Дня три назад зашел в мою голову Гамлет. Все мозги мне переворошил, хотя че я его вспомнила, не знаю. Стала думать, каким бы я его сделала, если бы ставила спектакль. По воспоминаниям казалось, что все Гамлеты, которых я видела - были какими-то мрачными типами, уныло бродящими среди скал. "Но ведь он не такой! - возмущался кто-то в моей голове. - Он нормальный, веселый, умный, ироничный человек, только поставленный в жуткую ситуацию, которую надо было как-то решать."
В начале книги Гертруда говорит Гамлету, что он сегодня печален, а, значит, обычно он весел - иначе с чего бы матери такое говорить? В общем, думала я, и вчера вечером собралась книгу перечитать, но случайно включила телевизор. И тут - о, чудо! - вот же он, Гамлет моей мечты! Ироничный, умный, веселый даже в страшных обстоятельствах (потому что природа берет свое), очень живой, ранимый, но не позволяющий предателям взять над собой верх. Отвечающий интригой на интригу, потому что с врагом надо бороться его же оружием. Любящий, но отказавшийся от любви, потому что, во-первых, понял, что Офелия совсем другой человек, что не поймет она, не поддержит, не станет другом в беде, а во-вторых, - что и ей нужен совсем другой - обычный галантный ухажер, а не он - со своими мыслями о вечном, с желанием и не желанием мстить, с любовью слишком страстной и глубокой, которую она никогда не оценит.
[352x200] И ведь смотрела же я раньше этот фильм (кажется, теперь сама не верю)! И где же были мои глаза? Почему я считала, что Смоктуновский сыграл какого-то скучного зануду-Гамлета? Что фильм Козинцева очень театральный, слишком патетический и т.д.? Не знаю. Вчера все персонажи были абсолютно живыми, искренними, страдающими... Ну почти все. Остался один вопрос.
Почему Офелия сошла с ума?
Не поняла я. И не приняла образ Офелии. На общем фоне она была очень искусственной. Может, конечно, Козинцев хотел показать, что она марионетка в чужих руках, и поэтому сделал ее пластику, движения такими кукольными, но внутри все равно должна быть душа. Пусть не очень созревшая, неопытная, но душа, а ее-то я и не увидела. И если весь фильм я просмотрела не отрываясь, то в сценах с Офелией (когда она одна) начинала зевать, думать, не пойти ли за чаем и т.п. Скучно мне было.
[276x374] И с ума ей сходить (по-крайней мере в этом фильме) было не из-за чего. Ну погиб отец, ну отшил ее Гамлет, но ведь большой любви ни к тому ни к другому у нее не было. Чего волноваться-то так, до безумия? Не знаю, может лет через десять я и ее пойму, может, не доросла еще...
А пока сижу и вспоминаю, как в интервью Смоктуновский говорил, что был не согласен с режиссером в трактовке Гамлета, как хотел играть по-другому, как сопротивлялся... И понимаю, что если актер не принимая образ, играет так, как будто только такой образ и жил в его душе, как будто иначе и сыграть не возможно было - такой актер ГЕНИЙ. Впрочем, в этом я никогда не сомневалась, и Смоктуновский тоже.