О страстях.
23-07-2010 18:04
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Далее последует не очень понятный с первого прочтения текст о страстях.
Когда я его читала, то как страсть рассматривала влюблённость ( от этого как я считаю нужно лечиться) и страсть к примеру к играм, или другой фигне) В общем вот, читайте, что непонятно, спрашивайте, растолкую) (позже наверное ещё добавлю несколько абзацев)
В церковной психологии теория страстей рассматривается в следующем порядке. Дурное употребление чувств – это гедонизм, деятельность в сторону наслаждения. Телесные чувства становятся материальным субстратом страстей как крайних проявлений гедонизма. Душевным субстратом страсти является деятельность двух сил души: желательной (эпитимии) и чувствительной (тимоса). Для страстей характерна чрезмерность, повышенная деятельность желательной части души, желания, влечения, не оправданная нормальными физиологическими потребностями.
Страсть есть неестественное влечение и пожелания. Сила страстного влечения и пожелания в сравнении с естественным влечением и желанием в том, что во влечениях участвует и другая часть души, именно раздражительная и чувствительная часть, тимос; это основная сила души, её энергетический принцип. Вторая особенность страсти – чрезмерность, повышенный тонус чувства, превышающий нормальным физиологический уровень. В этой ненормальной, повышенной деятельности в страсти эти две силы души, эпитимия и тимос, теряют свои первозданные черты разумности и естественности и становятся неразумными, составляя вместе неразумную человеческую душу.
Усиление функций неразумной души в страстях совершается главным образом благодаря участию этой деятельности и самого ума, и, в значительной степени, фантазии. Ум и фантазия стимулируют и взвинчивают, с одной стороны, внешние чувства, то есть материальный, телесный субстрат страсти, а с другой – повышают тонус желательной и раздражительной части души, то есть душевный субстрат страсти.
Ум сонаслаждается вместе с чувствами и душою и становится сам чувствительным и страстным. В нём появляются новое, чисто катастатическое чувство – отпечатлеваемость, на нём легко отпечатлеваются чувственные образы вещей отсутствующих. Эти образы в уме, находясь в постоянном движении, делают его постоянным источником страстных помыслов.
В эту противоестественную деятельность тела и души вовлекаются и силы духа. Воля начинает служить страстям и становится плотской, гедонической (сластолюбивой) волей, а энергия почти уходит в страсть, не оставляя места для духовной деятельности.
В этом противоестестве человека происходит смешение всех сил тримерии, причём высшие силы грубеют и уподобляются низшим; духовные силы уподобляются душевным, а душевные – телесным. Внешние, телесные силы, в свою очередь, грубеют, деятельность их извращается, аппрегензивная функция воображения превращается в фантазию, происходит «оземленение чувств» и всего тела, то есть начинает преобладать в теле его самый низший и грубый элемент, земля. Ещё большему извращению подвергаются верхние члены тримерии, душа и дух, которые тоже грубеют. Этот процесс носит название «окачествования души» и духа, «страстворение» их с телом.
Дух и душа уподобляются плоти, становятся пассивными, следуют влечениям чувств и фантазии. Никодим Агиорит говорит, что «тело посредством чувств и чувственных наслаждений старалось сделать ум и дух плотью».
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote