подвергнуть испытанию либеральность пользователя. Существует великое множество самых разных мнений о приемлемом поведении.
Отрицательное воздействие на сеть
• чрезмерное использование ресурсов сети
• интернет-воровство
• сетевые вирусы
• информационный шум
Чрезмерное использование ресурсов сети
Сети создаются для решения определённого круга проблем. Коммерческие подключения также производятся организациями в определённых целях. Использование сети может быть как сообразным, так и несообразным.
Типичным примером чрезмерного несообразного использования являются сетевые игры, именно они представляют наибольшую опасность, поскольку при своей работе пересылают по сети большие объёмы информации, сильно загружают различные серверы. Большие объёмы могут возникать либо потому, что игра очень сложная, либо потому, что она многопользовательская.
Во втором случае особенно опасными становятся дни Событий, когда к игре одновременно подключается большое число пользователей. Обычно, люди играют в свободное время, подчиняясь рамкам часовых поясов, что способствует равномерному распределению нагрузок на сетевой канал. В дни Событий нагрузка сильно возрастает.
Интернет-воровство
1. Воровство информации; плагиат; онлайновое пиратство.
Онлайновое пиратство — это незаконное копирование и распространение (как для деловых, так и личных целей) материалов, защищенных авторским правом. Например, музыки, фильмов, игр или программ без разрешения правообладателя.
2. Шпионаж
Шпионаж осуществляется посредством специальных шпионских программ. Шпионские программы – это любая технология, направленная на сбор информации о персоне или организации, без ведома самого объекта наблюдения. В Интернете, шпионские программы программируются на секретное попадание на компьютер жертвы и сбор информации о пользователе и передачи полученной информации рекламодателям или другим заинтересованным лицам. Шпионские программы могут проникнуть на компьютер с помощью вирусов или в результате инсталляции новой программы. Защита осуществляется посредством антишпионских программ, таких, как SpyVest.
3. Воровство с кредитных карт
Проблема воровства с кредитных карт актуальна в Европе и Америке. Реквизиты крадутся в момент покупок в Интернет – магазинах. Исследование, проведенное агентством MORI, показало, что 47% британцев воздерживаются от интернет-покупок, потому что опасаются кражи реквизитов своих кредиток.
4. Использование в личных целях корпоративных ресурсов
Сетевые вирусы
К сетевым относятся вирусы, которые для своего распространения активно используют протоколы и возможности локальных и глобальных сетей. Основным принципом работы сетевого вируса является возможность самостоятельно передать свой код на удаленный сервер или рабочую станцию. Полноценные сетевые вирусы при этом обладают еще и возможностью запустить на выполнение свой код на удаленном компьютере или, по крайней мере, подтолкнуть пользователя к запуску зараженного файла.
Наибольшую известность приобрели сетевые вирусы конца 1980-х, их также называют сетевыми червями (worms).
Вновь проблема сетевых вирусов возникла лишь в начале 1997-го года. Первый из них использует возможности электронной почты - он создает новое письмо, содержащее зараженный файл-документ, затем выбирает из списка адресов случайные и рассылает по ним зараженное письмо.
Второй вирус использует для своего распространения протокол FTP (File Transfer Protocol) и передает свою копию на удаленный ftp-сервер в каталог Incoming. Поскольку сетевой протокол FTP исключает возможность запуска файла на удаленном сервере, этот вирус можно охарактеризовать как полу-сетевой, однако это реальный пример возможностей вирусов по использованию современных сетевых протоколов и поражению глобальных сетей.
Прообразом всех сетевых вирусов является "червь Морриса".
В наше время основная угроза исходит от вирусов-червей и траянов.
Trajan horse («Траянский конь») – Программа, предназначенная для не-санкционированного доступа к системе или разрушения всей системы безопасности, которая внешне замаскирована под программу-игру, архиватор, программу чтения каталога и т.д.
Worm («Червь») – Программа, распространяющая копии самой себя по сети.
Защиту от сетевых вирусов осуществляют антивирусные программы, такие, как NOD 32, Kaspersky, Dr. WEB, и др.
Информационный шум
Развитие Сети привело к тому, что одной из основных проблем пользователей стал избыток информации. Поэтому сетевое сообщество выработало специальные правила, направленные на ограждение пользователя от ненужной/незапрошенной информации (спама). В частности, являются недопустимы-ми:
1. Массовая рассылка сообщений посредством электронной почты и других средств персонального обмена информацией.
Открытая публикация адреса электронной почты или другой системы персонального обмена информацией не может служить основанием для вклю-чения адреса в какой-либо список для массовой рассылки сообщений. Включение адреса, полученного любым путем (через веб-форму, через подписного робота и т.п.), в список адресов, по которому проводится какая-либо рассылка, допускается только при условии наличия надлежащей технической процедуры подтверждения подписки, гарантирующей, что адрес не попадет в список иначе, как по воле владельца адреса. Процедура подтверждения подписки должна исключать возможность попадания адреса в список адресатов какой-либо рассылки (единичной или регулярной) по инициативе третьих лиц (т.е. лиц, не являющихся владельцами данного адреса).
Обязательно наличие возможности для любого подписчика немедленно покинуть список рассылки без каких-либо затруднений при возникновении у него такого желания. При этом наличие возможности покинуть список само по себе не может служить оправданием внесения адресов в список не по воле владельцев адресов.
2. Отправка электронных писем и других сообщений, содержащих вложенные файлы и/или имеющих значительный объем, без предварительно полученного разрешения адресата.
3. Рассылка (иначе как по прямой инициативе получателя)
а) электронных писем и других сообщений (в том числе единичных) рекламного, коммерческого или агитационного характера;
б) писем и сообщений, содержащих грубые и оскорбительные выражения и предложения.
в) Рассылка сообщений, содержащих просьбу переслать данное сообщение другим доступным пользователям (chain letters).
4. Размещение в любой электронной конференции сообщений, которые не соответствуют тематике данной конференции (off-topic).
5. Размещение в любой конференции сообщений рекламного, коммерческого или агитационного характера, кроме случаев, когда такие сообщения явно разрешены правилами данной конференции либо их размещение было согласовано с владельцами или администраторами данной конференции предварительно.
6. Размещение в любой конференции статьи, содержащей приложенные файлы, кроме случаев, когда вложения явно разрешены правилами данной конференции либо такое размещение было согласовано с владельцами или администраторами конференции предварительно.
7. Рассылка информации получателям, ранее в явном виде выразившим нежелание получать эту информацию, информацию данной категории или информацию от данного отправителя.
8. Использование собственных или предоставленных информационных ресурсов (почтовых ящиков, адресов электронной почты, страниц WWW и т.д.) в качестве контактных координат при совершении любого из вышеописанных действий, вне зависимости от того, из какой точки Сети были совершены эти действия.
9. Осуществление деятельности по техническому обеспечению рассылки спама (spam support service), как то:
- целенаправленное сканирование содержимого информационных ресурсов с целью сбора адресов электронной почты и других служб доставки сообщений;
- распространение программного обеспечения для рассылки спама;
- создание, верификация (проверка), поддержание или распространение баз данных адресов электронной почты или других служб доставки сообщений (за исключением случая, когда владельцы всех адресов, включенных в такую базу данных, в явном виде выразили свое согласие на включение адресов в данную конкретную базу данных).
Стоит назвать ещё несколько нарушающих сетевую этику явлений:
• злобное, надоедливое и иное антиобщественное поведение
• умышленное вредительство
• обнародование файлов непристойного содержания.
Основные нормы и принципы этики в Интернет
Интернет-этика находится пока что только в стадии своей разработки и становления, вовлекая в свои проблемы все новых и новых пользователей, представителей услуг («провайдеров»), целые социальные группы и слои и, наконец, само государство. Выстраивая цепочку элементов Сетевой этики следует опереться на этику обычную, естественно, постараясь спроецировать ее на особенности Интернет.
Некоторые исследователи выделяют три пересекающиеся посылки сетевой этики:
• анархия, точнее личная свобода;
• здоровый консерватизм;
• инстинкт сохранения популяции в целом.
