Вечером 22 июля удалось посмотреть по телевидению встречу Святейшего Патриарха Киилла с общественностью Одессы. Рассказывать о том, что наш Патриарх умеет говорить интересно о самом злободневном и актуальном, знает, что и как сказать, чтобы поняли все и вся, нет смысла. Слушать Святейшего всегда интересно и полезно.
Именно поэтому так неравнодушны и озлоблены противники нашего Предстоятеля Православной Церкви. За неимением аргументов в полемике и собственной интеллектуальной слабости в обосновании своих позиций они, как всегда, срываются на политику и обвинения в действиях, которые Святейший не предполагает и даже не рассматривает.
</td></tr>
Впрочем, и сам Патриарх сказал в своем выступлении, что его высказывания обязательно будут интерпретировать по-разному.
Далее продолжу словами Святейшего:
«Но кто скажет, что не надо жить по закону Христову, тому самому закону, реализация которого приводила жизнь людей к гармонии и благополучию? Когда же мы отказывались от великой нравственной традиции, в том числе традиции, источником которой была Киевская купель крещения, то сталкивались со страшными, опасными перекосами и в личной, и в общественной, и в семейной жизни».
С этим может не согласиться лишь тот, кто переполнен внутренней злобой, кто не хочет понимать, что Церковь «не от мира сего», и во всем видит лишь собственное понимание бытия, где во главе угла власть, деньги и гордыня.
Мне хотелось бы выделить несколько тезисов из выступления Патриарха, непосредственно касающихся священнической деятельности, с которыми и мне приходится постоянно сталкиваться, и которые вот уже продолжительное время обсуждаются в церковных (и не церковных) СМИ, а также на интернет площадках.
Проповедническое слово, звучащие с амвона, а также высказывания лиц, позиционирующих себя как «православные», очень часто сегодня построены на принципах создания негатива по отношению к окружающей действительности. Не воздыхание о грехе, не плач об утерянном, а громогласные обвинения и поиск врагов стал методом привлечения внимания. Зло возводится в реальный объект, с которым надо бороться теми же способами, которыми создано это зло.
Нередко всё церковное проповедническое слово перед прихожанами построено на императивном принципе: «вы должны», а далее идет перечень врагов мнимых и подлинных, подлежащих уничтожению и рассказу о тактике духовной (и не только!) войны с этими врагами.
Простительно, когда «борец за православие», одетый в черную майку с лозунгом «Православие или смерть» - неофит подросткового или молодого возраста, но страшно, когда подобные лозунги мы видим в храмовых притворах или слышим из уст зрелого человека, с солидной бородой, а иногда и в церковном облачении. Причем подобную позицию пытаются выдать именно как церковную, размахивая мнимыми «благословениями» и «послушаниями».
Именно эти «борцы за правое дело» дают повод истинным и серьезным противникам веры и Христа обвинять Церковь в политической ангажированности. Они мешают молитве, они сводят на нет социальную деятельность Церкви, они, по сути, словом своим уничтожают симфонию сердец, которую дает приходская жизнь, где во главе не враг рода человеческого, а Сын Человеческий.
Именно об этом и сказал Патриарх:
Православие возвращает человеку гармонию внутреннего и внешнего. Светлые лики прославленных святых и подвижников веры, вокруг нас пребывающих и в эти дни, есть итог личного преображения, когда для человека невозможна «двойственность», скрытость или лукавство. Принцип: думаю одно - говорю другое, практически невозможен, потому что слова Христа «ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лук.12:34), не подразумевают разделения чувств, мысли и дела.
Внешнее делание: восстановление порушенных святынь, строительство новых храмов, стремление к их благолепию, эксклюзивности и богатству должно обязательно сочетаться с богатством внутренней приходской жизни. Ни один вызов современного мира нельзя оставлять за церковной оградой. Очень просто изобрести специальные «православные очки», через которые видно лишь то, что устраивает настоятеля или архиерея. Нам есть дело до всего, что происходит в мире, где живут наши прихожане.
Что толку, если в храме под золотыми куполами с богатой утварью и хрустальным иконостасом мы слышим шипение старшей свечницы крайнего левого подсвечника на каждого вновь заходящего и «не по форме одетого»? О какой духовности можно говорить, если неумело перекрестившаяся девушка у иконы с богатым золотым кивотом подвергается откровенной обструкции и после подобного приема никогда больше не зайдет в храм?
Несомненно, красота храмовая великую силу имеет. Она очищает покрытое струпьями греха сердце человеческое, об утерянном Рае напоминает, восторженное восхищение Творцу предопределяет, но как же часто в наши дни эта красивость не мысль о Боге вызывает, а вопрос у входящего в храм: «Сколько стоит эта работа?»
Причина сведения всех и вся в область меркантильную и денежную проста и определенна: за внешней красотой нет внутренней духовной составляющей. Когда настоятель храма большую часть своего времени отдает прорабским и хозяйственным обязанностям, за которые он (чего грех-то таить?) и похвален будет, и внеочередную награду получит, то ненадобно удивляться протестантской экспансии, росту количества абортов и отсутствию молодежи в храме. Именно об этом и сказал Святейший Патриарх:
О возможности и важности участия священников в социальных сетях, форумах и блогах Интернета уже говорилось и писалось не раз. Казалось бы, возвращаться к этому – дурной тон. Всем и всё понятно. Дело важное и нужное.
Могу с уверенностью заявить, что далеко не всем это ясно, а для многих и до дня нынешнего абсолютно не нужно. Нередко в нашей православной среде (среди священства в том числе) можно услышать мнение сродни скалозубовскому «и чтобы зло пресечь, собрать все книги бы, да сжечь» (в данном случае надобно заменить «книги» на «интернет»).
Дело в том, что даже неискренний человек, скрывающий своё имя под ником, в дискуссиях и обсуждениях на интернет площадках будет эмоционален и свою истинную сущность обязательно раскроет и проявит. Интернет предполагает поиск фактов, ссылок на источники и доказательств. Естественно, этот поиск вскрывает то, о чем бы говорить не хотелось, что спрятано от внешних глаз и что так не хочется обсуждать.
Если скрытое – сугубо личное, только мне присущие, то тут право на тайну обязательно, но когда дело касается церковной жизни, к которой имеют отношение не только священноначалие, но и прихожане, то интернет общение четко вскрывает и ошибки, и негативные явления. Естественно, когда десятилетиями внедрялся принцип, что о внутрицерковной жизни можно говорить только хорошо или никак, подобные обсуждения негативов далеко не всем нравятся. Но ведь мы же сами провозглашаем принцип Христов о единстве внутреннего и внешнего!
Более того, интернет сегодня позволяет священнику разрешить для себя и своих пасомых не только богословские вопросы, но и разобраться, как поступать в той или иной конкретной приходской ситуации.
Пастырь востребован в социальных блогах, его засыпают вопросами на форумах и в личной переписке, но отношение к нему будет серьезным и доверительным лишь при условии, что он не будет скрывать свое имя, свое место служения. Могу привести множество примеров, когда открытость священника в Интернете не только приводит к нему новых прихожан, но и создает активный миссионерский приход.
Именно об этом и говорил Патриарх в Одессе:
Добавлять что-либо к словам Святейшего не нужно, да и не тактично, но все же мне думается, что если священник, освоив современные интернет-технологии, решил активно проповедовать в сети, рассказывать о Боге, вере и православии, то было бы крайне полезно взять на это благословение у своего правящего архиерея. Тогда и конфузов будет меньше, да и силы творческой и интеллектуальной прибавится.