-=- Белла Ахмадулина -=-
описание обеда
Как долго я не высыпалась,
писала медленно, да зря.
Прощай, моя высокопарность!
Привет, любезные друзья!
Да здравствует любовь и легкость!
А то всю ночь в дыму сижу,
и тяжко тащится мой локоть,
строку влача, словно баржу.
(отрывок ... полностью ниже)
ОХ... ПРЕКРАСНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ БЕЛЛЫ
ОБ ОБЕДЕ У ЛИТЕРАУРОВЕДА И ЕГО ЖЕНЫ
===== при глубокой внутренней неуверенности =====
я думал сначала кратко отделаться
в комментарии в фейсбуке:
ХОРОША БЫЛА БЕЛЛА
и в этом и была ее беда - все ее мысли вертелись вокруг себя...
но читая дальше попалось "Описание обеда"
и это ее лучшее стихотворение!!!
лучшее описание жизненной ситуации!
и лучшее описание самой себя - ее автопортрет!
так живо передана эта гнетущая ситуация
когда говорят о литературе слова
далекие от литературы
хотя имеют дипломы специалистов литературы
как яркие свидетельства
своей далекости от нее
- именно по этой же причине
по причине удостоверения
не может быть удостоверений
что ты крестился и потому
можешь идти к богу
- всякая тварь от бога
и может к нему идти без удостоверений
всякая тварь от природы
а поэзия явление природы
- и все свободны обращаться к ней
сочиняя или читая и впитывая...
прекрасна передана гнусная обстановка
и свобода тонко чувствующего все поэта
от всего этого мерзкого и холодного и чужого
- которому все это чуждо...
прекрасные стихи еще и точностью
автопортрета:
"тяну как баржу" стихотворение
и "высокопарным" слогом при понимании важности "простоты "
и знание важности занятия поэзией
которым занимались мировые классики :
"Скажи им, что пора обедать,
вели им хоть на час забыть
о том, чем им так сладко ведать,
о том, чем мне так страшно быть."
страшно заниматься искусством...
("хотя бумаги не боюсь") страшно быть поэтом..
а имею ли право...
а о чем надо писать...
"поэзия это езда в незнаемое" - Маяковский
- ага ... Белле страшно ездить в незнаемое?
ну да... ответственность за каждое слово?
вот такая неуверенность?
(или мода неуверенности? или поза неуверенности?)
или кокетство?
- и то и другое
в этом ее слабость
- истинный поэт счастлив:
"и тянется рука к перу перо к бумаге
минута и стихи свободно потекли" (Пушкин)
... странно
но и у Беллы они свободно текут
но... только в одном направлении
ощущение себя...
(и с гениальным ощущением что "зря")
"писала медленно, да зря...."
Евтушенко в это время о "Баме" писал
о стройке новой железной дороге...
(Большой Амурской Магистрали
- наверно расшифровываются три буквы)
и тоже может быть не в полной свободе
- эта тема поощрялась... (ЦК Компартии)
боже! неужели трудна полная
свобода - как у Пушкина?
он не думает о царе о чем ему писать
и не думает все время о себе...
- он спрашивает свободно
"куда ж нам плыть?" (Пушкин)
на летучем корабле поэзии...
- зная что через мгновение
подует ветер вдохновения...
-=-
_______ написано по поводу лучшего стихотворения Беллы ____________
БЕЛЛА АХМАДУЛИНА
"Описание обеда"
Как долго я не высыпалась,
писала медленно, да зря.
Прощай, моя высокопарность!
Привет, любезные друзья!
Да здравствует любовь и легкость!
А то всю ночь в дыму сижу,
и тяжко тащится мой локоть,
строку влача, словно баржу.
А утром, свет опережая,
всплывает в глубине окна
лицо мое, словно чужая
предсмертно белая луна.
Не мил мне чистый снег на крышах,
мне тяжело мое чело,
и всё за тем, чтоб вещий критик
не понял в этом ничего.
Ну нет, теперь беру тетрадку
и, выбравши любой предлог,
описываю по порядку
всё, что мне в голову придет.
Я пред бумагой не робею
и опишу одну из сред,
когда меня позвал к обеду
сосед-литературовед.
Он обещал мне, что наука,
известная его уму,
откроет мне, какая мука
угодна сердцу моему.
С улыбкой грусти и привета
открыла дверь в тепло и свет
жена литературоведа,
сама литературовед.
Пока с меня пальто снимала
их просвещенная семья,
ждала я знака и сигнала,
чтобы понять, при чем здесь я.
Но, размышляя мимолетно,
я поняла мою вину:
что ж за обед без рифмоплёта
и мебели под старину?
Всё так и было: стол накрытый
дышал свечами, цвел паркет,
и чужеземец именитый
молчал, покуривая "кент".
Литературой мы дышали,
когда хозяин вёл нас в зал
и говорил о Мандельштаме.
Цветаеву он также знал.
Он оценил их одаренность,
и, некрасива, но умна,
познаний тяжкую огромность
делила с ним его жена.
Я думала: Господь вседобрый!
Прости мне разум, полный тьмы,
вели, чтобы соблазн съедобный
отвлек от мыслей их умы.
Скажи им, что пора обедать,
вели им хоть на час забыть
о том, чем им так сладко ведать,
о том, чем мне так страшно быть.
В прощенье мне теплом собрата
повеяло, и со двора
вошла прекрасная собака
с душой, исполненной добра.
Затем мы занялись обедом.
Я и хозяин пили ром,-
нет, я пила, он этим ведал,-
и всё же разразился гром.
Он знал: коль ложь не бестолкова,
она не осквернит уста,
я знала: за лукавство слова
наказывает немота.
Он, сокрушаясь бесполезно,
стал разум мой учить уму,
и я ответила любезно:
- Потом, мой друг, когда умру...
Мы помирились в воскресенье.
- У нас обед. А что у вас?
- А у меня стихотворенье.
Оно написано как раз.
-=-
...
Фото: Белла Ахмадулина. 1960-е.
Фотограф: Александр Лесс
теги
Ахмадулина ОПИСАНИЕ ОБЕДА стихотворение, Ахмадулина при некоторой неуверенности
.