Последний российский император Николай II был фанатиком идеи царя — «наместника Христа». При вступлении сына Александра III в 1894 г. на престол председатель Комитета министров И. Н. Дурново в разговоре с графом С. Ю. Витте дал царю такую характеристику: «Этот будет нечто вроде копии Павла Петровича, но в настоящей современности», а будущий английский король Эдуард VII заметил, что профиль новоявленного русского монарха похож на профиль императора Павла. При том, что Павел I и Николай II по характеру были абсолютно разными людьми, общей для них была вера в свою богоизбранность в качестве «наместников Христа», который ни перед кем на земле не должен нести ответа за свои поступки. В результате оба императора были убиты, причем судьба Николая II стала живой иллюстрацией к заповеди Иисуса Христа: «<...> каким судом судите, таким будете судимы» (Мф. 7: 2). Последний русский самодержец пал жертвой той системы правосудия, которую законодательно закрепил в конце XIX в. его отец и которую на практике реализовывал он сам, изъяв из юрисдикции гражданского суда политические преступления и наделив нескольких офицеров, заручившихся санкцией командующего военным округом, правом вынесения смертного приговора. Уральский облсовет, приговоривший Николая II к смерти, также состоял из нескольких человек, но был все-таки избран народом.
Л. Андреева
http://stranarabov.ru/