Был с друзьями в Михайловском театре на опере Джузеппе Верди «Был маскарад». Я редко хожу на оперу, точнее даже так, это был мой третий поход на оперу в жизни, первыми два были «Кармен» и «Евгений Онегин». Столь редкие посещения оперы вызывают и яркие впечатления. Радость вызывал и сам театр, очень красивый внутри от зала до вестибюля, и атмосфера, и сами оперные певцы. Голоса сильные, выразительные, но вне конкуренции - Марины Трегубович. У нее очень красивый, сильный и мощный голос, и великолепная акустика зала Михайловского театра придает еще и объем. Я мог и больше петь дифирамбы театру, артистам и спектаклям, но, думаю, и без меня о спектакле сказано немало хвалебных слов. Лучше поведаю о то, что удивило и особо обратило внимание в постановке спектакля.
Опера шла на языке автора, с русскими субтитрами. Первое действие какое-то вялое. Много хора, за которым несколько теряются главные герои. Я бы даже сказал они не просто теряются, но и их не так просто распознать. Обычно есть три-четыре солирующих лица. В данной постановке сделано аналогично, но лица меняются. Я сразу выделил девушку, играющую Оскара, юношу - посыльного короля Густава, который так же являлся одним из главных действующих лиц. Король, которого играл Федор Атаскевич, пел, и ему пели, и пели все вместе, и Оскар был везде как Фигаро. Сразу по его поведению ясно, что Оскар не просто один из главных героев, но и доверенное лицо Густава, столь свободно и легко, практически запанибрата, держащий себя с королем. Шумно, ярко, красивые костюмы, но не динамично.
Второе отделение самое мистическое. Начинается с мрачных красок. По виду так черная месса какая-то, чуть ли не собрание сатанистов. Темные краски и тона сцены, и декорации. В центре гадалка, вокруг женщины. Одежда женщин вызвала у меня удивление, настолько она у всех разная. Сложилось мнение, что костюмы набрали из разных спектаклей. Здесь и вечерние платья, и брюки, и одежда в восточном стиле, и мини юбки, и такие прикиды, что хоть сейчас беги на современную вечеринку в ночной клуб. Центральная фигура всего действия — безусловно гадалка. К ней приходят многие, в том числе и сам король. Ему-то в момент озарения она и свершила роковое предсказание. Король не поверил, уж больно маловероятным оно было. А зря. Но, чему быть того не миновать.
Новое действие. Трагическое и романтическое. В нем полностью раскрывается не только чувства главных героев, но и вся красота их голосов. Нет хора. Лишь музыка и сольные партии. И как уже сказал ранее, Марина Трегубович великолепна. После сонного первого, после мрачного второго действия — третье хватает за живое. И тема очень жизненная, что выше любовь, честь, дружба? Что делать, когда влюблен в жену друга? А Густав сильно любил Амалию, которую играла Трегубович. Тем более Густав — король, положение не позволяет давать повода себя компрометировать. Да и не все в порядке в королевстве. Уже по ходу действия понятно. Что зреет заговор сановников против своего сюзерена. И почему как только спектакль про короля или императора, практически всегда есть заговорщики? Нелегко им, королям. «А вы говорите, все Царь да царь...». А на сцене поистине шекспировские страсти. Заговорщики все ближе, но на помощь приходит друг короля. Да вот судьба-злодейка, другом оказывается муж Амелии, Ренато (Дмитрий Даров).
Последние действия, уже после второго антракта — парад чувств. Ненависть, любовь, чувство вины, дружба, честь и коварство. И каждого из главных героев появляется своя цель. Каждый выбирает к ней свой путь, кто ослеплен ненавистью и жаждет мщения, кто-то выбирает путь чести, кто-то любви. Гнетущая, напряженная обстановка, красные тона усиливающие впечатления и предчувствия беды. Весёлая партия Оскара про бал-маскарад. Она столько контрастно и не созвучна с общим лейтмотивом, что и не веселит, а еще больше настораживает. Веселый, верный Оскар он предан королю, радостен и не догадывается, что зло уже грядет! Действие не избежало трагического финала. Опять же, прямо как у Шекспира. Будь другой автор произведения, может и все благополучно разрешилось, но это Верди!