Анархия означает, что каждый волен делать всё, что ему будет угодно, если это не вредит другим членам общества, не ущемляет их интересов.
Инстинкт самосохранения абсолютно необходим, ибо без него само общество может прекратить своё существование. Система устойчива только тогда, когда имеется отрицательная обратная связь. Это означает лишь то, что сетевое сообщество должно беречь и защищать свою среду обитания – Сеть.
Здоровый консерватизм означает бережное отношение к уже достигнутому, умелое его использование для своего развития.
Однако все это проистекает из сущности и особенностей Сетевой этики. А что же конкретно делается в Сети для становления этических норм и принципов? Логично, что садясь за компьютер и начиная работать с Сетью, человек как бы проецирует свой образ на Интернет. Этот «двойник» проявляется, прежде всего, в различных группах новостей, в конференциях, чатах, а также в своей переписке.
Сеть развращает кажущейся анонимностью и возможностью вынырнуть из нее в любой момент. Для того чтобы понять, почему анонимность и возможность выхода без последствий являются кажущимися следует показать два основных аспекта:
Первый аспект – технический. Специалисту в области сетевых коммуникаций не составляет особого труда отследить абсолютно любого, независимо от способа его вхождения в Сеть и протокола работы. Сеть умеет защищаться от потенциальной и реальной угрозы. Нарушитель будет изолирован от нее – раньше или позже.
Аспект второй – личностный. Мы привыкли к устному диалогу, составляющему основу, львиную долю современных коммуникаций. Интонация, обстановка и выражение лица собеседника порой несут больше информации о нем, чем собственно содержание беседы как таковое. В Интернете такого "сенсорного" компонента мы, в основном, лишены. Можно возразить, что существуют телефонные разговоры по Сети, сетевое радио и телевидение. Да, это так, но дело в том, что мы – и утверждающие, и возражающие, - понимаем, что письменная речь, без возможности видеть и слышать собеседника, еще надолго останется главным способом общения в Интернете.
Отсюда вытекает необходимость формулировать и применять единые правила поведения в Сети.
Прежде всего, знать правила поведения необходимо детям. Сайт Microsoft даёт на этот счёт следующие рекомендации:
Можно написать кодекс поведения, которому все согласны следовать. Кроме того, можно составить правила пользования для каждого ребенка в семье в зависимости от возраста. Каждый подписывает свое соглашение, чтобы показать, что понимает правила и соглашается следовать им в интернете.
Ниже приведен образец.
Соглашение о кодексе поведения в интернете
Я обязуюсь:
• Обращаться к моим родителям, чтобы узнать правила пользования интернетом: куда мне можно заходить, что можно делать и как долго позволяется находиться в интернете ( ___ минут или ___ часов).
• Никогда не выдавать без разрешения родителей личную информацию: домашний адрес, номер телефона, рабочий адрес или номер телефона родителей, номера кредитных карточек или название и расположение моей школы.
• Всегда немедленно сообщать родителям, если я увижу или получу в интернете что-либо тревожащее меня или угрожающее мне; сюда входят сообщения электронной почты, сайты или даже содержимое обычной почты от друзей в интернете.
• Никогда не соглашаться лично встретиться с человеком, с которым я познакомился в интернете, без разрешения родителей
• Никогда не отправлять без разрешения родителей свои фотографии или фотографии членов семьи другим людям через интернет или обычной почтой.
• Никогда никому, кроме своих родителей, не выдавать пароли интернета (даже лучшим друзьям).
• Вести себя в интернете правильно и не делать ничего, что может обидеть или разозлить других людей или противоречит закону.
• Никогда не загружать, не устанавливать и не копировать ничего с дисков или из интернета без должного разрешения.
• Никогда не делать без разрешения родителей в интернете ничего, требующего платы.
• Сообщить моим родителям мое регистрационное имя в интернете и имена в чате, перечисленные ниже:
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
Имя (ребенок) _______________________ Дата ____________
Родитель или опекун _______________________ Дата ____________
(блин, сурово :)
Существуют попытки создания некоего общего Кодекса этичного поведения в сети. Рассмотрим некоторые из вариантов.
