• Авторизация


О СУФИЗМЕ который просто разлит В ВОЗДУХЕ * 2 часть 17-02-2019 01:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

мне вспомнилась запись в дневнике Ньютона "прости Господи что я людей боялся больше чем тебя" вот ему бы надо было бы почитать суфия Бишара Хафи - боязнь неуместна там где любовь - Ю.К.

 

что-же-ты-всю-жизнь-юялся-меня--Бишар (700x525, 45Kb)

 

 
 
 
 
 
ЖЕЛВЬ* И УТКИ
Помню — в затоне, где чистая отражена как зеркало вода, а на вкус как источник жизни, напоминает родник — живую воду, жили две утки и желвь. Жили они по соседству в дружбе, как в одном доме, мирно.
 
_________________________
 
* «Желвь» — старинное название черепахи (прим. А.М.Ремизова).
 
 
Приятна жизнь в кругу друзей, 
Мгновение — об руку с любимым другом.
Но вдруг судьба, её жестокая десница стала бить по ногтю их устоя. И в зеркале завтрашнего дня отразилась разлука.
 
Где такое наслаждение, которое не нарушила б судьба? 
Приятно вино из чаши с друзьями, 
Но приходит потом горечь похмелья, разлука.
Вода, основа их жизни и источник корма, стала убывать и зацвела тиной. Убедившись в опасной перемене, утки решили покинуть родные места.
 
Странствовать — нелегкое дело, 
Но лучше домашнего гнета.
С надорванным сердцем, глазами, полными слёз, утки пришли к желви прощаться.
 
Разлучница — черный глаз, 
Как выразить его злодеяние?
Желвь горько зарыдала: «Разлука? Что вы говорите? Как могу жить без верных друзей?»
Жизнь без тебя называется смерть! 
Как пережить мне тяжесть разлуки — 
При одной мысли я никну, как плакучая ива.
 
Говорят утки желви: «И наше сердце разрывается от печали — необходимо расставаться. Но мы не можем жить без воды и вынуждены улететь».
Кто по своему желанию покинет райский сад?
Говорила желвь: «О друзья мои, какая мне жизнь без воды, труднее, чем вам. Не оставляйте меня одиноку, в безводье, возьмите меня с собой!»
Ты ведь моя душа, а хочешь улететь? 
Что будет с телом без души?
 
Говорили утки: «Нам тоже больно без тебя. Где бы нам ни довелось жить на приволье, все думали б только о тебе. Но как быть, — нам по земле ходить неладно, а ты ведь не можешь летать».
Сказала желвь: «Как тут быть, рассудите вы — а мне разбитое сердце разлукой — и ума не приложу». Удивились утки: «О дорогой друг, за все время нашего соседства ты отличалась разумом и силой воли, но согласишься ли ты на нашу затею?» Желвь говорит: «Как могу я не согласиться, раз вы мне желаете добра?»
Я дал слово быть верным уговору, 
Не стану нарушать согласия.
 
Прокрякали утки в ответ: «Наш уговор: когда мы тебя возьмём и подымемся под облака, ты не станешь возражать — и что бы ни говорили люди, не обращай внимания ни на дурное, ни на хорошее». Желвь согласилась: «Я буду послушна вам и наложу печать молчания на мои уста». Принесли утки ветку, желвь вклюнулась в ветку, и утки полетели.
Поднявшись высоко, летели они над деревней. Народ высыпал смотреть и диву давался. Кричали: «Смотрите, утки несут на ветке желвь. И когда это было видано?» Шумели люди, глазам не верят. Желвь молчит, но скоро чаша её рвения закипела, и воскликнула желвь:
«Пусть ослепнет невера».
 
И только что желвь раскрыла рот, как тотчас упала на землю. И кричали утки…
Доброжелатели дают совет — 
Счастлив тот, кто слушается. 
Я желаю тебе добра, но на что тебе совет, 
Раз ты, несчастный, не слушаешь меня.
 
ХАЛИФАТ И ИМАМАТ
Предисловие
По мусульманской доктрине, исповедуемой суннитами, халиф — наместник Аллаха на земле. После упразднения Халифата в Турции Ислам лишён этого главенства.
 
Шииты не признают халифов и создали свою теорию преемства верховной власти Ислама в лице Али.
Последний Имам — Махди — скрылся, и шииты верят, что он не помер, а в своё время появится на земле.
 
