• Авторизация


скандальная жизнь балерины Павловой напомнила мое старое эссе * НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАЩИТУ БАЛЕТА 21-12-2018 03:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


рекламу ненавидят во всем мире поэтому прошу прощения у читателей за ее внедрение внутри моих публикаций помимо моей воли

Анна Павлова: скандальная жизнь великой балерины

Анна Павлова (1881-1931) принесла мировую славу русскому балету и составила целую эпоху в истории искусства.

Незаконнорожденная

По метрике, Анна была Матвеевной. Впрочем, отставной солдат Матвей Павлов, крымский караим по происхождению, работавший фельдшером в военном госпитале, был номинальным её отцом. Мать Анны служила горничной у еврейского банкира Лазаря Полякова, от которого и родила дочь. Отпуская свою любовницу с дочерью «на волю», банкир положил на их счёт кругленькую сумму и подарил дом в Лиговском предместье Петербурга.

Безбедное существование позволило матери и «законному» отцу Анны устроить её в Театральное училище, так как девочка с малых лет проявила интерес к балету. Это, действительно, оказалось её призванием. Анну Павлову считали божеством балета. Впрочем, об этом написано немало. (продолжение ниже - ЮК)

история балерины Павловой
перепутанной любовными связями
напомнила мое старое эссе...
 
 
НЕСКОЛЬКО СЛОВ
В ЗАЩИТУ БАЛЕТА
 
                                                     (194x344, 25Kb)
 
Казалось бы,  балет  (почти царствующий во всем мире, а в нашем отечестве являющийся предметом особой гордости:
 
 
Зато мы делаем ракеты
Перекрываем Енисей
А так же в области балета
Мы впереди планеты всей…)
 
 
не нуждается ни в какой защите, особенно в такой форме, когда я хочу рассмотреть и за, и против.
И, все таки.
Балет - приятное для глаза зрелище, хотя и вызывает некоторое недоумение.
Почему-то очень часто девушки и женщины танцуют в коротеньких юбочках, так чтобы регулярно были видны открытые ноги от кончиков пальцев до основания. Если юбки длиннее, то танец имеет такой рисунок, чтобы все-таки все выше описанное стало объектом для видения зрителя. (Даже если и юбка до полу – то ноги по рисунку балетмейстера поднимаются на 180 градусов к потолку.)  А у мужчин такие обтягивающие трико, чтобы зритель налюбовался бугром, где многие скульпторы классики часто вешали фиговый лист. (Впрочем, чаще их имитаторы.) В чем причина?
И есть ли вообще причина об этом говорить? Просвещенные короли и вельможи (хранители официального нравственного и законодательного) и современные главы правительств (т.е. современные короли и современные хранители) – смотрели, любовались, значит, и нам смотреть и любоваться можно. И, все-таки, что это за особое искусство, где такие странные необходимости: в открытых частях тела или в движениях открывающих их? Ответ прост: балет - это искусство гармонических движений человеческого тела, передающее эмоциональный и духовный мир человека.  Итолько невежды  и ханжи пугаются по неразвитости эстетического мышления.
Отчасти это и так, но не стоит забывать, что балет исторически искусство наложниц, содержанок тех же королей и вельмож. Как гениальный Вертинский об этом всплакнул о бедной балерине в своей песенке:
 
 
Но знает мокрая подушка
 В тиши ночей… в тиши ночей
 Что я усталая игрушка
                    - больших детей!
 
