• Авторизация


Elisabeth Vigee Lebrun 26-02-2010 11:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 Виже-Лебрён, Мари Элизабет Луиза

часть I

(фр. Élisabeth-Louise Vigée-Le Brun, урождённая Виже, Лебрён по мужу; 16 апреля 1755, Париж — 30 марта 1842, там же) — французская художница.

Дата рождения: 
16 апреля 1755
Место рождения: 
Париж
Дата смерти: 
30 марта 1842 (86 лет)
Место смерти: 
Париж

[436x600]

Автопортрет в соломенной шляпке, 1782, Национальная галерея, Лондон

Она родилась в 1755 г. унаследовала от матери красоту, а от отца его художественные способности и любовь к искусству. Училась в монастыре и потихоньку рисовала. Когда девочке едва исполнилось 13 лет у нее умер отец. Друзья отца взяли сироту под свое покровительство и устроили в мастерскую исторического живописца Габриэля Бриара, где она стала делать большие успехи. Популярности Элизабет Виже в немалой степени способствовали и ее расцветающая красота, необыкновенная свежесть и нежность кожи, изящество и стройность фигуры, редкий дар остроумия. 

Первые уроки живописи получила у своего отца, затем пользовалась консультациями Жана Батиста Грёза, Жозефа Верне, Габриэля Франсуа Дуайена и других мастеров. Уже в конце 1760-х гг. Виже рисовала вполне профессионально: косвенным свидетельством её успеха может служить то, что её мастерская была формально закрыта властями за отсутствие у юной художницы патента.

Автопортрет, 1790, Уффици, Флоренция

[544x699]

В 1776 г. Виже вышла замуж за Жана Батиста Пьера Лебрёна, художника и, в большей степени, торговца живописью. Связи мужа усилили популярность юной художницы-портретистки в среде французской знати, и в конце концов Виже-Лебрён была приглашена в Версаль рисовать королеву.

Мария Антуанетта очень высоко оценила работу художницы и засыпала её дополнительными заказами, а в 1783 г. оказала, со своей стороны, определённое давление на французский художественный истеблишмент с тем, чтобы Виже-Лебрён была благополучно избрана в члены Королевской академии живописи и скульптуры.

Портрет Марии Антуанетты, 1783

[471x600]

 

Elisabeth Vigee Lebrun MarieAntoinette

[391x500]

Любимая портретистка европейского дворянства, член многих академий художеств (в том числе «почетный вольный общник» петербургской академии), умело сочетала классицистскую идеализацию с сентиментальной чувствительностью - Луиза-Элизабет Виже-Лебрен. Ее работы несколько статичны, лакированы. Женщины изображаются на фоне нарядных интерьеров своих дворцов, в парках.

Портрет Этьена Виже (брата художницы), 1773, Художественный музей, Сент-Луис

[442x600]

Автопортрет 1781 г.

[362x430]

Впоследствии историки искусства напишут, что слава Элизабет разнеслась по Парижу именно тогда, когда ее ровесница австрийская принцесса Мария-Антуанетта покинула свою родину и отправилась во Францию, чтобы вскоре стать ее королевой. Пройдет еще несколько лет — и их пути пересекутся. А в год восшествия на престол Людовика XVI и Марии-Антуанетты, т.е. в 1774 гг.

Портреты Марии Антуанетты

[300x430]
  [363x430]

При всем том она не имела возможности довершить свое художественное образование надлежащим образом, будучи принуждена трудиться из-за денег. Ее мать, женщина пустая и расточительная, в 1776 году выдала ее замуж за живописца, гравера и торговца картинами Лебрена, дела которого, на вид блестящие, оказались расстроенными, и который повел за счет жены-артистки открытую жизнь, отбирал у нее все ее заработки, предоставляя ей за то полную свободу поведения и сношения с людьми.

Г. И. Чернышев. Портрет работы художника Луиз Элизабет Виже-Лебрен (Louise-Elisabeth Vigee-Lebrun). Масло, холст. 1793.

