Рубрика Женщины Художники
Ее талант был признан после смерти .....
Эдуар Мане, Берта Моризо с букетом фиалок, 1872
Берта Моризо (14 января 1841 - 2 марта 1895) был художником и членом кружка художников в Париже, который стал известен как импрессионисты. Заниженные на протяжении столетия, возможно, потому, что она женщина, она теперь считается одним из первой лиги художников импрессионистов.
Девочка в саду 1885 г.
В 1864 году она впервые выставила свои работы на одной из самых престижных художественных выставок Франции — Парижском салоне, официальной ежегодной экспозиции парижской Академии изящных искусств. Её работы отбирались для участия в шести Парижских салонах подряд, пока в 1874 году она не примкнула к группе «отверженных» импрессионистов, созданной Сезанном, Дега, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуаром и Сислеем, и приняла участие в их первой экспозиции в студии фотографа Надара.
Эжен Мане и его дочь Жюли в саду 1884 г.
Она доводилась внучатой племянницей Жан Оноре Фрагонару и была замужем за Эженом Мане, братом своего друга и коллеги Эдуара Мане.
Моризо родилась в Бурже, департамент Шер, в богатой буржуазной семье. Она и её сестра Эдма Моризо стали художницами. Её семья, после того как Берта определилась с выбором профессии, не мешала её карьере.
портрет семьи
Она родилась в семье с богатыми культурными традициями, к которой принадлежал знаменитый мастер стиля рококо Фрагонар, чьё мастерство повлияло на многие поколения художников. В возрасте двадцати лет Берта повстречала и подружилась со знаменитым ландшафтным живописцем Барбизонской школы Камилем Коро, бывшим также и хорошим портретистом.
ДАМА ЗА ТУАЛЕТНЫМ СТОЛИКОМ. 1875.
Художник давал Берте и её сестре частные уроки живописи и познакомил их с другими живописцами. Под влиянием Коро Моризо много работала на пленэре. Она была очень близка с сестрой до тех пор, пока та не вышла замуж, родила детей и уже не смогла уделять живописи столько времени, как Берта. Их переписка доказывает их тёплые и очень тесные отношения, проникнутые сожалениями Берты о расстоянии, их разделяющем, и о том, что Эдма больше не занимается живописью. Эдма в свою очередь всячески поддерживала работу сестры, их семьи всегда оставались в близких отношениях.
Девушка, играющая на мандолине 1890 г.
Первыми работами, выставленными Моризо в рамках Парижского салона, были два пейзажа.
«Колыбель», 1872
Под впечатлением от общения с ним Б.Моризо примыкает к импрессионистам и на знаменитой выставке 1874 г. показывает 9 своих работ, одной из которых была картина "У колыбели" (1872, Музей Орсэ, Париж).
В отличие от традиционных со времен средневековья изображений Марии с младенцем Иисусом, на картине Б.Моризо нарисована ее современница, охраняющая сон своего спящего ребенка. Особую прелесть картине придает голубовато-красный свет, проникающий через тонкие воздушные занавески и окрашивающий полог колыбели нежно-розовым цветом.
На балу. Берта Моризо.
В 1874 году Моризо вышла замуж за брата Эдуара Мане Эжена, вскоре у них родилась дочь Жюли.
Черты лица Б.Моризо хорошо известны знатокам и исследователям современного искусства, так как ее часто изображал на своих картинах Э.Мане.
"Чтение: мать и сестра художницы". 1869-1870 гг.
Б.Моризо никогда не стремилась к изображению обнаженной натуры, ей был чужд шумный и беспорядочный мир кафе-шантанов, театра и парижских улиц.
Содержание ее творчества ограничено темами, интересующими женщину из добропорядочной буржуазной семьи: материнство, домашний уют, сад, деревня, прогулки на природе (портрет матери и сестры художницы, 1869-1870,
Изучение: у кромки воды". 1864 г.
Национальная галерея искусств, Вашингтон; "Игра в прятки", 1873, частное собрание;
"Сестра художницы у окна". 1869 г.
Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Очень деликатно вторгается Моризо в область женской чувственности, изображая женщин, занятых туалетом ("Женщина за туалетом", ок. 1875, Художественный институт, Чикаго; "Женщина за туалетом, пудрящая свое лицо", 1877-1879, Музей Орсэ, Париж). Легкая, наполненная светом и радостным ощущением жизни живопись Б.Моризо создает манящие образы, вызывающие в душе ощущение гармонии и красоты.
"На балконе". 1871-1872 гг.Частная коллекция.
[400x503]
"Девочка с попугаем". 1873 г. Пастель на бумаге.
[500x622]
"В парке". 1874 г.
"Ловля бабочек". 1874 г.Музей д'Орсэ, Париж.
"В столовой". 1884 г.
"Молодая женщина в бальном платье". 1879-1880 гг
После того, как ее муж умер в 1892 году Берта Моризо продолжала рисовать, хотя она никогда не была коммерчески успешна в течение всей ее жизни. Но она все же превосходила в цене некоторых из ее товарищей-импрессионистов, включая Моне, Ренуара, и Сислея. Она организовала свою первую выставку в 1892 году, и два года спустя французское правительство купило ее картину, написанную масляными красками, « Молодая Женщина в Бальном Платье».
Берта Моризо заболела пневмонией и умерла 2 марта 1895 года, в 54 года.
"Крестьянка, развешивающая белье". 1881
"Перед театром". 1875-1876 гг.
Kunsthandel, Бремен.
[327x623]
"Эжен Мане на острове Уайт". 1875 г.
"Девочка с куклой". 1884 г.
Частная коллекция.
"Девушка, укладывающая волосы". 1885-1886 гг.
"Мальчик в сером". 1880.
"Жюли Мане с собакой". 1893 г.
"Читающая девочка". 1888 г.
"Мечтающая Жюли". 1894 г.