В Государственном литературном музее для широкой публики открылась выставка книжных иллюстраторов "Мастера книжной графики". Организаторы выбрали пятерых художников, которые должны показать весь спектр книжной графики XX века.
Выставка "Мастера книжной графики" продолжает программу Фестиваля коллекций современного искусства, экспонаты которого относятся скорее к художественному прошлому, чем настоящему. "Первоначально в этой экспозиции мы хотели показать работы примерно 25 художников, — рассказывает куратор выставки Алина Федорович, — но потом, исходя из возможных площадей, пришлось сократить их количество до пяти. Мы постарались показать наиболее лаконичную часть коллекции мецената Бориса Фридмана".
Лаконичность организаторам удалась в полной мере. Экспозицию открывают работы Владимира Фаворского, патриарха книжной графики, который начинал иллюстрировать литературные произведения еще в дореволюционной России. Продолжают звезды советского периода Юрий Ващенко и Борис Свешников. А в завершении приводятся работы иллюстраторов эпохи перестройки Игоря Макаревича и Леонида Тишкова. "Эта выставка — своего рода мостик, перекинутый от меня и Макаревича к творчеству таких мэтров, как Фаворский", — делится впечатлениями художник-график Леонид Тишков.
Фаворский — классик. Его инструменты — простой карандаш, подушечка с песком и кость для оттиска. По словам Алины Федорович, Борис Фридман в своей коллекции уделяет большое внимание этому художнику, стремясь показать начало расцвета книжной гравюры. Издание "Алисы в стране чудес" и "Алисы в Зазеркалье" с рисунками Юрия Ващенко признано классикой иллюстрации точно так же, как и "Страдания юного Вертера" в акварелях Бориса Свешникова.
Игорь Макаревич — художник концептуалист, но книжными гравюрами занимался для души, он иллюстрировал Кафку и английские поэмы XVIII века — на выставке представлены авторские оттиски его работ. Леонид Тишков прославился полной прорисовкой сборника стихов Николая Олейникова, который вышел совсем недавно, в 2004 году. "Эта работа была крайне интересной для меня самого, — вспоминает Тишков. — Я специально придумал героя и дал ему имя — Жора Поповский, а картинки к стихам представляют собой течение его жизни".
Нынешняя выставка — первая за довольно долгий период, в предыдущие годы книжные гравюры показывали довольно редко. Причина этого — постепенный уход таких иллюстраций, некогда по праву считавшихся одной из вершин изобразительного искусства.
Участники экспозиции оценивают состояние художественного течения по-разному. "Расцвет начался после 1935 года, когда государство внедрило жесткий контроль за состоянием искусства, — убежден художник Игорь Макаревич. — Тогда работать в других областях было очень сложно, и великие художники стремились реализовать себя именно в книгах. Теперь это уходит, книги становятся рыночным товаром, и художники вынуждены ориентироваться на массовый спрос, а не наоборот".
Леонид Тишков выделяет три стадии развития книжной гравюры.
"Первая — дореволюционная, — рассказывает он. — Это напрямую связано с авангардом революции. Второй подъем был связан с оттепелью 60-х годов — тогда на сцене появилось много новых лиц. Третий — 80-е годы, когда издательство "Книга" решило выпустить целую серию с прекрасными рисунками. Именно в этот период появились мы с Макаревичем".
Ожидает ли искусство книжной графики четвертая стадия развития, которая аккумулирует былые традиции этого искусства, покажет теперь только время. А нюансы развития первых трех можно проследить на выставке, которая открыта до 18 сентября.
(фото и информация из Сети)