Исключительный художник и безупречная методика исполнения, объединенные вместе с тайнами вокруг реальных событий и домыслов, все это послужило тотальному увлечению и чрезмерному интересу именно к этой работе Леонардо да Винчи. Ни одна другая картина не производила такого эффекта во всем мире, подобного нет и до нынешнего времени.
Возможно также факт, что в живописи под постоянным интересом остаются портреты, ни религиозные или светские сцены, ни пейзажи, ни натюрморты, что как мода приходят и уходят, именно человеческое лицо приковывает к себе внимание. Портреты всегда остаются доступными для публики: "Вы не можете не видеть, что среди человеческих красот, это - красивое лицо, которое останавливает взгляд, а не богатые украшения ... ", писал Леонардо.
Три спорные Мадонны
[252x357]
Эти три "Мадонны" веками вызывали больше всего споров. Все три принадлежат к раннему периоду творчества Леонардо, однако вмешательства других художников почти стерли следы его юношеской руки. Тем не менее все три картины определены искусствоведами как произведения Леонардо на основании его сохранившихся эскизов и рисунков. "Мадонна Бенуа" (ныне находится в Эрмитаже в
Санкт-Петербурге) во многом совершенно утратила черты живописи Леонардо. Давно и полностью утрачено вес, что относится к пейзажу. Даже самые важные части композиции до странности невыразительны. "Ребенок почти чудовищен, пишет Кларк, - а драпировка рукава вымученна". Однако эскизы к картине, бесспорно принадлежащие Леонардо, свидетельствуют о свежести и оригинальности замысла. .
Мадонна Бенуа (Мадонна с цветком), 1478 г.
[226x300]
На основании этих эскизов картина определяется как работа Леонардо раннего периода его творчества. "Мадонна Литта", очевидно, была привезена Леонардо в Милан незаконченной. А начата она в 1480 году. Позднее картина была дважды полностью переписана: первый раз - в 1495 году миланским художником, второй раз - в XIX веке, когда ее перенесли с дерева на холст. Глядя на эскизы к ней, можно сделать вывод, что Леонардо, скорее всего, сделал постановку фигур, закончил голову Мадонны и полностью написал некоторые части тела Младенца.
Мадонна Литта, 1480 г.
[250x329]
"Мадонна с гвоздикой", возможно, была написана Леонардо, когда еще он учился в мастерской Верроккио. Она идентифицируется по многим деталям: заплетенные в косы волосы Мадонны, ее левая рука, драпировка, цветок. Эти детали - в стиле "Благовещения" Леонардо, которое ныне находится в галерее Уффици во Флоренции
Мадонна с гвоздикой, 1473 г.