[440x352]
декабре 2007 года компания Qualitage начала ежемесячный анализ качества обслуживания в магазинах потребительской электроники и бытовой техники. Качество обслуживания в магазинах оценивалось по разработанной специалистами компании шкале CERSI (Customer Electronics Retail Service Index), отличающейся от традиционной модели mystery shopping (“тайный покупатель”), которая использует один и тот же инструмент для оценки уровня обслуживания покупателей в разных торговых сегментах.
Агенты оценивали 32 параметра, отвечающих за качество обслуживания клиента: внешний вид магазина и продавца, вежливость, умение выявить потребность и предложить соответствующий товар, знания продавца, технику продаж и т.д. Каждый параметр в свою очередь имел свой весовой коэффициент, который был определен экспертами рынка, среди которых были топ-менеджеры, маркетологи, HR-специалисты, работающие в таких компаниях, как “Лаборатория Касперского”, “Белый Ветер Цифровой”, Polaris, ABBYY, Depo Computers, “Носимо” (фирменные салоны Nokia) и др.
Итоговые показатели соотносились с абсолютной шкалой, где 100% - это модель «идеального магазина». В первом рейтинге приняли участие компании: ИОН, “СтартМастер”, Polaris, “М.Видео”, “Белый Ветер” и “Эльдорадо”. “Выборка неоднородных игроков неслучайна – CERSI показатель универсальный и может быть применен к оценке любого магазина электроники без привязки к масштабу сети и формату торговли, - поясняют в Qualitage. - Согласно методологии, в рейтинг может быть включена любая специализированная торговая сеть, имеющая не менее 10 торговых точек в одном городе”.
В итоговом рейтинге по качеству обслуживания на первом месте расположилась сеть магазинов ИОН, обобщенный показатель которой составляет 92,7% из возможных 100%. На втором месте сеть магазинов «СтартМастер» (86,7%). Третье место занимает “М.Видео” (77,1%), далее следуют «Белый Ветер» (74,9%), Polaris (74,5%) и «Эльдорадо» (72%). В Qualitage отмечают, что в 2008 г. планируют расширить список компаний-участников рейтинга, как по инициативе агентства, так и по запросу самих сетей.
“Несмотря на заявленную авторами CERSI эксклюзивность и универсальность методики, сама корректность подхода вызывает у нас сомнения, - говорит PR-директор компании «Эльдорадо» Илья Новохатский. - Масштаб и формат сети, несомненно, имеют значение – подавляющее большинство небольших сетей не могут предложить клиентам такого же оптимального сочетания широкого ассортимента, низких цен и высококачественного сервиса, как крупные ритейлеры. Последние также имеют больше возможностей по организации тренингов для персонала, обмену опытом с ведущими западными партнерами и консалтинговыми фирмами и т.д.».
Похожего мнения придерживаются и в других розничных сетях, обращая внимание также на несовершенство методики исследования. «В разработке данной методики , как сказано, были привлечены весьма уважаемые компании, но мы не видим представителей сектора бытовой техники», - отметил один из собеседников CNews.
“Мы придерживаемся более традиционного подхода и полностью доверяем методикам mystery shopping – в магазинах «Эльдорадо» регулярно проводятся внутренние проверки, а также рейды сотрудников профессиональных исследовательских компаний, - отмечает Илья Новохатский. - Последние независимые исследования подтверждают тот факт, что сервис в «Эльдорадо» приближается к уровню мировых стандартов”.
“Очень интересно, как можно сравнить по сервису маленький бутичок по продаже, например, мобильных телефонов и гипермаркет электроники и бытовой техники, где более 20 тыс. наименований товаров, - подчеркивает пожелавший остаться неизвестным представитель одной из сетей по продаже электроники и бытовой техники. - Профессионалы понимают, что это два принципиально разных подхода к сервису, при одинаково высоком качестве обслуживания. Хотя вполне понятна цель компании Qualitage - привлечь внимание к своим услугам, используя солидные бренды. К любому игроку рынка нужно относиться с уважением. И нужно корректнее говорить о своих услугах. Сервис - дело тонкое».