|
Портреты Кипренского и биография
Автопортрет. 1828. (1782—1836) — русский художник-портретист, исторический живописец, график; представитель романтизма. (продолжение ниже - ЮК) УМЕНИЕ РАЗГОВОРИТЬ СОБЕСЕДНИКАПРИ НАПИСАНИИ ПОРТРЕТАпортрет отца удался - отец обеспокоен судьбой сынапортрет матери - это реклама - смотрите дескать как умею...бедная Лиза не удалась - ничего бедногоа размышления - как бы ухватить в этой жизни... напрмер художника
Бедная Лиза. На сюжет одноим. пов. Н.М.Карамзина. 1827.
-изредка хорош автопортрет- когда рекламу замещает раздумие о будущем...но в основном у Кипренскоголишь портрет Пушкина хороши это заслуга Пушкина...- дело в том что самое главное в портретеэто уметь разговорить собеседника!!!.и тогда его потом интересно разглядывать и зрителю...но Пушкина не надо тормошить беседой- он сам неумолкаем - даже если молчит...ЭТИМ ЖЕ ХОРШ И ПОРТРЕТ ЛЕОНАРДО("Джоконда") мы наблюдаем - как собеседницаи художник вообще размышляют о жизни и судьбе=======АвтопортретыДо сих пор во многом интригующе загадочными остаются личность, судьба, творческая одиссея лучшего русского портретиста первой трети XIX века Ореста Адамовича Кипренского. И наиболее резко обнаруживается это, пожалуй, не в разноречивых свидетельствах современников, не в фактах биографии, а в галерее автопортретов (их около десятка), выявляющей почти взаимоисключающие образы художника. Каждый автопортрет представляет нам иного Кипренского, и это связано не только с возрастными, «физиогномическими» изменениями. Сложный конгломерат идей, представлений, причинных связей предлагает эта череда автопортретов зрителю. Здесь и романтический артистизм игры в преображения, и сублимация неясности общественного положения незаконнорожденного дворянского сына, и диаграмма или, может быть, идеограмма душевных, духовных, житейских перипетий, и точки отсчета стремительных превращений Кипренского-художника. Автопортрет с кистями за ухом. Ок.1808. Х., м. 46х36.5. ГТГ
Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе. 1804
Он впервые померился силами с великими и устоял. Да, впрочем, и сам автопортрет с кистями, несомненно, навеян какими-то классическими образцами (он напоминает, например, ранний кассельский автопортрет Рембрандта). Одновременно с этим произведением был написан и другой автопортрет — в розовом шейном платке. Автопортрет (с розовым шейным платком). 1809
Он разительно отличается в своей программе от первого: не бравурная энергия самоутверждения, а некое излучение духовной чистоты; искренность поведения не в импульсивной непосредственности, а в раздумчивом контакте со зрителем, на глазах которого живут нисколько не таимые оттенки чувствований. И в этом случае столь же адекватная изобразительная структура произведения. Мастерство портретиста
Эта способность к острой дифференциации образа, к стереоскопической объемности в изображении личности портретируемого породила бесконечное разнообразие его портретных решений. Один из современников заметил, что «Кипренский очень счастливо придает каждому портрету что-нибудь особенное». Он осознанно выстраивает индивидуальную конструкцию образа, которая диктует и саму исполнительскую манеру. В наиболее чистом виде это относится к первому периоду творчества Кипренского, до его первой поездки в Италию в 1816 году. Даже в заказных парных портретах (Е. П. и Ф. В. Ростопчиных, 1809; Д. Н. и В. С. Хвостовых, 1814), долженствующих представлять собой созвучный изобразительно-выразительный ансамбль, художник достигает индивидуальных и даже контрастных характеристик. Портрет Давыдова Ев. В., лейб-гусарского полковника . 1809
Образ бравого гусара исполнен и в самом деле парадного, не столько героического, сколько геройского пафоса, актуального в канун Отечественной войны с Наполеоном. Хотя эта тема и главенствует в портрете, Кипренский ею не ограничивается. Его Давыдов соединяет «рыцарское чувство чести и личное достоинство», романтическую небрежность и мечтательность. Художник создает глубоко индивидуальный образ и вместе с тем собирательный, включающий отсветы активного романтического идеала и наличную реальность, более того, ставший благодаря полноте и диалектике характеристики символом своей эпохи. Портрет Сергея Семёновича Уварова.