1. Правила для подростков
Прежде всего, знание правил необходимо подросткам – основным пользователям чатов, форумов, Интернет-дневников, и прочих ресурсов, посредством которых осуществляется общение. Постараемся сформулировать основные принципы, которых нужно придерживаться:
• Не грубить.
• Не отвлекаться от заданной темы. В модерируемых телеконференциях за сообщение не по теме нарушителя отключают: недопустимо попусту тратить чужое время.
• Если письмо адресовано лично Вам, неэтично направлять ответ в общий список рассылки без разрешения своего корреспондента.
• При ответе не стоит цитировать все письмо: нужно выбрать только те фразы, на которые Вы отвечаете.
• Следить за стилем речи. Подростки, а часто и взрослые молодые люди почему-то считают, что компьютерное письмо нужно писать исключительно на компьютерном жаргоне, иногда это переходит всякие разумные границы.
• Следить за правописанием и знаками препинания: с появлением компьютеров правила русского языка никто не отменял, и читать неграмотный текст с экрана так же неприятно, как и на бумаге.
2. Правила для блоггеров
Идея создания для блогов единого свода правил поведения была придумана Тимом О'Рейли. Предложенные им правила в большинстве своем уже давно на устах у сетевой общественности, но сторонникам разумного поведения в интернете до сих пор не на что сослаться, чтобы каждый раз не объяснять свою позицию.
О'Рейли изначально предложил 7 правил, снабдив их подробными пояснениями. Но в таком виде они все-таки не могли быть использованы в качестве программного документа набирающего обороты движения, и тут пригодилась помощь многочисленных авторов Википедии. И теперь, хотя работа над Сводом все еще продолжается, правила приобрели достаточно краткую удобоваримую форму.
Кодекс поведения блоггера:
1. Мы несем ответственность за наши собственные слова и оставляем за собой право ограничивать в нашем блоге комментарии, которые не соответствуют базовым правилам вежливости.
Поступки, считающиеся нарушающими эти правила, перечислены особо и включают в себя преследование, обнародование личных сведений о ком-то без его согласия, оскорбления, угрозы, клевету, а также нарушения авторских прав и коммерческой тайны.
2. Мы не скажем ничего такого в сети, чего не сказали бы лично.
Если напряжение возрастает, перед тем, как отвечать публично, мы свяжемся с собеседником лично.
3. Мы примем меры, если заметим, что кто-то несправедливо нападает на другого.
Меры заключаются в указании (по возможности лично) обидчику на его ошибку и склонении его к извинениям. Если он перешел на угрозу, следует сообщить в компетентные органы.
4. Мы поддерживаем анонимное комментирование.
Это правило больше всего нуждается в обосновании, поэтому описано весьма подробно и с примерами. Главный аргумент - те, кому доводилось испытывать нужду в сокрытии своей личности при публикации комментария, поймут.
5. Мы игнорируем троллей.
Троллинг (от англ. trolling) — написание в Интернете провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, пустой трёп, оскорбления, войну правок и т. п.
6. Мы будем способствовать введению правил на блог-хостингах.
3. Правила электронной переписки
Правила, которые необходимо соблюдать при переписке по электронной почте:
• Вы должны заботиться о тоне электронного сообщения;
• Не рассылайте письма тем людям, которые Вас об этом не просили. Это может рассматриваться ими как спам (мусор);
• Если вы заняты и не можете быстро ответить на поступившее сообщение, отправьте пару строк с подтверждением получения и обещанием ответить при первой возможности;
• Текст письма нужно структурировать по смыслу, абзацы отделять пустой строкой;
• Строка текста должна ограничиваться 60-70 символами, справа без выравнивания;
• Полностью набранное прописными буквами письмо воспринимается получателями как громкий крик. Избегайте крика!
• Четко формулируйте содержимое строки "Тема";
• Создайте свой стандарт подписи письма (не более 6 строк: ФИО, назва-ние фирмы, контактная информация);
• Нежелательно посылать письма большого объема, поскольку пользователь может такое послание не прочитать из-за ограничений на объем входящей корреспонденции;
• Отвечая на сообщение, необходимо цитировать его наиболее существенные места;
• Не следует переправлять чье-то личное сообщение другим людям или в телеконференцию без предварительного согласия его автора;
• Если вы отправляете заархивированный файл, поинтересуйтесь заранее, сможет ли получатель письма его распаковать (то есть, имеет ли он на своем компьютере нужную программу-архиватор).
