Морис де Вламинк (Maurice de Vlaminck) (1876-1958).

Морис де Вламинк (1876-1958) Морис де Вламинк (фр.Maurice de Vlaminck, 4 апреля 1876, Париж — 11 октября 1958, Рюэй-ла-Гадельер, деп.Эр и Луар) - французский живописец и график, которого считают родоначальником экспрессионизма в среде фовистов. В своих ландшафтах, натюрмортах и портретах он вознес цвет до уровня самостоятельного изобразительного средства.
Self Portrait-1911 Вламинк родился в Париже; его отец, фламандец по происхождению, был учителем музыки. В 16 лет юноша покинул отчий дом и работал гонщиком-велосипедистом и механиком. После того, как он переболел тифом, ему пришлось оставить спортивную карьеру - он играл на скрипке в оркестре и давал уроки музыки. В 1894 Вламинк женился на Сузанне Берли (развод в 1905, второй брак с Берт Комбе). В результате железнодорожной аварии Вламинк познакомился с художником Андре Дереном, с которым затем снял мастерскую на острове Шату-на-Сене. (продолжение ниже - ЮК)
продолжение
На следующий год Дерен представил Вламинку Анри Матисса. Таким образом, сформировалось ядро направления, которому позже дадут название "фовизм". В ранних работах Вламинка ощущается влияние Винсента Ван Гога: от великого фламандца он перенял нервное направление штриха, а также пастообразную манеру нанесения краски на холст. Занятия искусством, тем не менее, не давали ему возможности прокормить себя, и ему приходилось работать музыкантом в варьете на Монмартре и играть в бильярд.
Harvest-1904 Кроме того, он сочинял эротические рассказы, которые иллюстрировал Дерен. В 1905 Вламинк выставил в "Осеннем салоне" свои ландшафты (среди них были "Оливковые деревья", 1905), состоявшие из чистых, неразрывных цветовых плоскостей. Подобно Матиссу, Дерену и Раулю Дюфи, он отказывался от тонких оттенков и переходов цвета, господствовавших в среде импрессионистов. Пространство, в котором художники представляли свои работы, критик Луи Воксель сравнил с клеткой для диких зверей - "cage aux fauves". После этого представители данного направления в живописи (французским вариантом экспрессионизма) получили наименование "фовисты". Как и другие фовисты, Вламинк в своих ландшафтах и натюрмортах подчинял форму цвету. Примером может служить появившийся в 1906 "Ландшафт с красными деревьями". Он писал практически без контуров и отказывался от традиционного перспективного построения картины. В 1907 он заключил договор с владельцем художественной галереи Амбруазом Волларом, который в том же году организовал первую персональную выставку работ Вламинка. В 1907 Вламинк познакомился с творчеством Сезанна, а в работах 1907–1909 выработал свой собственный стиль.
Landscape of La Creuse-1910 Его отличали упрощенная геометризованная трактовка предметов, которую художник почерпнул у Сезанна, передача тонких градаций света и использование ярких контрастных цветов. Знакомство с первыми произведениями кубизма вызвало стилистический поворот в творчестве художника: архитектура картин Вламинка стала более уравновешенной и стабильной. В своих работах, выполненных в прерывистых синих и зеленых тонах, он стремился добиться унифицирования плоскости и пространства.
The Vieux Bridge and the Bank Довольно скоро, впрочем, Вламинк ощутил, что его свобода как художника оказалась скованной рациональной художественной концепцией кубизма. Отказ Вламинка подводить свои работы под теоретический базис привел его к разрыву с интеллектуалом Дереном. Во время первой мировой войны Вламинк работал чертежником на оборонном предприятии. По окончании войны он вновь занялся экспрессионистской живописью. За счет драматических эффектов светотени, а также холодных цветов картины Вламинка навевали на зрителя зловещие настроения.
Village in the Snow-1927 В 1919 он приобрел дом в сельской местности Вальмондуа недалеко от Парижа, который в 1925 обменял на небольшое земельное владение в Руэлль-ла-Гадильере. Там уединившийся от городской суеты художник посвятил себя работе на земле.
The Green Lawn-1930 В 1936 Институт Карнеги в Нью-Йорке осуществил успешное представление работ Вламинка в США. После вступления немецких войск во Францию (1940) художник уехал в Нормандию, однако довольно скоро вернулся в свой сельский дом.
Snow Landscape-1940 Во время оккупации Вламинк, будучи членом Лиги антифашистов, примкнул (1941) к группе французских художников, которую немцы отправили в поездку по Германии с пропагандистскими целями. Два года спустя в своей книге "Портрет перед кончиной" он обрушился с яростными нападками на современное искусство, которому в то время немало досталось и от нацистов. После войны Вламинк предстал перед Особым судом по обвинению в коллаборационизме, которое, однако, было с него снято. В послевоенные годы Вламинк писал преимущественно психологизированные картины, вновь приблизившись в начале 50-х к своим ранним фовистским работам.
Flowers-1950 В 1954 он представлял свою страну на биеннале в Венеции, вернув себе прежнее уважение, которое в какой-то степени было утрачено из-за обвинений в коллаборационизме.
Coin DAtelier-1955 Первая крупная ретроспектива работ Вламинка состоялась в 1956 - правда, не в государственной, а частной художественной "Галерее Шарпентьер" в Париже.
Montigny sur Avre-1956 Через два года художник скончался в Руэлль-ла-Гадильере в возрасте 82 лет.
из дневника Ела2012