|
ПОСЛУШАЕМ ИЗ КОНСЕРВАТОРЦЕВ
РУБИНШТЕЙНА И ЧАЙКОВСКОГО
И ИХ ОППОНЕНТОВ
МОГУЧУЮ КУЧКУ
милая музыка Рубинштейна сразу меня резанула
разочарованным чувством:
нерешительностью отклоняться от традиций Запада...
Рубинштейна критиковали не за еврейские тенденции
а за преклонение перед западной музыкой
и до сих пор это не понимают музыковеды
обвиняя склонности искать свое русское - "национализмом":
"Более того, национализм «Могучей кучки» касался не только собственно музыки. Так, композиторы часто обсуждали этнические и национальные корни известных музыкантов, демонстрируя подчас антисемитизм и расизм. Они, например, называли Антона Рубинштейна «Грубинштейном», «Дубинштейном» или «Тупинштейном»."
кучкисты лишь жаждали естественной свободы для искусства
и бегства от профессионализма
который человечеству надо бояться как любви профессионалок
- где много знаний (!!!) и умения (!!!)
и ни грамма (!) - чувств... благородства... и любви
![]()
как очарователен Балакирев и в мощи в своей
и в таком удивительном диалоге живом и лиричном
как доверительная беседа за столом между оркестром и роялем
где-то кажется на четвертой минуте!!!
"кучкистов так возмущало создание Петербургской и Московской консерваторий под руководством братьев Рубинштейнов. Консерватория, указывал Балакирев, выращивала «музыкальных чиновников», которые «подведут всю русскую музыку под ярмо музыкальных немецких генералов»."
и зря их упрекают в дилетантизме
все наши классики были дилетантами:
- Пушкин чиновник который плохо учился 6 место из 27
- Толстой - студент 1 курса...
- Достоевский - инженер...
а это вершины и нашего и мирового искусства
и Кюи хорош - не насилует нас никакими заимствованиями
"... музыка не являлась их профессией в настоящем смысле слова. Так, Александр Бородин был известным медиком и химиком; Цезарь Кюи — военным инженером, чьи труды по фортификации актуальны до сих пор; Римский-Корсаков и Мусоргский получили военное образование и некоторое время работали по профессии; гардемарин Римский-Корсаков три года служил на флоте: участвовал в экспедиции, совершившей плавание к берегам Северной Америки; Мусоргский служил в известном Преображенском гвардейском полку, после — в государственных учреждениях."
https://www.youtube.com/embed/b1uYbntyjqg БАЛАКИРЕВ ВЕЛИКИЙ КОМПОЗИТОР
- для меня целое открытие!!!
в его вальсах нет сентиментальности легкой Шопена
есть калейдоскоп живых чувств...
Римский-Корсаков и лиричен и ироничен
- и нет навязчивого ничего из Запада...
Чайковский смешно возражает искать свои мысли
и интонации в музыке и зовет их обрабатывать
в западном духе и форме -- потому что мы к этому привыкли (???)
и отказываться в этом насиловать себя:
«Я очень ценю богатство материала, который строит грязный и страдающий народ, но мы, то есть те, которые этим материалом пользуемся, всегда будем разрабатывать его в формах, заимствованных из Европы, ибо, родившись русскими, мы в то же время еще гораздо больше европейцы, и формы их привиты и усвоены нами так сильно и глубоко, что, дабы оторваться от них, нужно себя насиловать и напрягать, а из такого насилия и напряжения ничего художественного произойти не может. Где насилие, там нет вдохновения, а где нет вдохновения — нет искусства»."
Чайковский тоже и лиричен и искренен - но внутри какая-то сдержанность
и думаю это идет от консерватории - где принцип - утверждать
что "правильно" и что "не правильно"
ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ ЗА ИДИОТСКУЮ КРАСНУЮ ФОТОГРАФИЮ
народные мелодии это материал "грязного народа"?
- какая наивность...
Мусогргский доказал что это не так
да и Глинка говорил - народ сочиняет а мы аранжируем"
но аранжируя (распределяя мелодию по разным инструментам)
надо обогащать это своим мыслями и переживаниями
а не думать - похоже ли это на западные формы...
да и Верди на Западе не принятый в консерваторию
обогащал свою музыку более народным духом
чем подражанием тому что было до него...
если бы эти непрофессионалы ничего из себя
не представляли по содержанию
они не смогли бы повлиять на Западную культуру
"...Кучкисты повлияли на французский импрессионизм, в частности на творчество Клода Дебюсси, Мориса Равеля, и на итальянца Джакомо Пуччини. По аналогии с русской пятеркой, в 1920-е возникла французская «Шестерка», объединившая композиторов Дариюса Мийо, Артюра Онеггера, Жоржа Орика, Франсиса Пуленка, Жермен Тайфер и Луи Дюрея под предводительством Эрика Сати и писателя Жана Кокто."
"национализм" - это ругательство
по отношению к "Могучей кучке"
а кто сердится - тот не прав говорили древние...
это было бы уместно если бы Рубинштейн как художник
еврейский - все время рисовал еврейскую деревню
и летящих по небу людей (Марк Шагал)
и то надо упрекать его не за местечковость
(чудесную всегда) а за однообразие
- на каждой картине домики
и кто-то летит - то девица то коза...
- нет Рубиншейн следовал Моцарту
и состязался с Листом
в беглости пассажей по роялю
и в непонятной гневливости не известно на что
(у Листа было основание - Польское восстание)
слава богу существование "могучей кучки"
искавшей свое русское слово в музыке
и содействовало и не задушило такое
самобытное явление русского духа как Мусоргский
"Картинки с выставки" которого
(на еврейскую тему кстати - какой же он "националист"!?)
- они на столько уникальны что могут ставиться
в один ряд с вершинами искусства:
- прелюдами Баха
и Богателями Бетховена!!!
на этом же уровне и Рахманинов
с его прелюдами (где нет духа консерватории
или духа Моцарта) - это самобытное слово
именно потому только за прелюд до диез минор
на три минуты его встречали в Лондоне
на пристани с оркестром
- Чайковскому для того или Рубинштейну
понадобилось бы писать концерт для ф-но на полчаса...
-=-
но слава богу критики признают
что именно русская музыка кучкистов-непрофессионалов
- задала тон современной музыке на Западе:
"Французские композиторы в то время стремились навсегда освободиться от повсеместного влияния Вагнера. Именно тогда и оказались востребованными стихийные, необлагороженные звучности, придуманные Мусоргским, Бородиным и Римским-Корсаковым. Популярностью стала пользоваться их «восточная» музыка, которая до сих пор остается наиболее востребованной. Например, главным хитом оперы «Князь Игорь» стал балетный раздел «Половецкие пляски», вызывающий до сих пор бурные овации как в России (например, в постановке Юрия Любимова в Большом театре в 2013 году), так и за рубежом (последняя версия Дмитрия Чернякова в Метрополитен-опере в 2014 году).
КОНЕЧНО СРЕДИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ МОГУЧЕЙ КУЧКИ
РАХМАНИНГОВ И ПРОКОФЬЕВ
![]()
я не знал ничего об этой борьбе
и равно увлекался Рахманиновым и Бахом
видя их путеводными звездами
- и хотя провел в консерватории 10 лет -
я занимался самостоятельно
- так что я и "противник" и "союзник" Консерватории
но консерватории - без навязанного обучения...
-=-
смотреть в журнале на малом экране
-=-
|