Здесь нет той полноты самовыражения, что у Давыдова. Изображен задумавшийся в картинной позе, словно на минуту остановившийся перед выходом, великосветский денди, галломан и щеголь. Благородство и сдержанность цветового исполнения, мягкие ниспадающие ритмы рисуют облик тонко чувствующего, и, может быть, несколько манерно утомленного своей культурной рафинированностью дворянина пушкинской поры. И хотя портрет писался до выступления декабристов, в пору национального подъема и брожения идей, Кипренский в образе Уварова словно предвосхитил скорое наступление долгой полосы общественного спада, правительственной реакции. Кипренский на себе почувствовал неблагополучие в стиле правления Александра, когда, вернувшись в 1819 году в Петербург, начал конфликтовать с Академией, придворными кругами, стал пользоваться поддержкой меценатов. Портрет Афанасия Федоровича Шишмарева 1827
Своего героя он ставит в позу Давыдова, но, используя старую схему, художник вводит его не в историю, а в идиллию. Шишмарев показан в саду, в окружении цветов и стрекоз. Кипренский создает гармонию, но ценой отказа от общественно-значимого статуса личности. Изощренная живописная кухня, с ее многослойной системой письма, совершенством фактурной проработки, подчеркнутая эстетизация всего образного строя свидетельствуют о стремлении художника выйти к новым берегам, обрести твердую почву под ногами. Таким он выглядит на своем автопортрете 1828 года. Огромная дистанция между тем первым автопортретом с кистями и этим: и здесь он непараден, в домашнем халате, с карандашом в руке, но и следа нет былой силы и веры. Холеный светский облик и любезно-искательная улыбка, ощущение неуверенности и отзвук некой артистической избранности... Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827
Кипренский был историческим живописцем по масштабу своего мышления, своих дерзаний. Его мучительная, долгая работа над историческими, символико-аллегорическими произведениями содержала поиски новых путей в осознании происходящих событий. Но одни из этих произведений по прихоти своенравной судьбы не уцелели, другие же так и не были осуществлены.
Картины Кипренского
Автопортрет. 1820 Уффици
Портрет А.О.Смирновой-Россет, ок. 1830, холст, масло, 64х54
Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819.
Читатели газет в Неаполе. 1831.
Портрет князя H.П.Трубецкого
Портрет Олимпиады Александровны Рюминой. 1826.
Портрет Н.С.Семеновой в роли Сивиллы Дельфийской в оп. Г.Спонтини «Весталка». 1828 Х., м. 110х90 ГЦТМ им. А.А.Бахрушина
Портрет мальчика. 1819.
Портрет М.В.Шишмарева. 1827
Портрет К.И.Альбрехта. 1827
Портрет итальянского художника пейзажиста Грегорио Фиданца.
Портрет И.А.Крылова. 1816.
Портрет З.А.Волконской. 1829
Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. 1822
Портрет художника П.В. Басина.1829.
Портрет танцовщицы Е.А.Телешовой в роли Зелии. 1828
Портрет Петра Алексеевича Оленина. 1813
Портрет В.С. Шереметева. 1825
Портрет В.С. Хвостова 1814
Портрет Алексея Романовича Томилова. До 1828
Портрет Адама Мицкевича 1824 ГТГ
Портрет Авдотьи Ивановны Молчановой с дочерью Елизаветой. 1814
Портрет А.С.Шишкова. 1825
Портрет А.Р.Томилова.
Неаполитанская девочка с плодами 1831
Молодой садовник. 1817
Мать с ребенком (Портрет г-жи Прейс ). 1809
Конный портрет Александра I. 1820-е.
-=- |