• Авторизация


Мешает ли разум вере? 29-01-2009 00:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


                                                                                                            «Благословлю Господа вразумившего мя» (пс.15 
                                                                             «Уста мои возглаголят премудрость и поучение сердца моего разум»
 1.Введение. О создании человека.                                                                                                                             Вопрос о соотношении веры и разума может вызвать много споров и разногласий. Одни будут считать, что вера несовместима с разумом. Другие станут придерживаться противоположного мнения, полагая, что только через разум можно обрести твёрдую веру. Чтобы найти принципы соотношения веры и разума, положим начало нашего рассуждения со времени создания человека.
Бог, творец всего мира и всех сил, видимых и невидимых, создал человека. «Умалил еси его малым чим от ангел,            verairazum-banner3 (165x133, 6Kb)  славою и честию венчал еси его. И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его»(пс. 8: 6,7)
Господь наделил свое творение различными способностями, в числе которы  
зрение, слух, способность двигаться и другие. Кроме этого, Бог дал человеку волю и разум. Наградив его свободной волей, Господь наложил и некоторые ограничения поведению- заповеди, которые человек не замедлил нарушить. Отведав плод с древа познания добра и зла, человек впустил в свою натуру зло. Он стал склонен ко греху, потерял целомудрие, появилось чувство стыда, тщеславия, суетности. Рай, где можно было непосредственно общаться с Богом, стал недоступен. Но после потери Рая у людей осталась память о нём, память о связи с Богом. Желание вернуться к общению с Господом, желание снова войти в Рай заставляет человечество искать пути Богообщения. Молитвенное обращение к Богу, раскаяние в содеянных грехах, просьба о помощи- это и есть Вера в Бога. Исполнение заповедей Господних- долг каждого человека, не желающего жить во зле. Зло же распространяет своё влияние на людей, пытаясь отнять Веру, заставить жить во грехе. Но чтобы отнять Веру у человека, нужно подчинить Разум, который должен быть надёжным стражем человеческой Души. 
ΙΙ. Пути для развития Разума и укрепление Веры через изучение святоотеческих творений.
Сам вопрос о соотношении Веры и Разума как бы подсказывает ответ о их якобы несовместимости. Но это всего лишь первоначальное заблуждение людей малопросвещённых.                                                  
[180x223]
Развитие Разума без познания Истины не даёт пользы человеку. «Открой очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего» (пс. 118, 18). Так должен просить Бога каждый, кто хочет укрепить свой Разум в Вере.
Огромное значение имеют для нас святоотеческие труды, изучение которых может открыть много непознанного. Они являются наилучшим фундаментом для формирования мировоззрения и просвещения Разума.
За 900 лет до Рождества Христова была создана «Псалтирь», а великие учителя словенские – Кирилл и Мефодий, перевели её на славянский язык. С тех пор православный христианин, открывая Псалтирь, узнаёт, что было в жизни тех лет главным, что волновало пророка и царя Давида, к чему он стремился, к чему призывал людей и как он любил Бога. Его возмущали коварство и обман людей, их неверие.
«Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниях: несть творяй благостыню. Господь с Небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога» (пс. 13; 1-4). Отсюда видно, что атеисты существовали уже и в те времена. Кроме неверия, общество погрузилось в жестокость, ложь и обман. «Cынове человечестии доколе тяжкосердии? Вскуе любите суету и ищете лжи?» (пс. 4:3). Царь Давид твёрдо верит в величие, могущество и справедливость Бога: «Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающия беззаконие. Погубиши вся глаголющия лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь.» (пс. 4; 5-7)
Псалмы царя Давида, разнообразные по содержанию, имеют и пророческий смысл: и покаянный, и хвалебный,- содержат также размышления о бытии человека и его отношении к Богу. Таким образом, разум царя Давида помогает ему укрепляться в Вере в Бога. Наставить Разум человека на правильный путь, на путь истины, Веры, помогают труды святых отцов. Чтобы не блуждать в потёмках неведения, можно пользоваться толкованиями к св. писанию Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и других святых , чьи труды изложены в Добротолюбии.