4. Правила «Нэтикета»
За рубежом, правила хорошего тона в Сети получили название «Нэтикет» (netiquette) — от слов «сеть» (net) и «этикет» (etiquette). Универсальный кодекс «нэтикетного» поведения был сформулирован Вирджинией Ши (Virginia Shea) в её книге «Сетевой этикет»:
1. Помните о человеке!
Не забывайте, что вы общаетесь с живым человеком. А часто - со многими людьми одновременно... Не позволяйте одурманить себя атмосферой анонимности и вседозволенности - помните, что на другом конце провода такой же человек, как и вы... Сочиняя электронное послание, представьте, что все это говорите человеку прямо в лицо - и старайтесь, чтобы при этом вам не было стыдно за свои слова. Отсюда - второе правило:
2. Следуйте в Сети тем же правилам, которым вы следуете в реальной жизни.
Нарушение законов человеческого общения, моральных правил или норм общественной жизни Сети, возможно, и пройдет для вас относительно безнаказанным... Но будет ли при этом чиста ваша совесть?
3. Помните, что вы находитесь в киберпространстве.
Его границы куда шире, чем границы привычного нам человеческого общества, и в разных его частях могут действовать свои законы. Поэтому, сталкиваясь с новым для вас видом общения в Сети, изучайте его законы и признавайте их приоритет. Скажем, в любой группе новостей, форуме, блоге существуют собственные, локальные правила (rules) - ознакомьтесь с ними, прежде чем отправлять свое первое сообщение! А главное - помните о неписаных правилах:
4. Бережно относитесь ко времени и мнению других людей.
Обращайтесь за помощью только тогда, когда это действительно необходимо - и в этом случае вы всегда можете рассчитывать на помощь и поддержку ваших коллег. Однако не дергайте других пользователей по пустяками - иначе, в конце концов, с вами просто перестанут общаться. Помните, что сетевое время не только ограничено, но и для многих весьма дорого.
5. Старайтесь выглядеть достойно в глазах своих собеседников.
Не экономьте свое время на "условностях" типа правил хорошего тона или, скажем, правил грамматики и орфографии.
6. Не пренебрегайте советами знатоков и делитесь своими знаниями с другими.
Будьте благодарны тем, кто тратит свое время, отвечая на ваши вопросы. Но и сами, получив письмо с вопросом от другого пользователя, не спешите отправлять это послание в мусорную корзину, каким бы нелепым и наивным оно не казалось.
7. Сдерживайте страсти.
Вступать в дискуссии никакой этикет не запрещает, однако не опускайтесь до брани и ругательств - пусть даже ваш визави сознательно провоцирует вас на это.
8. Относитесь с уважением не только к своей, но и к чужой приватности.
Если вы по каким-то причинам хотите сохранять анонимность в Сети, признавайте эти права и за вашим собеседником. Более того - он имеет право на анонимность и приватность, даже если вы выступаете "с открытым забралом".
9.Не злоупотребляйте своей властью и влиянием в Сети.
10. Будьте терпимы к недостаткам окружающих вас людей.
Не смотрите на то, соблюдают или нет ваши собеседники правила сетевого этикета, соблюдайте их сами.
Заключение
Итак, из всего вышеизложенного можно определить главный, претендующий на доминирование принцип Всемирной паутины – Не навреди. Будущее сети напрямую зависит от нашего поведения в ней.
Список использованных материалов:
1. Новый словарь хакера: Пер. с англ. / Под ред. Э.С. Рэймонда. – М.: Цен-трКом, 1996.
2. Материалы с сайта
http://www.microsoft.com/rus/
3. Материалы с сайта
http://www.albion.com/netiquette/
4. Материалы статей сайта
http://www.habrahabr.ru
5. Материалы статей архива
http://library.rusbiz.ru/