Иллюстрация Лидии Шульгиной к сказке "Винни Пух и Все-Все-Все" из книги "Избранное" Бориса Заходера. "Детская литература", 1981 г.
О рисунках начала прошлого века, да еще конца позапрошлого, рассказывает двухтомник «Детская иллюстрированная книга в истории России 1881-1939 годов», вышедший весной в издательстве «Улей» и созданный дизайн-студией «Самолет» с Владимиром Семенихиным во главе. В дополнение к нему и решили провести выставку «Без границ. Мир детской иллюстрации» в «КультПроекте». Она охватывает те рисунки, что создавались уже во второй половине XX века. Хотя есть там и ранние, еще дореволюционные и довоенные.
В одном из залов развешаны иллюстрации Владимира Фаворского 1929 года к стихотворению Самуила Маршака «Семь чудес». Они так и не были изданы из-за сворачивания НЭПа, поэтому известны не слишком широко. В то же время это единственный цикл цветных гравюр Фаворского, остальные он делал черно-белыми. Последние здесь же, на противоположной стене, – иллюстрации к рассказам Льва Толстого. Тут же разложены уникальные печатные доски, с которых эти иллюстрации делались. Можно наклониться и рассмотреть в подробностях «живую» ручную резьбу и пятна краски, а потом поднять голову и сравнить их с отпечатками.
Иллюстрация "Чудо четвертое - Почта" к стихотворению "Семь чудес" Самуила Маршака. Цветная ксилография - Владимир Фаворский. 1929 г.
Рядом в витринах – привезенные из библиотеки МГУ редкие экземпляры брошюр со сказками издательства Иосифа Кнебеля, известного московского киноторговца начала XX века. Кнебель славился очень качественной печатью, но помимо этого он еще и приглашал к себе талантливых художников: Мстислава Добужинского, Егора Нарбута, Александра Бенуа, Ивана Билибина и других. Даты, да еще «еры» и «яти» на книжках издательства «Кнебель» говорят о том, что они были изданы еще в царской России. Есть иллюстрации, близкие по времени к сегодняшнему дню.
Обложка книги "Пеппи Длинныйчулок" Астрид Линдгрен. Художник - Лев Токмаков. "Детская литература", 1983 г.
Все иллюстрации представлены в оригиналах, в том виде, в каком их создавали художники: в туши, акварели, карандаше... Можно рассмотреть, что в иллюстрациях Токмакова к «Пеппи» использован даже оранжевый фломастер. Оказывается, в 1960-е у профессионалов они уже были.
Впрочем, некоторые из экспонатов в России даже не были изданы. Речь об иллюстрациях Николая Попова к его собственной книге "Why?", в которой они заменяют слова. Основанная на античной поэме «Война лягушек и мышей», она вышла в середине 1990-х в американском издательстве, а потом – по всему миру. «Везде, кроме России и Северной Кореи!», – удивляется Ирина Солнцева. Рисунки Попова, выполненные тщательно, даже ювелирно, без кричащих цветов, доступно объясняют детям, что война возникает из-за упрямства и не оставляет после себя ничего, кроме разрушений. Только вместо людей в них – лягушки и мыши, а вместо танков – ботинки на колесах.
Фрагмент обложки книги Why? художника Николая Попова. North-South Books, 1996 г.
Выставка продлится до 19 октября.
(фото и информация из Сети)