В 80-х годах прошлого века в английском Судане было восстание, во главе которого стояло лицо, называвшее себя Махдием — «безумный мулла».
 
Шиитские теории Имамата находятся в исторической связи с понятием о «Саошианте» — Мессии в религии Зороастра (исповедание персов до Ислама — VII век).
 
Персы, обращенные в Ислам, сохранили многое из своих прежних верований, и правоверные последователи Ислама их считают еретиками.
 
Первые четыре халифа по выборному началу — обычай бедуинов — были: Абу Бакр (632-634), Омар (634-644), Осман (644-656), Али (656-661).
Раскол вспыхнул после смерти Пророка (632 г.), когда власть перешла к тестю Пророка Абу Бакру вместо Али.
 
По мнению шиитских богословов, халифом может быть человек без греха и не способный к греховным деяниям. Догмат шиитского вероучения — предвечное сотворение Али.
Пророк говорит, по словам шиитов:
 
«Всевышний сотворил Меня, Али, Фатиму, Хасана и Хусейна до сотворения Адама, когда ещё не было ни небес, ни земли, ни света, ни тьмы, ни солнца, ни месяца, ни рая, ни суда».
 
После смерти Омара (убит) халифат предложен был Алию с условием признать Коран и предание согласно толкованию суннитов.
Алий не согласился, халифом был избран Осман, убит в 35-м году (хиджры), на халифский престол вступил Али.
После Али — избран его сын Хасан, но Хасан отказался, и халифом сделался полководец Муавийя. После смерти Муавийи стал халифом его сын Йазид.
Шииты признают Имамами 12 лиц: Али, Хасана, Хусейна, Али Зейн-уль-Абидина, Мухаммеда Бакира, Джафара Садэга, Мусу Казима, Али Риза, Мухаммеда Таки, Али Наки, Хасана Аскери и Мохаммеда Махди.
«У шиитов месяц мухаррем — первые десять дней посвящены памяти Имама Хусейна и его семьи, погибших в Кербеле, в сражении с войском Йазида (в 61-м году хиджры).
 
На всех больших улицах воздвигаются чёрные палатки, в которых особые чтецы (рузеханы) рассказывают в трогательных словах историю, разыгравшуюся в Кербеле. Кроме того, в специальных зданиях, так называемых «тэкье», ежедневно разыгрываются на ту же тему мистерии «тазийе», что значит «оплакивание».
Когда на сцене идет печальная драма, рыданья слышатся со всех сторон, зрители бьют себя в грудь и рвут на себе одежды».
 
ИМАМЫ
Джафар Садэг (700-765)
Джафар-ибн-Мохаммед — шестой Имам у шиитов. Шииты считают Али первым преемником Пророка (632 г.), все же другие халифы — узурпаторы.
 
Одиннадцать потомков Али называются Имамами. Одиннадцатый, последний — Мохаммед Махди, по преданию, не умер, а скрылся в конце VIII века (в 260 г. хиджры) под Багдадом. Шииты верят, что Мохаммед Махди жив и в свой срок явится предъявить права на верховное главенство в мусульманском мире.
Джафар Садэг («Правдивый») — шестой из одиннадцати Имамов. По числу 12 шииты — «двунадесятники» (12 — считая первым Али, остальных 11).
Джафар Садэг — из семьи Пророка и унаследовал знание и достоинство своего деда Али. Шииты называют Али — «князь правоверных».
 
1. Садэг («Правдивый»)
Джафар Садэг — «хранитель тайн Аллаха». Единственный из потомков Пророка он понимал сокровенное Ислама, и никто из современников — богословов и учёных — не был способен усвоить от него тайны.
 
— Вот где, — Джафар указал на свою грудь, — хранится знание, и как хотел бы я найти, кто мог бы принять сокровище.
 
Слышали однажды, как Джафар Садэг сказал:
— О сын мой, старайся уяснить тайное знание. Оно много плодотворнее, нежели ты думаешь. О сын мой, знакомясь с поверхностным учением и пренебрегая постижением внутреннего смысла, ты, сам того не зная, утеряешь свою жизнь. Знай, однако, тайный смысл — дар Бога, а не приобретение. Аллах дарует тому, кто всем сердцем стремится.
 