Но возьмем, например, изобразительные искусства - меня не смущают ни эротические скульптуры Индии, ни эротические рисунки Китая – но не каждый раз, чтобы насладиться пластичностью краски, линии и композиции я открываю эти объекты, 99 раз все больше натюрморт, пейзажи, портреты, ню… но не эротику.
Вот и место сражения: балет - это ню или эротика? Это ню, т.е. искусство разглядывающее обнаженного человека, но еще и традиционно опирающаяся на эротические, уж исторически так сложилось, запросы королей-вельмож - не потому что они более эротичны, чем прочие слои населения, а потому, что у них на содержании был и театр, и балет (и живопись, конечно), но, прежде всего, пострадал балет, как предмет эротического внимания, поскольку непосред- ственно живое тело под музыку оказалось предпочтительнее (исходя из человеческой психики и биологии, и сексологи  и т.д.).
А как же великие композиторы, да либреттисты, да балетмейстеры? Они облагораживали материал, но в основе, который нес традиции бесконечного показывания и демонстрирования эротических мест человеческого тела, о чем уже все позабыли, отвлеченные музыкой гениев и искусством гениальных артистов и гениальных балетмейстеров, я подчеркиваю гениальных потому, что гении не идут на поводу запросов ни вельмож, ни толпы, ни денег.
     А вот ремесленники, задавившие свой талант и гений то ли по доверчивости учебой, то ли по слабости характера авторитарной властью указаний свыше, то ли по трусливости души перед обольстительной властью денег – конечно, шли на поводу низменного, пошлого, что характерно для всех искусств всех жанров, но в балете это особенно режет глаз, так как касается особенно чувствительно мира человеческой психики, и потому многое кажется, да и является, отталкивающим и отвратительным еще в большей степени чем в других искусствах.
Я не против сексуального танца или эротического – честь ему и хвала, он естественен, как естественное продолжение очаровательного и естественного женского кокетства. И кокетство, и эротический танец делает нашу жизнь и свободной, и праздничной. Я против его внедрения во все и во вся. Какой балет ни посмотри  –  все идет «Лебединое озеро»,  я против внедрения эротического по долгу службы, т.е. почти жанра в данном случае, эротическое должно появляться на сцене, когда оно необходимо артисту и его душа переполнена этим чувством, а не является якобы азбукой и сутью профессиональных движений артиста.
Итак, в защиту балета: он имеет право на существование, и это доказал, скрипя и постанывая. И теперь окидывая его путь беглым взглядом, подытожим. Балет - является болезненным плодом человеческого искусства пластических движений человеческого тела в силу исторически сложившихся обстоятельств, и каждое его произведение надо рассматривать с точки зрения, на сколько удалось избежать или преодолеть, заложенных первоначально в его теле, затаившихся бацилл и вирусов продажной чувственности.
 
-=-
 
продолжение

 

Под покровительством Кшесинской

В Мариинском театре юную Анну взяла под покровительство прима-балерина Матильда Кшесинская, любовница Великих князей. С её помощью она сделала первые успешные карьерные шаги. Матильда прочила свою протеже в любовницы тоже кому-нибудь из членов Императорской фамилии, но вмешалась настоящая любовь. К грациозной балерине воспылал страстью светский красавец и щеголь барон Виктор Дандре. Впрочем, к этому времени Анне Павловой было уже 27 лет, и кто у неё в жизни был до этого – история умалчивает.

Анна Павлова и Виктор Дандре

Счастье любви было мимолётным. Прошёл слух, что Дандре собирается жениться на родственнице своего компаньона и покровителя в коммерческих делах – генерала Николая Безобразова. Анна тяжело переживала эту измену. К счастью, помогли зарубежные гастроли. Анна заключила контракт с Дягилевым (с которой её познакомил Дандре) и уехала в Париж.

Две скандальные истории

В 1910 году Дандре попал под суд по обвинению в хищениях на казённых подрядах. Сам он воровал или его ловко подставили – кто ж теперь разберёт? Во всяком случае, Дягилев ждал, что Анна вернётся в Петербург, к любимому. Анна действительно разорвала контракт с ним, но… для того, чтобы гастролировать вместе с лондонским театром Palace, да к тому же прихватила с собой своего нового любовника – участника дягилевской труппы Михаила Мордкина.

Внезапно Анна закатывает прямо на лондонской сцене скандал Мордкину. Потом… появляется в России, где выплачивает за Дандре его штраф – 36 тысяч рублей. Виктор Дандре становится мужем, коммерческим директором и… фактическим рабом великой балерины, которая ни во что его не ставит и заводит одну любовную связь за другой.

Чарли Чаплин и Анна Павлова, 1922 г.

Дело о наследстве

Анна Павлова умерла, как известно, почти что на сцене. Уже смертельно больная, она танцевала на гастролях в Гааге. Врачи настаивали на немедленной операции, чтобы откачать гнойную жидкость из лёгких, но Дандре воспротивился – в тот вечер балерина должна была танцевать…

Когда Дандре в 1912 году выехал из России, он и Павлова тайно обвенчались. Теперь презираемый муж хочет получить богатство своей знаменитой жены. Но… Подлинник свидетельства о браке оказался утрачен. Суд признал единственной наследницей Анны Павловой её престарелую мать, жившую в СССР. Дандре не получил ни гроша, все банковские счета достались советскому государству.

 

из дневника viktor kante

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник скандальная жизнь балерины Павловой напомнила мое старое эссе * НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАЩИТУ БАЛЕТА | ИСКУССТВОбезГРАНИЦ - арт-журнал_ИСКУССТВОбезГРАНИЦ | Лента друзей ИСКУССТВОбезГРАНИЦ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»