Весьма душеполезно чтение Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Филарета (Дроздова), митрополита Московского. Трудно перечислить всех тех, чьи труды дают нам огромную духовную пользу для познания Истины.
«Коснувшийся ведения и вкусивший сладость от него не доверяет более демону тщеславия, хотя бы он предлагал ему все утехи мира » (авва Евагрий, “Добротолюбие”, т.Ι, cтр. 574) «Открой очи мои и уразумею чудеса от Закона Твоего» (пс. 118, 18) Так должен просить у Бога каждый желающий укрепить свой Разум в Вере.
ΙΙΙ. Начало борьбы с христианством. Роль святоотеческих творений в борьбе против ересей.
Время, в которое начала создаваться святоотеческая литература, был богат как гонениями на христиан (десятки тысяч их были замучены, преданы страшным казням), так и многочисленными ересями (ариане, гностики, монофизиты , монофилиты и прочие), с которыми нужно было бороться. Необходимо было доказывать состоятельность догматов Православной Христианской Веры. Причём полемизировать приходилось с очень серьёзными оппонентами. Поэтому все доводы св. отцов были направлены к Разуму, который должен был оценить, где Истина, а где Ложь. Это было непросто. Ведь и Господь наш Иисус Христос предостерегал: «И блажен, кто не соблазнится о Мне.» (Лк.) В лукавых учениях ересей содержался яд, разлагающий человеческие души. Борьбу за душу человека посредством отвлечения её от Истины, от Веры пытались вести через Разум. И методы этой борьбы всегда нечестны. Кончается полемика, и начинается террор и физическое уничтожение. Эта борьба, начавшаяся ещё в Ι веке, продолжается до наших дней. И только подвижники благочестия и святые мыслители своими творениями опровергали изощрённую ложь ересиархов. Они учили отличать “пшеницу от плевел” и формировали Разум как страж Души. Когда Разум чист, Царство Божие пребывает в человеке. 
Вера Православная побеждала, крепла и расширялась. Настало время, и она пришла на Киевскую Русь.
4. Положение Православной Церкви на Руси. Петровские реформы. Влияние Запада и западной философии.
Когда Христианство только появилось на Руси, то поначалу как светская, так и духовная власть относились друг к другу достаточно уважительно. Великий князь Александр Невский был не только образцом правителя, сильного дипломата, искусного воина, но и последовательным защитником веры православной. В пример можно привести также тесную взаимосвязь преподобного Сергия Радонежского и великого князя Димитрия Донского.
С XVI века, со времён Иоанна Грозного отношения светской и духовной власти принимают трагический характер. Царь собственноручно убил преподобного Корнилия, игумена Псково-Печерского монастыря, а Малюта Скуратов, по приказу того же царя, задушил митрополита Филиппа. Царь счёл свою власть выше власти церковной. 
Особенно ярко проявилось это в годы царствования Петра Ι. «Западник», слепо преклоняющийся перед иностранцами, он нанёс православной церкви непоправимый урон как в материальном плане, так и унижая её своими реформами. Открыв «дверь в Европу», Пётр Ι привлёк на Русь распутство, разврат, а также католицизм, иезуитов и прочих авантюристов, готовых грабить русский народ, унижать русские святыни, растаптывать национальную гордость. Просочилось и «вольнодумство» в виде идей Вольтера, Руссо, Сен-Симона. Царское правительство, желая усилить свою светскую власть путём притеснения Православной Церкви, в конце концов получило своих могильщиков в лице «революционеров». Но и Православие понесло от этого много бед. Развернулась борьба за Разум, здравый смысл, разумность.
Обособление светской культуры от церковной началось зримо в 18 веке. С этого времени её основной проблемой становится проблема между двумя типами сознания. Сознание соборное, осознающее единство всего творения и каждой личности, как включённой в это единство противопоставлялось сознанию индивидуалистическому, раздробленному, разорванному, основанному на стремлении к обособлению. В общественной жизни ХΙХ века это выразилось в развитии двух направлений: славянофильского и западнического. Славянофилы были все людьми верующими, воцерковлёнными, западники же, искавшие истину вне православия, были как один атеисты.