2. Халиф Мансур
Джафар Садэг был главою магометанских тайновидцев. Ему все верили и считались с его мнением. Не было равного ему в толковании символов и тайн Корана. Его современники получали от него знания, вдохновлялись. Он не вмешивался в политику, но халифы не доверяли ему: происхождение из рода Пророка давало ему право на главенство среди правоверных — звание халифа. У народа Джафар Садэг пользовался большим почётом.
Халиф Мансур приказал своему визирю привести Садэга, решив его погубить.
«Джафар Садэг отрёкся от мира, — сказал смущенный визирь, — находится в уединении, вдали от людей, и живёт только молитвами Аллаху».
Но Халиф не слушал, настаивал на своём решении. И визирь пошёл за Джафаром.
Лишь только визирь удалился, халиф приказал слугам убить Джафара: «Когда при появлении Садэга я прикоснусь к моей чалме».
А когда визирь появился, ведя за собой Садэга, Мансур вдруг поднялся, приблизился к Джафару и просит занять место на троне. Сам же опустился на землю у трона и просит Садэга открыть ему его желание.
Садэг сказал: «Хотел бы я, чтобы ты не звал меня, и я спокойно мог бы служить моему Господу Богу».
 
Мансур приказал отвести Джафара обратно домой. Когда халиф остался один, визирь спросил его:
— Что случилось, ты изменил своё решение?
— Когда Джафар вошёл, — сказал Мансур, — моим глазам предстало видение: около Джафара появился дракон, грозя поглотить меня с моим троном. Страх вывернул меня, и я потерял голову, не зная, что делать. Я поднялся и попросил занять моё место.
 
3. Рабы*
Джафар Садэг призвал своих рабов:
— Обещаем друг другу, — сказал он, — кто из нас в день Последнего Суда будет спасен, пусть поможет другим.
— Потомок Пророка, тебе ли нуждаться в нашей помощи? Твой дед в первый же день явится спасти весь мир.
— Я стыжусь моих поступков, — возразил Садэг, — и не посмею взглянуть в глаза моего деда.
Так слуги Божьи обращались со своими рабами.
 
4. Ожоги
Один из рабов Садэга принёс после вечери горячей воды для омовения рук. Вода была так горяча — Садэг ошпарил пальцы и, содрогнувшись, отдёрнул руку.
Раб от смущения содрогнулся не менее Садэга и, не зная, чем выразить свою вину и испросить прощение, он произнёс стих из Корана:
 
Аллах любит тех, кто сдерживает свою злобу, 
И тех, кто прощает людям, 
И тех, кто выражает великодушие.
 
На каждую строку Садэг ответил:
— Я не чувствую никакой злобы.
— Прощаю тебя.
— Отпускаю тебя на волю.
И возблагодарил Садэг Бога:
— Какие пустяки — обжёгся! — пробудили великодушие.
 
5. Гордость
Сказали однажды Садэгу:
— Ты награжден всеми добродетелями и полон величия, ты свет очей в роду Пророка. Но ты уж очень горд.
Отвечал Садэг:
 
— Я совсем не горд. Это гордость Аллаха: Аллах занял место моей гордости, которую я победил в себе.
 
6. Мудрец
— Кто есть мудрец? — спросил Садэг учёнейшего богослова Абу Ханифу.
Абу Ханифа сказал:
— Тот мудр, кто умеет отличать доброе от злого.
— Какая же это мудрость? — заметил Садэг. — Эта способность есть и у животных.
— Так кто же, по-твоему, самый мудрый?
Садэг ответил:
— Тот мудр, кто может различить два добра и два зла, и выберет лучшее добро из двух и меньшее из двух зол.
 
7. Дар
Какой-то потерял на дороге сумку, а в ней деньги.
— Не иначе как Садэг присвоил, — утверждал потерявший сумку; лично он не знал Садэга, а только по слухам — бродячий.
Садэг спросил его:
— А сколько было в сумке?
— Тысяча драхм.
Садэг привёл к себе потерявшего и дал ему тысячу драхм.
Спустя несколько дней обвинявший Садэга нашёл свои деньги и принёс Садэгу:
 
— Возьмите ваши, я нашёл сумку.
Садэг сказал:
— Мы, сыны из рода Пророка, не берём обратно, что однажды дали.
 
8. Бедняк и богач
Садэга спросили:
— Кто, по его мнению, лучше: терпеливый бедняк или благодарный богач?
Садэг ответил:
— Терпеливый бедняк лучше: сердце богача льнёт к кошельку, а сердце бедняка — к Богу.
 
