Основой теории является характеристика крестьянской общины, сформулированная Герценым ещё в конце 1840-х:
1. «Русская сельская община существует с внезапамятных времён и похожие на неё формы встречаются у всех славянских народов».
То есть в самой основе концепция не совпадает с мнением Чичерина, который подчёркивал государственное участие в генезисе общинного строя.
2. Земля общины распределяется между её членами и каждый из них обладает неотъемлемым правом иметь столько земли, сколько имеет любой другой член общины. Она предоставляется в пожизненное владение, её нельзя оставить по наследству.
3. Вследствие такой формы земледелия "сельский пролетариат - вещь невозможная", т.е. найм работников разрушит общинный уклад.
В работе «Русский народ и социализм», "Крещеная собственность" (1851) рассмотрены прогрессивные и консервативные стороны общинного быта:
+ Обеспечение защиты общинников от произвола чиновников, помещиков, природных невзгод;
+ наделение крестьян землёй в количестве, как правило, достаточном для прокормления;
+ наличие мирского самоуправления, подотчётность выборных лиц сельскому сходу.
- Незаинтересованность в улучшении земледелия;
- отсутствие конкуренции, создающей движение и разнообразие.
Консервативные стороны общинного уклада Герцен объясняет
во-первых, самой сущностью крестьянства, являющегося наиболее неизменным элементом во всех странах западной Европы. Однако на Западе исходный уклад был разрушен развитием частной собственности - что, по мнению мыслителя, является ключевым отличием от отечественного положения дел.
Во-вторых, использованием общины с круговой порукой в качестве основы обеспечения людьми и ресурсами, т.е. власть возвела народный быт в государственный институт, тем самым законсервировав его.
Такая консервация, считал Герцен, давала возможность для возвышения русского народа за счёт сохранения трёх стародавних начал крестьянского мира (работа «Русские немцы и немецкие русские»):
1. Право каждого на землю.
2. Общинное владение землёй.
3. Мирское управление.
«На этих началах и только на них может развиваться будущая Русь».
С другой стороны, контроль власти над общиной сдерживает её естественное развитие - требуется отмена крепостного права.
При этом, он отмечает, что внесение принципов индивидуализма («личной воли»), не сходных, однако, с капитализмом, в патриархальную жизнь может вывести её из застоя.
Сопряжение общинного уклада и индивидуального начала возможно в форме артели - это стадия устройства, в которую должна эволюционировать община (описана в работах "Русское крепостничество" и "Крещеная собственность").
Черты артели:
- создаётся свободными людьми на добровольной основе с целью удовлетворения экономических интересов;
- имеет выборную администрацию и управляется общим собранием артельщиков;
- не стремится к монополии;
- распределение доходов на общем собрании;
- коллективный труд и круговая порука.
Такие отношения способствуют развитию личностей работников на коллективной основе. Через развитие коллективного начала общество, по замыслу Герцена, должно перейти на стадию социализма.
Социализм по Герцену синкретичен, он учитывает отечественные условия (общинный уклад) и устроен согласно передовым Западным теориям:
"Мы русским социализмом называем тот социализм, который идёт от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, и идёт вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука".
6 этапов по построению социализма в России:
1. После реформы все земли становятся общественными. Происходит наделение равными участками с учётом плодородия почв. Упразднение сословий, обусловлено исходным материальным равенством. Происходит выкуп земли общинами у помещиков.
2. Установка разных видов пользования (не владения!) землёй: бессрочная общинная, частная пожизненная, аренда общественной земли, государственная, общественная областная.
При этом сохранены запреты передачи земли по наследству и найма рабочей силы.
3. Создание местных банков для организации выкупа земли, развития общин и частных предпринимателей. Постепенно каждый проживающий в данной местности становится вкладчиком и заёмщиком банка – образуется коллективная собственность.
Общины могут получать большие суммы кредитов, т.к. выплаты по ним обеспечивает круговая порука.
4. Общины развиваются до стадии артелей, затем до ассоциаций.
5. Черты мирского устройства распространяются на всё общество: общины объединяются в области, а те составляют конфедерацию с выборными органами управления на всех уровнях – происходит пересоздание гос. строя.
6. Законы составляются с учётом местных обычаев, включают в себя все неотъемлемые права, существующие на западе, также устанавливается равенство полов, общий доступ к образованию.
После проведения реформы 1861, Герцен не исключал возможность насильственного прихода к социализму, он не был доволен "половинчатостью" преобразований. Впоследствии, со снижением количества крестьянских восстаний, отказался от революционного варианта в пользу учреждения бессословного "Земского собора" - первого парламента.
Также он отмечал и положительные стороны реформы: "Находившийся в зачаточном состоянии принцип самоуправления, раздавленный полицией и помещиком, начинает всё более и более избавляться от своих пелёнок и свивальников; избирательное начало укореняется, мёртвая буква становится реальностью. Староста, общинные судьи, сельская полиция - всё избирается и права крестьянина простираются уже далеко за пределы общины".
Своеобразие воззрений Герцена.
Александр Иванович считал концепции петрашевцев и Чернышевского теориями «чисто западного социализма»: те говорили о пропуске стадии капитализма на пути к социализму в России, Герцен же определял русский социализм как параллельную альтернативу западному капитализму.
Более того, он не считал коммунизм конечной формацией социального развития на основании того, что видел в Европе во время революций: это "учение о принудительном отчуждении собственности, учение возвышающее индивидуум при помощи общества, граничащее с деспотизмом и освобождающее между тем от голода", "Коммунизм пронёсся бурно, страшно, кроваво, несправедливо, быстро".
При этом и русский социализм, по его мнению, не должен стать окончательной формой социальности: "в сущности, все формы исторические - volens-nolens - ведут от одного освобождения к другому". В конце 40-х годов он утверждал, что "социализм займёт место нынешнего консерватизма, и будет побеждён грядущею, неизвестною нам революцией", в 60-е его мнение изменилось: он писал об эволюции социализма без потрясений, большинством, на основе науки. (мое выделение - ЮК)
Необходимо отметить: то, что сейчас воспринимается в качестве единой теории, формулировалось в течение 40-х, 50-х, начале 60-х годов. Различные аспекты концепции содержатся в десятках работ, вышеизложенное – один из вариантов их синтеза, представленный С.И. Павловым в вестнике МГТУ, в статье «Теория русского социализма А.И. Герцена».