«Разум просветительский», cвободомыслящий - разум нездоровый, оторванный от целостности жизни, от духовного преемства, и потому для него закрыты законы бытия. Этот разум никогда не был в состоянии понять тайны истории, тайны религиозной жизни народов, он исказил науку ΧIX и ΧΧ веков»,- писал Н.Бердяев.
Сторонником славянофилов был Иван Васильевич Киреевский. Блестящие знания западной философии помогли ему впоследствии ярко ощутить разницу между западным и православным мироощущением.
Сознание западного человека- раздроблено, а сам он раздробляет свою жизнь на отдельные стремления и в каждую минуту своей жизни является как иной человек. Православный же верующий знает, что для цельности истины нужна цельность разума. Искание этой цельности составляет постоянную задачу его мышления. Киреевский указывал, что русская философия должна строиться на глубоком, живом и чистом любомудрии святых отцов, представляющих зародыши высшего философского начала.
Философия- это наука о познании истины. Но истина лишь одна. Господь сказал:”Аз есмь путь, истина и живот”. Этот путь и для философской мысли единственный. Как бы ни были мало развиты рассудочные понятия верующего, но каждый православный осознаёт в глубине души, что истина не обнимает соображения обыкновенного разума, а требует высшего духовного знания, которое приобретается не наружной учёностью, а внутренней цельностью бытия. Православную Веру Киреевский противопоставлял западной философии, новоязыческой религии, в которой на место Бога поставлена экономика. «Промышленность управляет миром без Веры и поэзии. Она в наше время соединяет и разделяет людей, даёт направление наукам…ей строят храмы…она-действительно божество, которому поклоняются». Вера- не слепой авторитет, а высшая разумность. Она восполняет разум сосредоточённостью Богомыслия.
Молодёжь ΧVIII-XIX вв., получившая воспитание за границей, возвращалась в Россию, унося в своей голове полный сумбур от хаотических идей западного «утопизма». Веру в Бога стали считать уделом безграмотных простолюдинов. Своё отечественное казалось плохим и вредным. Начались мечты о «cветлом будущем» без Бога, Веры и морали. В качестве примера можно взять произведения таких авторов, как Чернышевский («Что делать?»), Л. Толстой («Анна Каренина», «Воскресение») и так далее. Помимо этого в России появилось много сект и толков.
5. Видные духовные деятели РПЦ в борьбе за Веру и Разум.
К счастью для России, развивалась и другая часть молодёжи, которая получала образование в Духовных учебных заведениях. Знания их были фундаментальными и разносторонними. Они могли достойно выступить в защиту Православной Церкви. Появились такие видные духовные деятели, как Филарет, митрополит Московский,
Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов, Александр Ельчанинов и другие. Они вели огромную просветительскую работу, разоблачая мнимых «мудрецов», которые лукавыми фразами бойко развращали умы простых христиан. Св. Феофан Затворник в своём труде «О Православии с предостережениями от прегрешений против него» в главе 9 «О покорении ума под иго веры- охрана Православия» пишет : «Правда нет у нас ныне какого-нибудь Ария- начальника и руководителя ложного учения; но ложные учения безлично расходятся всюду- губят простые души как ветер тлетворный… исходят эти учения из центров светского просвещения, но и там они не самородны, а износятся извне… Но из какого бы великоименитого места зло ни исходило, оно там не меньшее зло – и наш долг- быть на страже- не делается от этого менее обязательным. Видите, что ложь ходит вокруг нас, лезет в уши и очи наши, чтобы прорваться внутрь нас и убить там любимую ещё и чтимую истину…Бдеть нам надо прежде всего над собой. Мы сами в себе носим готового ереси начальника и ковача всякой лжи- наш разум. Поддайся только ему – он заведёт не знать куда…разум есть болезнь нынешнего времени. Хорошо, что ищут разумности, но то нехорошо, что ищут её в одном разуме человеческом. Сей разум хотят сделать всемирным наставником-царём истины. Разум, точно великий дар Божий, но, даруя его нам, Бог не поставил его источником истины, а только преемником её…Разум есть способность познавать истину. Но сама истина не в нём, а должна быть преподана ему со вне… Кем же как не Богом – источником бытия и истинного ведения? Разуму надо сказать: изучай её (истину) и храни; - из себя же самого ты можешь испускать только «хитросплетения помышлений как сеть паутинную… Укротите буйность ума и подчините его Божественному учению…знакомьтесь со свято-отеческими писаниями… устройтесь, так и врата адовы не одолеют вас.»
