«В Москве, в сорок шестом, декабрь был мягкий, пушистый. Воздух был свежий, хрустящий на зубах. По вечерам на улицах было шумно, людям, должно быть, не сиделось дома. Мне, во всяком случае, не сиделось. А таких, как я, было много...»
Может ли купленный с рук билет стать счастливым? А может он наоборот принесет проклятье, которое тупой занозой будет садить до конца своих дней. Что важнее, любовь и счастье с любимым человеком или успех в жизни, в профессии, достижение цели? На что готов человек ради любви? И всегда ли перед ней раскрываются все границы?
Вчера я слушал в Малом Драматическом Театре на улице Рубинштейна в постановке Льва Додина. Именно слушал. Потому такие спектакли как музыка. В них действие, само движение актеров не так важны как интонация, как сочетания голосов и музыки, как эмоции актеров. После спектакля я сделал для себя открытие, что оказывается о любви можно рассказывать и без сентиментов, но крепко поставленными диалогами. «Варшавская Мелодия» - это рассказ о любви советского студента, будущего винодела Виктора и польской студентки Гелены, будущей известной певицы. Они встретились в театре. Сначала спор. Потом взаимный интерес, сравнимый с любопытством. Виктор фронтовик, счастливчик, как он себя называет, самоуверенный, в меру наглый, обаятельный и простой. Она — девушка, которую постоянно одолевают страхи, что не удивительно. Она прожила в оккупации во время войны. Страх войны преследует ее. И вот они встретились проводят вместе вечера, потом волшебную новогоднюю ночь. Казалось бы остается только пожениться и жить счастливо, но издается в советской России приказ, запрещающий связывать узами брака с иностранцами. Виктор думает, что все еще образуется, но сталкивается с непреодолимой преградой. Они расстаются, но это лишь большая, но возможно не главная часть. По моему мнению, самое главное, автор Леонид Зорин, рассказывает во второй части. Время меняется, меняются люди... Не меняется лишь песня, которую трижды поет Гелена. Сначала как песню любви, потом как песню воспоминание, потом как реквием о том, что ушло.
«Варшавская мелодия», написанная почти 50 лет назад сегодня, наверняка смотрится по другому. Сейчас уже не те проблемы заботят людей. Мне трудно понять, что испытывали люди тех времен. Прочитав рецензии прошлых лет, только убедился в этом. Для меня «Варшавская мелодия» стала прежде всего спектаклем, который заставил задуматься. Вроде бы мысленно упрекаешь Виктора, что он не смог совершить нечто безумное, уступил принятым границам, законам. Пусть и не без борьбы, но смирился с теми правилами, что ему навязало общество. Но потом сам же подумал про себя, а я бы смог поступить иначе? Вопрос трудный.
В спектакле заняты всего два актера Данила Козловский и Уршула Малка. Действие без антракта идет два часа, но они пролетаю мимолетно. Мы уже вышли из театра, зашли в кафе, говорили о грядущей неделе, а внутри нас продолжала играть старинная польская песня
Osobno szliśmy ty i ja
nie wiedząc nic o sobie
i chociaż źle nie było nam
znalazłeś do mnie drogę
Отрывок взят с сайта
http://vtuz.narod.ru/other/arhiv/Zorin_Warshawska.htm
Полный тест песни
http://forum.polska.ru/viewtopic.php?f=5&t=3084
А здесь несколько рецензий
http://www.smotr.ru/2009/2009_mb_vm.htm