[426x550]

 

Не пользуясь супружеским счастьем, художница искала утешения в кругу образованных и светских людей, старалась совершенствоваться в искусстве и вскоре приобрела обширную практику среди аристократов. В 1783 году, за написанный ею с самой себя портрет, парижская академия приняла ее в свои члены.

Элизабет Виже-Лебрен Автопортрет 1800 г.

[599x699]

На протяжении десяти лет Виже-Лебрен была не только любимой портретисткой Марии-Антуанетты, но почти ее подругой. Приглашенная в 1779 в Версаль для создания портрета королевы Марии-Антуанетты, сдружилась с ней, написав около 25 ее изображений (часть их хранится в музее Версальского дворца). Однако портреты королевы несут в себе мало индивидуального. На них она неизменно предстает в торжественной позе, а ее холодный взгляд и окружающая роскошь говорят об особом положении сиятельной особы. Кроме портретов королевы, художница рисует и ее придворных и просто окружающих ее людей.

Портрет Марии -Антуанетты. Portrait of Madame Grand

[547x699]

[295x420]
  [350x500]

ПОРТРЕТ ПРИНЦЕССЫ МАРИИ ТЕРЕЗЫ                        Портрет Терезы, графини Кинской

 

My Head (Ma tete)- 1778                                                                             Self Portrait - 1787                              

[340x457]
  [312x388]

 

C 1780-х гг. Виже-Лебрён много ездила по Европе (часто вместе с мужем), работая в разных странах. В этих поездках ею были написаны портреты многих царственных особ, государственных деятелей и иных заметных фигур: так, в Голландии Виже-Лебрён писала будущего короля Виллема I, в России в 1795—1799 гг. — последнего польского короля Станислава Понятовского, великую княгиню Анну Феодоровну (жену великого князя Константина Павловича) и других членов императорского семейства. В различных странах Виже-Лебрён также избиралась в местные Академии художеств.

Портреты императрицы Елизаветы Алексеевны, 1798 г.

[327x405]
  [247x398]

Переждав таким образом Великую Французскую революцию, Виже-Лебрён вернулась во Францию по приглашению Наполеона и до 1814 г. жила, главным образом, в своём поместье в Лувесьене, а когда с наступлением войск союзников на Париж поместье было занято прусской армией, вернулась в Париж.

[425x541]
Queen Louise of Prussia - 1801

В 1795 г. художница прибыла в Петербург, где нашла много своих друзей, бежавших от революции. Ее встретили с почетом, приняли в члены Императорской Академии художеств. Следами ее пребывания в России остались многочисленные портреты, рассеянные теперь по императорским дворцам и аристократическим домам. Между прочим, ею написаны портреты императрицы Марии Федоровны (находится в эрмитажном павильоне), цесаревны Елизаветы Алексеевны (в Романовской галерее Зимнего дворца), великих княжен Александры и Елены Павловен, Станислава Понятовского, графа Толстого.

Портрет дочерей императора Павла I

[405x405]

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет графини Варвары Головиной. 1798

[457x600]

Императрица Елизавета Алексеевна 1801

[319x400]

Countess Skavronskaia-1789

[609x700]

Baroness Anna Sergeevna Stroganova and Her Son Sergey. 1793

[455x579]

Daughters of Paul I of Russia - 1796

[682x700]

Baroness Anna Sergeevna Stroganov n?e Princess Trubetskaya - 1793.

[450x586]

Mme Natalia Nakhorovna Kolytechova - 1799

[400x475]

Виже-Лебрён оставила пространные мемуары, опубликованные во Франции в 1835—1837 гг., российская часть которых «Воспоминания г-жи Виже-Лебрён о пребывании ее в Санкт-Петербурге и Москве, 1795—1801: С приложением ее писем к княгине Куракиной» переведена и опубликована по-русски (СПб.: Искусство-СПб., 2004. — 298 с.).

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Elisabeth Vigee Lebrun | нарэ_акопян - Дневник нарэ_акопян | Лента друзей нарэ_акопян / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»