9. От слов Садэга
— Мои внутренние глаза раскрываются, когда меня обличают.
— Не советую тебе водиться: Избегай лгуна — правды не найдёшь, всегда будешь обманут; Тоже и гордый человек, в решительный час тебя покинет; Не лучше и дурак: «Услужливый дурак опаснее врага»; Не очень-то полагайся на легкомысленного — оставить в нужде такому ничего не стоит; Бессовестность — в грош не поставит ни посул, ни слово, продаст.
— Тот грех, что начинается со страха и кончается прощением, приближает человека к Богу.
Спросили Имама:
 
— Как может Имам, потомок Мухаммеда, судить о мирских делах, не принимая участия в жизни?
Садэг ответил:
— Богом дано Пророку пять душ: Животная душа — ею Он движется; Сердечная душа — с нею Он обладает устремлением и способен на борьбу; Душа страждущая, по воле которой Он живет: алчет и жаждет; Душа верующая, она помогает убеждать и направлять; Душа святая, с ней Он выполняет пророческое призвание. После смерти первые четыре пропадают или растворяются. А святая душа не может ни пропасть, ни раствориться, и лишена честолюбия, и переходит на Имама. И Имам, подобно Пророку, даёт во всём отчёт.
 
Бишр Хафи
Бишр Хафи родился в Мервском оазисе в 767 году, жил в Багдаде.
Жизнь его была не совсем так — завсегдатай багдадских кабаков.
Обращение его к Аллаху совершилось в кабацком угаре. Пропив сапоги, босой, не помня себя, кренделил он беспутно домой. На всю жизнь в память своего чудесного обращения решил остаться босоногим.
 
1. Обращение
Было дело так: поздно вечером, вдребезги пьяный, идет он и видит на дороге лоскуток бумаги, поднял грамотку и читает:
— Б-исми-лляхи-ар-рахман, ар-рахим — «Во имя Аллаха милостивого, милосердного…» (такими словами начинаются все главы Корана). Бишр достал пузырёк духов, окропил находку и с благоговением, как святыню, понёс домой.
И в ту же ночь одному благочестивому человеку приснился сон; слышит голос: «Ступай к Бишру и скажи слова Корана», — повторил написанное на лоскутке:
«… Ты очистил наше имя, так и мы очищаем тебя; Ты превознёс наше имя, так и мы превознесём твоё; Ты сделал наше имя благоуханным, так и мы сделаем тебя».
Человек проснулся и задумался: «Что-то неладно. Бишр — беспутный, пьяница, сон не о нём, так ли я понял?»
 
Поднялся, совершил омовение, проговорил молитву и снова неожиданно заснул. И снится ему тот же сон. И в третий раз тоже.
Когда настал день, человек пошёл искать Бишра. В одном из кабаков он наткнулся на пьянчужку: Бишр валялся под скамейкой мертвецки пьяный.
— Оставь его, какой может быть разговор, посмотри, пьян, как стелька, мычит.
Но человек просит кабатчика:
— Скажи ему, есть до него важное слово.
— Чьё слово? — пролепетал Бишр. И был поражен, узнав: слово Божье.
 
Тотчас поднялся и, обратившись к собутыльникам, твёрдо сказал:
«Други мои, я призван и должен уйти. Никогда больше вы здесь не увидите меня!»
Так и было. Раскаяние очистило душу, и он достиг благочестия.
 
2. Ахмед Ханбал
Для Бишра весь мир казался озарён сиянием Аллаха. Ахмед Ханбал, первый из учёных богословов и юристов, часто посещал Бишра и испытывал его в Боге.
Ученикам Ахмеда было вдиву, как это возможно: Ахмед, первый в науке Ислама, советуется с безграмотным.
Ахмед отвечал:
— Да, я в науке — минарет, но в познании Бога Бишр превосходит.
 
3. Бесподобный
Бессмертный пророк Эльяс (Илия)-аль-Хидр (Зеленый), когда его спросили, кем он считает богослова Шафия, ответил:
— Шафий — один из столпов Ислама.
— А Ахмед Ханбал?
— Ахмед Ханбал — один из знающих правду.
— А Бишр Хафи?
— Бишр Хафи — ему нет подобного.
 
