Малоизвестная заброшенная усадьба Зендиково - подлинный шедевр русского искусства. Он создан в пору "строительного неистовства" последней четверти XVIII века, в пору невиданного взлета усадебного искусства, волна которого прокатилась по просторам огромной страны, оставив едва ли не в каждом русском селении частицу новой красоты, новой жизни, новой культуры. "
"На берегах Оки" Ф.В. Разумовский, М., 1988г.
Некогда роскошный дом в имении Барятинского теперь представляет собой сильно руинированное сооружение, стоящее в совершенно одичавшем, заросшем парке. Со стороны прудов, к дому невозможно даже подступиться, тропинок здесь давно никто не прокладывал. Сочная крапива и репейник в человеческий рост, блистающие колючками, а так же разросшиеся дерева, изо всех сил "заслоняют" дом от объектива камеры. А самый красивый вид на руины именно со стороны парка... Но, это место отнюдь не обитаемо, здесь, в окружении "осыпающихся" кирпичных стен, собирается местная молодежь, и с вожделением крушит то, что ещё называется усадебным домом...
Архитектурный ансамбль усадьбы Зендиково сложился в конце XVIII столетия при Н.Ф. Барятинском и оставался в его роду до 1820-х годов, затем до 1839 г. принадлежал профессору И.А. Двигубскому, далее помещику П.М. Горохову и его сестре Л.М. Рядцевой.
Ансамбль стиля зрелого классицизма расположен на правом берегу речки Мутенки и развёрнут вдоль оврага, в глубине которого были устроены каскадные пруды. Дом поставлен на главной композиционной оси, продолжением которой является, уходящая в глубину парка аллея. Жилой комплекс дополняли симметричные, относительно оси служебные постройки, одна из которых обезличена и включена в объём нового здания, другая - разобрана в 1980-х гг.
Прекрасный памятник, созданный на эстетических принципах классицизма и сентиментализма - ныне всего лишь романтические развалины. А когда - то оштукатуренный, и отделанный белым камнем двухэтажный дом с мезонином, близкий русским интерпретациям стиля Андреа Палладио мог соперничать по своим архитектурным достоинствам с лучшими столичными произведениями. Бесспорным украшением дома на фронтальных фасадах служили портики большого ордера с балконами, один из которых (со стороны парка) был дополнен большим "итальянским" окном в мезонине. Это окно, лишённое даже рамы, и сегодня прекрасно в своих изысканных пропорциях...
Бесследно исчезнувшие одноэтажные переходы, вопреки традициям - прямые, соединяли главный корпус с флигелями, надстроенными в XIX веке вторыми этажами.
Парк Зендиково так же понёс тяжёлые утраты, на его территории высажен большой плодовый сад, разбиты огороды с уродливыми сараюшками и домиками...