Это значит, что если человек положит в основу всех своих умозаключений, что «Бог- творец неба и земли, видимых же всех и невидимых», то и Разум легко воспримет всё христианское исповедание, поймёт, что заповеди Господни – основной закон для поведения и образа жизни. И путь разрешения встающих перед человеком проблем совсем иной, чем у людей, живущих без Веры и вне Церкви. Ум же, наполненный безверием, ставящий во главе всего- человека, а не Бога, является разрушителем не только окружающих, но и самого себя. Разум есть необходимый инструмент для познания Истины и Веры, но он недостаточен, чтобы быть абсолютным руководителем на путях нашей земной жизни. Разум без Веры трансформируется в аппарат для бесцельного «мудрования», ничего доброго в себе не несущий. Вера же подкрепляется Разумом и знаниями. Разум, развитый и наполненный знаниями, есть защитник Православия и Веры. Можно верить в Бога и не зная догматов Церкви. Яркий пример тому- пророк царь Давид. Но, вооружённая знаниями, Вера более крепка, и в сражении с богоборцами просвещённый христианин легче одержит победу.
VI. Заключение.
1. Разум и Веру можно ставить только в прямой зависимости. Чем более развит Разум у человека, тем крепче его Вера в Бога, тем меньше он поддаётся влиянию веков. Человека, живущего по заповедям Божиим труднее соблазнить на законопреступление. Его разум помогает ему без ропота переносить трудности и лишения, как мог переносить их Иов Многострадальный. Просвещённый Светом Евангельских истин, Разум знает, что мы ничего не можем творить от себя, без Божьей помощи. Все труды без благословения Божия- тщетны, не достигают положительного результата. А сколько великих дел было совершено с Божьей помощью благочестивыми людьми. Это жизнь и подвиги святого благоверного князя Александра Невского, святого князя Димитрия Донского, генералиссимуса А.В. Суворова, адмирала Ф.Ф. Ушакова и многих других, тех, чьи великие таланты сочетались с несомненною верою в Бога. Или
наши святители Антоний и Феодосий Киево- Печерские, Сергий Радонежский, Тихон Задонский, Игнатий Брянчанинов, Нил Сорский, Серафим Саровский, Феодор Санаксарский, Иоанн Кронштадский и более современные : Лука Воино-Ясенецкий, Силуан Афонский- списку этому нет конца.
Человек, сочетающий данный ему талант с Верой в Бога, может поистине с Божьей помощью творить чудеса, дарить окружающим его людям тепло и доброту. И, напротив, люди, отрицающие Бога, много ли сделали добра? Скорее всего, они причинили людям бесчисленные бедствия. Нужно признать, что «просветители» отвратили от Бога многих людей. Результатом этого была страшная трагедия взаимоуничтожения людей. Отрицание Бога, кощунство и богохульство не проходят безнаказанно. Человек, соблазнившись призрачной свободой, попадает в тяжелейшее рабство греху: это и пьянство, наркомания, разврат, азартные игры. Нет Веры - нет преграды падению личности, и в этом виноват не разум, а его полное отсутствие. Разве можно погоню за житейскими благами, которая делает нас несвободными, принимать за признак Разума? Тем не менее в этом направлении вкладывается много усилий, изворотливости и затрачивается изрядное количество энергии. И разве не простая лень и желание жить комфортно вызывают осуждение всего церковного, когда и на службы идти неохота, так как «длинны и начинаются рано, и обряды не так справляются из-за недостойных священников, проповеди которых скучны, и говорят они одно и тоже»? Ум лукавого человека угодливо подсказывает такие вещи во оправдание своих грехов. А ссылка на то, что наука сейчас многое открыла и человек просвещённый неизбежно станет атеистом, весьма несостоятельна. Наука может открыть только то, что сотворил Бог , и ничего полезного для человека так и не было создано. Использование науки в мирных целях на дало полезного результата. Мы видим чаще трагедии и катаклизмы, возникающие от использования научных открытий в целях наживы. Степень эксплуатации природы – велика, что грозит экологической катастрофой. Строительство «вещного рая » на земле без Бога, его заповедей и какой-либо морали вообще обернулось страшной разрушительной трагедией для людей, сказочно материально богатых с одной стороны и бесконечно бедных с другой. 
