рекламу ненавидят во всем мире - прошу прощения у читателей
если она внедрена в мою публикацию помимо моей воли...
НИКОГДА РУССКОМУ ДУХУ НЕ ПОНЯТЬ
ГРАЖДАН КАЛЕ С ВЕРЕВКАМИ НА ШЕЕ
================================
вынесение ключа победителям от осажденных
РИСУНОК ИСЧЕЗ?
СЛАВА БОГУ ОН СОХРАНИЛСЯ НА ФЕЙСБУКЕ
.
наверно надо было так сделать
что бы сохранить город от разграбления
- и самый богатый первый накинул себе
веревку на шею - оборванные и истощенные
(трудно представить истощенным богача конечно)
они предстали и город помиловали
.
трогательная история...
но почему она больше не повторялась?
.
что-то в ней мешает...
может быть сообразили
со временем брать не просто ключи
а выкуп деньгами?
.
историкам это надо исследовать
.
но русскому духу эта история
несколько чужда...
.
и мы вспоминаем горделиво
Москву захваченную французами
но русские тогда сами же и подожгли город
вместо ключей на подушке...
.
(и именно богатые не пожалели своего богатства...)
.
Наполеон потрясенный бежал
и еле добрался до Парижа...
.
(а кстати что бы сказала Жанна де Арк
об этой скульптуре? о гражданах Кале...)
.
Роден слабый скульптор
- его "Мыслитель" не мыслитель а Соглашатель
который прячет лицо в кулак
.
- Мыслитель настоящий - касается лба
и смотрит радостно в Мироздание!!!
.
"Поцелуй" вульгарен - и хочется отвернуться
как от чужой интимной сцены - с отвращением...
- в то время как Искусство должно давать
Наслаждение от поэзии...
.
.
и тем ни менее это лучшая скульптура Родена
- его "граждане Кале"
т.к. простолюдин становится объектом искусства
как маленький человек у Гоголя в рассказе "Шинель"
.
.
-=-
.
.
_____
написано по поводу публикации стихов и фотографии
моего приятеля - поэта Марка Ляндо
.
это были комментарии мои:
---------------------------------------
.
"стихи прекрасные... лучше скульптуры... но... . если бы ни стихи моего приятеля я бы никогда не написал бы ничего об этой скульптуре..."
.
а дальше эссе которое выше...
.
.
_________ Марк Ляндо ________
отрывок из поэмы:
________
.
…Ну и вот, после двух СОБОРОВ , помещаю из той же давней моей поэмы «УЛИТКА» текст- о великом галльском ВАЯТЕЛЕ:
17.МУЗЕЙ РОДЭНА
Отзавтракав
Из «Кампаниля»* -
Двинулись к «ЭРУЕР»
Через парк напрямую
К станции «Префектюр Нантерр»
Ах, этот парк пейзажный!
Утро - морская соль!..
Пруды под платанами.
Горки .
Рядом -
«Акитетюр Эколь!»
Лавры пахучие, ели
РодододЕндронов
Дивных вал
словно с сухим бордосским
В луче искрится бокал!
А было б, ей-ей, неплохо
К вечеру взять бордо!
Вот и подземка, и поезд
Со звуком низкого “До!”
На Рузвельта
Или на Конкорд вылезаем
И споря - как же пройти?
На шиш золотой Инвалида
Правим свои пути.
Переходим Сену
Идем
Да вот же он,
он вот
Дом в саду за стеною
И ворота как серый грот.
Окна. Розовый камень
Туф или известняк ?
Надпись: “Музей Родена” -
Бироновский особняк.
До Семнадцатого
Рубежного для нас года -
Сей великий каменотес
Здесь жил,
и из любого народа
Всяк сюда ноги нес:
Зевака, фанат иль мечтатель
шел и смотрел и балдел
От того, что резец его,
шпатель
здесь оставил рельефом
Тел -
из металла ли, глины, камня:
Их муку, позор ли ,кураж?
Вот и мы постичь их стараясь
Ползем с этажа на этаж..
В глыбобразы его глядя,
в созданья -
Мысли,ужаса, или любви -
Влитые в материал заданья
этой прожитой им селяви!
Монстр, Крестьянин
Как же тиранил
Он здесь женщин, себя
Материал!…
То жестоких, то нежных касаний
След
здесь мрамор хранит
и металл
Так деды его погружали
В землю руки,
Мотыги ли клин?-
Чтобы глины ее рождали
Виноград или мощь маслин!
И не зря он ходил в соборы,
Пропадая в них день и ночь
Эти бедра колонн, эти своды
Словно эрос разверстый воочь!
Это тело , смертное тело
Как изгиб твой мгновенный мил!
Но ты рвешься,
Паришь за пределы
К дальним спектрам воздушных сил!
Скольких тел и старых и юных
Здесь касались пальцы его
И теперь
в этих мраморных дюнах -
Трепещет их естество!…
Что в сих идолах?
Может бессмертье .
Что завещано было нам?
Но творят его руки "Инферно"
Где тела по медным волнам
Вниз проваливаются
Бесповоротно ...
Все иное - лишь только сны ..!
Но в певучих радуг ворота
Этот выгиб его “ Весны”
Нас уносит в порывном миге
Сквозь смертей и времен
Обвал
Может это - носатый мастер
Режа камень нам нагадал?
...........................................................
18. ГРАЖДАНЕ КАЛЕ
Щелкаем пленку
За пленкой,
Проходя меж аллей и скульптур
Но влечет нас магнитом группа
Этих бронзово-черных фигур…
Ну, конечно, они – “Граждане Кале”
Застывшие здесь
в солнце и мгле…
Вот они среди лавров и роз
Черномедной группой в саду
И каждый неизбывную думу
свою несет и беду.
Вот вышли они тогда шестеро
К английскому королю
И каждый шептал наверное:
за город, который люблю!…
Тот средних лет, этот молод.
Тот - стручком согбенный – старик.
И в каждом их жесте, наклоне –
Решимость и сдержка и крик.
Все в них тут
на погибель вышедших -
Мастер в металл вваял.
О как бы нам, в наших осинах
Услышать этот сигнал!
...Эй вы бюргеры! рабята, граждане
Каждый воспрянь ,разогнись
Сам по себе и все вместе
Иначе нам не спастись!
...Буржуа Кале,
Граждане Кале
Бюргеры Кале!
Не зря же старый умелец
Поставил вас тут на земле!
Потом я у Райнера Рильке
Прочел про всю эту стать
Как вышли калежские буржеры
Себя Эдуарду отдать
С веревкой вкруг шей, по условию,
Чтоб град он не стал добивать!
И пришла бы им казнь неминучая
Ибо града на них вина!
Но была , вишь, сильно беременна
Коронованная жена!
И король, любя королеву -
Помиловать всех велел
Так говорил летописец
Свидетель тех грозных дел!
….А там меж деревьев сада
Толпа уже у врат ада.
Что же он тут увидел?
Про что прокричать нам хотел,
Лепя эти головы, чресла
Катящихся в бездну тел?
Про войны веков грядущих
Про кратеры ли Хиросим
Взрывающий ли небоскребы
Авиакеросин?!!...
....................................
Уходим. Качаются розы
флаконами аромата
Лавры и можжевелы
Скрывают ворота ада...
И веет смолистым югом
Над Сеной и авеню
А стрижи лазуревым кругом
Вьют линии его "ню"….
.
.
.
.
_________
• «КАМПАНИЛЬ» система недорогих отелей.
.
.
.