
Я не отношу себя к ярым поклонникам индийского кинематографа, хотя и отрицать особый шарм и самобытность продукции «Болливуда» было бы несправедливо. В детстве увлекалась, конечно, тем более что жили мы в Среднеазиатской стране, где фильмы из Индии в прошлом почитались и принимались с восторгом. Впрочем, наверное, и сейчас, в настоящем времени.
Индийский кинематограф – это сказка, это праздник, это неизменная музыкальность. Несколько наивно, конечно, смотрится эпизод, где смертельно раненый герой прежде, чем отдать богам душу, успевает спеть, станцевать, признаться в любви пышнотелой красавице, оказаться потерянным сыном раджи и вывести на чистую воду коварного брата-интригана. Но, повторяю, это Сказка, даже если боевик про мафию.
Впрочем, за последние годы индийское кино далеко шагнуло вперед в плане не то, что интеллектуальности – глупыми фильмы называть никогда нельзя было! – но глубины и философичности. Опять же, без ущерба своеобразию и самобытности.
Некоторое время назад посмотрела сериал «Бог богов Махадев» (Devon ke dev Mahadev). Около 800 серий. Этакая восточная «Санта-Барбара», хотя в отличие от истории семьи американских богачей, куда более познавательная в плане культуры, мифологии, мудрости. И куда более глубокая!
Сериал имеет в основе историю индуистской религии. В нем реализованы легенды, мифы, предания, народный фольклор, - причем все соединено в связанный и последовательный сюжет. Даже без учета типично индийской красочности сериал исключительно интересный, познавательный, дающий ответы на множество вопросов.
Индуизм перекликается в основе своей со многими земными религиями – со скандинавской, славянской, восточной, греческой… В дохристианскую эпоху многобожие являлось главным признаком любой веры! В тоже время новозаветное триединство - Бог-отец, сын и святой дух – опять же имеет аналог и в индуизме – три основных вершителя мира – Вишну, Шива, Брахма. Деление миров на небесный – обиталище высших существ, срединный – простых смертных, нижний – демонический тоже перекликается и с христианскими догматами мироустройства, и со скандинавскими и прочими…
Пантеон индийских богов насчитывает их более трех миллионов. На каждый случай жизни, на каждый чих своё божество. Так вот, откуда их столько, какова их история и взаимодействие с людьми, откуда взялись демоны – асуры, как развивалась и совершенствовалась жизнь, - очень многое из этого отражено в сериале.
Главный персонаж – бог Шива, его история. История его любви, его жизни. Почему он предпочитает жить на вершине тибетской горы Кайлаш, а не в океане амброзии, возлежав в цветке лотоса, как Вишну и Брахма, почему у него на шее змея, как великая священная река Ганга нашла приют в его волосах, - об этом и многом-многом другом рассказывается в целой саге. Шива, конечно, великий бог, Махадев, но ему не чужды проявления человечности – любовь, печаль, сострадание, радость. Он учит мудрости своих последователей, награждает за аскезы и добрые дела, помогает и облегчает жизнь. Все это делает Его ближе и любимее простым, почитающим Его людям.
Изумительная актерская игра, прекрасный состав. Я смотрела фото исполнителей ролей – в частности Мохита Рейны, сыгравшего Шиву – обычные люди, ничем особым не выделяющиеся, с обычной внешностью. Но в фильме – это и боги, и знаменитости, и злобные демоны; каждый со своим характером, индивидуальностью, ослепительно красивые или столь же ужасные. Впечатление просто потрясающее.
Не обошлось, конечно, без танцев – как же индийский(!) фильм, пусть даже религиозно-философский, но без музыкальных номеров! – но все к месту и с глубоким смыслом. Например, серия, когда Шива обучает знаменитого танцовщика Тандаве – танцу разрушения реальности. Шива, исполняя Тандаву, входит в транс, и земле, и всему мирозданию грозит гибель. Вывести из глубокой танцевальной медитации Махадева может только его половинка, его жена – прекрасная Парвати своим танцем любви – Ласья. Это настолько красиво и поэтично! Разрушение и успокаивающая его, приводящая в равновесие Любовь… Не правда ли, здесь сакральный смысл!
А сколько мудрых мыслей и наставлений звучит в сериале. Его можно смотреть, как уроки философии и разностороннего мышления!
Знаете, что Шива и сейчас выходит на контакт с простыми смертными? Правда, весьма редко, ведь он большую часть времени проводит в медитации. На горе Кайлаш, восхождения на которую официально запрещены именно для того, чтобы не тревожить покой богов. А вот паломничество вокруг Кайлаша, так называемая кора – 53 километра пешей ходьбы по специальному маршруту – практикуются. Мечтаю, очень мечтаю съездить в Тибет на паломническую кору! Дороговато. Но ведь хотеть – значит, мочь?.. Так что надеюсь.
Я не религиозна, но был момент отчаяния, когда православный бог молчал, и я совершала аскезу в честь Шивы. Все потому, что христианский Господь, наверное, слишком велик и слишком далеко, чтобы слышать писк отдельной души в гОре. А Шива – бог людей, их забот и чаяний, их бед и радостей. И не где-то там, на небесах, где Истина, а рядом, близко. На горе Кайлаш…
.