1848 Родился в Вятской губернии с семье сельского священника.
1858 Поступает в Вятское духовное училище.
1862 Поступает в Вятскую духовную семинарию.
1867 Едет в Петербург. Учится в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.
1868 Поступает в Академию художеств, близко сходится с И. Репиным.
1870 Получает большую серебряную медаль за эскиз "Христос и Пилат перед народом".
1874 На передвижной выставке показывает картину "Чаепитие в трактире".
1875 Бросает Академию.
1876 Едет в Париж.
[344x450]
Знаменитая картина "Иван-Царевич на Сером Волке" (1889) отражает "поэтический" интерес Васнецова к русскому фольклору, являющийся "фирменным знаком" художника.
1878 По возвращении в Россию переезжает в Москву. Вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Сближается с С. Мамонтовым. Становится активнейшим членом. Абрамцевского художественного кружка.
1880 Показанная на VIII передвижной выставке картина "После побоища", открывающая новый этап в творчестве Васнецова, вызывает разноречивые толки.
1885 Перебирается в Киев. Начинает расписывать Владимирский собор. Эта работа продолжается более десяти лет (закончена в 1896 году).
1891 Возвращается в Москву.
1893 Становится действительным членом петербургской Академии художеств
1899 На своей первой персональной выставке, состоявшейся в Академии художеств, показывает знаменитых "Богатырей".
1900 Создает эскиз фасада Третьяковской галереи в Москве.
1905 Отказывается от звания профессора Академии в знак протеста против излишней "политизированности" студентов.
1912 Получает потомственное дворянство.
1926 Умер 23 июля в своем московском доме. Похоронен на Введенском кладбище.
[500x329]
Богатыри (1881-98), Государственная Третьяковская галерея, Москва
В центр композиции этого шедевра помещен Илья Муромец, любимейший герой русских былин. Сказания об Илье Муромце - о его сидении на печи, чудесном исцелении, многочисленных подвигах - сопровождают каждого русского человека с детства. Менее известно то, что Илья Муромец - вполне реальный персонаж отечественной истории, что подтверждают письменные источники. Закончив свои ратные труды по охране родины, он "роздал нажитые богатства на украшение храмов", постригся в монахи в Киево-Печерском монастыре, прославился уже молитвенными подвигами и до сих пор пребывает нетленным. Русская православная церковь причислила его к лику святых в середине XVII века.
Васнецов эти факты, несомненно, знал и учитывал, создавая величественный образ знаменитого русского богатыря. При этом он старался по возможности точно воспроизвести реалии исторического времени - военная амуниция, упряжь коней, одежда не являются плодом художественной фантазии; все это Васнецов видел в музеях, встречал (описания и изображения) в исторической литературе.
Продумано до мелочей и колористическое решение картины - цвета русских полей, на защиту которых выехали богатыри, сложным образом перекликаются с цветами их одежды и вооружения.
[301x450]
Аленушка (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва
Васнецов как-то признался Рериху, что "Аленушка" -его любимейшее произведение. Он начал писать эту картину на сюжет русской сказки летом 1881 года в Ахтырке под Абрамцевом. Завершая работу над ней зимой в Москве, художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых, где упоенно слушал Баха, Моцарта, Бетховена, - быть может, именно поэтому само полотно вышло из-под его кисти столь музыкальным. Это опять же не "комментарий" к фольклорной истории, а трепетное вчувствование в ее настроение; более того, создание этого настроения с помощью точных пейзажных деталей. "Картина как будто давно жила в моей голове, -рассказывал Васнецов, - но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее".
[550x297]
Витязь на распутье (1882), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
У этой работы, созданной по мотивам былины "Илья Муромец и разбойники", - долгая история. Первые наброски к ней были сделаны еще в начале 1870-х годов. Первый законченный вариант картины (он сейчас хранится в Серпуховском музее) появился в 1878 году; Васнецов показал его под авторским названием "Витязь" на VI передвижной выставке; тогда же он вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. В сущности, именно этот вариант открывает фольклорную, "богатырскую" серию художника. Но он не удовлетворил его - Васнецову не хватало в нем былинной поэзии, песенности, авторской сопричастности и, по большому счету, содержательной определенности. В 1882 году он написал для С. Мамонтова, который у же приобрел к тому времени его работы "Ковер-самолет" и "Бой скифов со славянами", новую версию картину. Она выросла в размерах, получила иное композиционное решение, "прониклась" монументальностью. Новый вариант (но не последний, известны еще две законченные картины с таким же названием) и стал "каноническим". Это одна из попыток живописца выявить и с помощью живописных средств запечатлеть некие сущностные черты русского национального характера. Произведение характерно для васнецовского метода, соединяющего в одном поэтическом образе фольклорную "фантастику" и совершенно реалистические детали. Последние Васнецов кропотливо выискивал в процессе внимательного изучения эпохи - в Историческом музее, в Оружейной палате, в соответствующей литературе, обильно издаваемой во второй половине XIX века. Приводя в письме к В. Стасову надписи, присутствующие на камне-вещуне, художник делает знаменательную ремарку: "Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии".
[500x404]
Кащей Бессмертный (1917-26)
Поэма семи сказок
К русскому народному эпосу, к русской сказке Васнецов обратился еще в 1880-е годы. Его сказочные произведения - не иллюстрация к устному народному творчеству, а акт поэтического прозревания сердцевины жизни, закрытой от людей пеленой "действительности". Не случайно С. Маковский обнаружил в "сказочных" произведениях Васнецова "связь между русской сказкой и русской верой". Начиная с 1900 года и до конца своей жизни (особенно интенсивно - с 1917 года) художник с увлечением писал так называемую "Поэму семи сказок"; на этой странице мы воспроизводим два полотна этого цикла - "Царевна-Лягушка", 1901-18 (на след. стр.) и "Кащей Бессмертный". Время создания серии говорит само за себя, художник в этот период страдал, наблюдая за тем, что происходило в его родной стране. "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Наверное, при желании в этих работах мастера можно рассмотреть политические аллюзии. Но делать этого не хочется.
[600x283]
Спящая царевна (1900-26)
Это полотно входит в цикл "Поэма семи сказок". Сам сюжет (по месту своего рождения - западноевропейский) был популярен в русской культуре. Васнецов перетолковал его по-новому, совершенно очевидным образом имея в виду современные события. Не случайно девочка-семилеточка спит на легендарной "Голубиной книге", прославившейся своими вещими предсказаниями - темными и загадочными. В этом контексте образ "спящей царевны" является несложной метафорой российского государства.
[500x386]
Царевна-Лягушка (1901-18)
[310x450]
Царевна-Несмеяна (1914-26) входит в "Поэму семи сказок".