4. Побежденное желание
Бишра упрекали: «Ты знаешь много изречений Мухаммеда, почему же ты таишь их?»
— В моём сердце сильное желание сообщить вам, и я не могу победить это желание. Но я возвещу вам о них, как только превозмогу, — ответил Бишр.
 
5. Образец поведения
Говорили Бишру:
— Багдад погряз в мирской суете, и всё, чем питаются багдадские жители, собрано и создано неправедно и бесчестно, как же ты этим питаешься?
Бишр сказал:
— Я ем то же, что и вы, пью то же, что и вы.
— А скажи: благодаря каким добродетелям ты достиг своего состояния?
Бишр отетил:
— Откусывая куски меньше ваших, протягивая руку короче вашей.
Понято было так: довольствоваться малым, воздерживаться и быть честным.
 
6. Ответы
Его тянуло на мясное, но денег у него никогда не водилось, и он невольно воздерживался. Однажды зимой его застали: сидит в комнате голый и дрожит.
— Зачем же ты сам себя мучаешь?
— Я думал о бедных людях, — отвечал Бишр, — которые страждут от холода, и у меня нет ничего, чтобы помочь им. Вот я снял одежду, мерзну, чтобы, имея их мысли, равняться с ними.
— Почему ты не порицаешь великих мира сего, виноватых в стольких жестокостях?
Бишр ответил:
— Имя Аллаха я ставлю слишком высоко, чтобы произносить его перед теми, кто Его не хочет знать.
 
7. Чудесный коврик
Рассказывает Ахмед-ибн-Ибрагим:
— Бишр поручил мне пойти к Маруфу, живёт на том берегу Тигра, и сказать, что придёт к нему после молитвы. Я исполнил поручение, но Бишр так запоздал — не было лодок для переправы. Очень меня забеспокоило: был поздний вечер. И вижу, наконец-то, Бишр появился и, не видя лодок, кинул свой молитвенный коврик на воду и так переправился на другой берег. До утренней зари Бишр оставался с Маруфом и таким же путем, на коврике, вернулся. Я бросился к его ногам, прося помолиться обо мне. Бишр помолился и просил меня не говорить об его тайне. До самой его кончины — я молчал.
 
8. Паломничество
Пришёл к Бишру один человек, просит совета: у него две тысячи серебра, и он хочет совершить паломничество в Мекку.
Бишр сказал:
— Если ты затеял паломничеством ублажить Господа, ступай и уплати долг должника, или дай деньги неустроенному, или тому, у кого на руках большая семья. Один такой поступок, которым ты порадуешь чьё-нибудь сердце, несравненно выше всяких паломничеств.
 
9. Доброта
Незадолго до смерти Бишра пришёл к нему человек и жаловался на свою нужду. Бишр снял с себя рубашку и подал человеку. Лёг, прикрылся тряпьём и помер.
После его смерти видели его во сне, спрашивали:
— Как поступил с тобою Бог?
— Бог укорял: «Чего, — говорит, — ты, несчастный Бишр, всю жизнь боялся, Меня? Разве ты не знал, что доброта — одно из моих качеств?»
 
10. Изречения
Из изречений Бишра:
— Странствуйте постоянно: вода, что течёт, остаётся свежей, чистой и прозрачной;
— Кто стремится, чтобы люди почитали его, тот не знает благодати божественной любви;
— Три поступка самые трудные: быть щедрым, испытывая нужду; обладая властью, воздерживаться; говорить прямо перед тем, кто внушает страх;
— Пока твой враг тебя боится, ты не достигнул совершенства.
 
_________________
Источник: Ариаварта. 1996.
Начальный
 
 
 
-=-
 
 
 

 

__ Рабы*________

очень интересная притча когда обратились к рабам быть товарищами и помощниками другу другу в час Суда... - это напоминает отношение барина к крепостному в России - когда обращением было естественно - "скажи-ка - братец... правильно ли я еду?" "скажи-ка сестрица можно ли у вас напиться водицы?" - т.е. братское ощущение внутри себя перед богом вне сословного положения - Ю.К.

 

-=-

 

.

 

 

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О СУФИЗМЕ который просто разлит В ВОЗДУХЕ * 2 часть | ИСКУССТВОбезГРАНИЦ - арт-журнал_ИСКУССТВОбезГРАНИЦ | Лента друзей ИСКУССТВОбезГРАНИЦ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»