Да, за последние столетия Вера большинства людей ослабла, в душу забрались черви сомнения. Всё же осталось много именно Разумных людей, которые сохранили и приумножили Веру, подняли богословие на уровень, соответствующий развитию современников.
2. По определению Исаака Сирина, вера является «дверью таинств» (слово 82). Вера- это желание человека общаться с Богом посредством молитвенного обращения, в котором возносятся хвала Господу, прошения и благодарение за блага и помощь, даруемую нам. Поэтому задача богоборческих сил- отторгнуть человека от Бога, лишить его Божественной помощи. Разуму для сохранения чистоты требуется «смиренномудрие», поиски Истины без поспешности и скороспелых выводов, которыми грешат все философские течения от идеализма до материализма. Для поисков Истины человек должен быть свободен от страстей и соблазнов. «Cердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (пс. 50 12,13) Излишнее «мудрование» в опровержении догматов Церкви и попытка объяснить всё с когнитивных позиций ведёт человека на ложные пути, иссушая его разум и лишая «благодати». Господь говорит Нафанаилу: «Ты веришь, потому что я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницей : увидишь больше сего» (Ин. 1: 50) Но уже по Воскресении своём он говорит Фоме: «Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29) По Вере даётся человеку «благодать», то душевное равновесие и гармония, которыми так богаты дети. Разум же Вере никогда не может быть помехой, но только помощником. Разум и Вера находятся в прямом соотношении: чем чище Разум, чем он более просвещён учением Православной Церкви и творениями святых отцов, тем крепче Вера человека, тем больше старания жить по заповедям Господним. В молитве человек просит Божьего благословения на дела, ибо «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудится зиждущиий, аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегущий» (пс. 126: 1,2) Мы видим, сколько пропало усилий человека в попытке переделать природу, создать «царство комфорта» на земле и в прочих тщетных и безумных планах. ХХ век- век богоборчества и наглого воинствующего атеизма- привёл бесчисленные человеческие души ( которых весь мир не стоит) к погибели; разгул наркомании, пьянства и разврата на фоне всеобщего безверия – к человеческим жертвам, загубленным жизням, насчитывающим миллионы.
Но милостию Господа жива Вера Православная. И сейчас мы имеем драгоценную возможность доступа к неисчерпаемым богатствам святоотеческих творений, учёбы в Духовных учебных заведениях. Посещение богослужений нашей Православной Церкви уже не может преследоваться. Поэтому воспользуемся милостию Божьей и просветим наш Разум светом истинного познания Бога, славимого в Святой Троице. 
Конец и Богу слава!

                                                                 Список использованной литертуры.

1.пр. Флоровский Г.В. «Пути русского Богословия» Париж 1937г. переизд. Вильнюс 1991 г.
2.Св. Григорий Нисский «Об устроении человека» С.Петербург 1995 г. изд. Аксиома
3.Ф.Затворник « О православии с предостережениями от прегрешений против него»
    М. 1991, Изд. отдел Московской Патриархии
4.М.М. Дунаев «Вера в горниле сомнений» М. 2002 г. изд. Совет РПЦ
5.Квинт Септимий Тертуллиан «Избранные сочинения» М. 1994 г. изд. Прогресс.
6.А.И. Осипов «Основное богословие» М. 1994 г.
7.Арх. Алипий Кастальский-Бороздин. Арх. Исайя Белов «Догматическое богословие» изд. Свято-Троицкой Сергиевой     Лавры 1994 г. 
8.Добротолюбие М."Паломник", 2000






 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мешает ли разум вере? | eszato - Дневник религиозных переживаний, ощущений, впечатлений и размышлений | Лента друзей eszato / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»