• Авторизация


Таинство Царства 04-04-2008 14:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения eszato Оригинальное сообщение



 (128x194, 5Kb)

Вот дароносица, как солнце золотое,
Повисла в воздухе - великолепный миг.
Здесь должен прозвучать лишь греческий язык:
Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули
О луговине той, где время не бежит.

И Евхаристия, как вечный полдень, длится -

 Все причащаются, играют и поют,

И на виду у всех божественный сосуд
                                Неисчерпаемым веселием струится.      

                               1915 Мандельштам


 


Евхаристия- Таинство Царства

Таинство это в Новом Завете называется вечерею (1 Кор. XI, 20), трапезой Господней (1 Кор. X, 21), приобщением Плоти и Крови Христовой (1 Кор. X, 16) и преломлением хлеба (Деян. II, 42; XX, 7). Под этим именем разумеется такое таинство, в котором христианин под видом хлеба и вина причащается Истинного Тела и Истинной Крови своего Спасителя для вечной жизни. Таинство сие установлено Самим Господом

Как о таинстве причащения - самом важном и, можно сказать, средоточием тайнодействии христианской Церкви - учил Сам, непосредственно установивший и даже первым его совершивший Иисус Христос мы узнаём в Евангелии. (Иоан. VI, 27-51)."Как обыкновенный хлеб, который ежедневно едим, есть жизнь тела, - говорит св. Киприан Карфагенский, - так оный сверхъестественный есть жизнь души". Даже те высокие подвижники, кои по обстоятельствам жизни вынуждены были редко причащаться,поставляли себе в великое лишение, что долго не имели возможности приобщиться сего дара. (например, преп. Феоктиста)

Когда в Великий Четверток старец Зосима по просьбе Марии остановился у реки и ждал, то вдруг увидел он преподобную, шедшую к нему по водам. Старец, устрашенный этим видением, хотел преклониться ей, но она сказала: "Св. отче, что делаешь? Ты пресвитер с Божественными Тайнами". Приблизившись к нему, она требовала благословения. Обе преподобные отошли ко Господу в день принятия Святых Даров. Таким образом, Сам Бог заботится о том, чтобы люди, по крайней мере в последние минуты жизни, не оставались без напутствия Животворящими Тайнами Христовыми. Сколь же повинны после того те, кои самовольно уклоняются от Божественной трапезы, дерзко заявляя, что будто бы для спасения достаточно одних только добрых дел?.. Не будем, читатель, таковыми! Преклоним слух наш к словам матери нашей Церкви, которая ежедневно устами своих служителей приглашает нас вкушать Бессмертного Источника.

Таким образом, примеры из житий святых показывают, что преподобные, удаляясь в пустыни ради подвигов благочестия, вовсе не так равнодушно смотрели на необходимость причащения, как хотят представить глаголемые старообрядцы. И при великих своих подвигах они не думали, что можно заменять его своей верой и добрыми делами. Несмотря на всю трудность, пустынники не лишали себя Божественной трапезы, напротив, находили в ней истинное наслаждение и укрепление для духовных подвигов.
С не меньшей ревностью искали причащения Св. Тайн и св. мученики. Они смотрели на него как на необходимую принадлежность христианина.
"Како христианин без литургии быти может?" - говорит святой мученик Феликс; поэтому они носили с собой запасные дары и причащались ими перед мучениями и смертью.
"В начале третьего века, - рассказывает Бароний, - в жилище св. м. Доминики игемон нашел кадильницу глиняную, и свечу, и ковчежец, в нем же св. жертва" (Бароний, Летопись, 293, л. 180). Заключенные в темнице, они получали св. причащение через верных, которые подвергались при этом иногда величайшим опасностям со стороны язычников, в случае же невозможности получить Св. Дары, заключенные, - если между ними были священники, - сами иногда совершали литургию и причащались (сведения эти почерпнуты нами из соч. проф. Н. И. Ивановского "О таинстве св. причащения по учению старообрядце безпоповщинского согласия", М., 1875 г.).

Св. мученики, заключенные в темницу за исповедание православной веры, всеми силами старались как бы удостоиться святого причащения, чтобы преискренне в сих Божественных таинствах соединиться с Господом и вступить в загробную жизнь с залогом вечных благ (Иоан. VI, 53-58). "Преподобномученик Лукиан-пресвитер после многих различных мук, связанный, был брошен в темницу и здесь на острых камнях пролежал 40 дней…
Наступил праздник Богоявления Господня; св. Лукиан сильно желал причаститься Св. Тайн, как и бывшие с ним в темнице христиане. Он стал пламенно молиться об этом Господу, и Господь услышал молитву Его.
Некоторые из христиан тайно от стражей принесли в темницу хлеб и вино мученикам. Пресвитер Лукиан сказал заключенным с ним: "Станьте около меня и будьте церковью". Когда христиане-узники стали вокруг св. Лукиана, то он сказал им: "Совершим литургию и причастимся Божественных Тайн". "Где, отче, положим хлеб? - спросили ученики его - здесь нет стола". (Престола). Он же, связанный, лежа вверх лицом на острых камнях, ответил: "На персех моих положите - и будет живой Престол Живому Богу".
Итак, в темнице, на персех мученика, совершена была Божественная Литургия со всеми принадлежащими ей молитвами, чинно и благоговейно, и все были причастниками Св. Тайн" (Четьи-Минеи, 15 октября).

В гонение Диоклетиана в Абилитине (город в Африке) была замучена группа христиан. На суде они показали, что знали о слежке за ними имперских сыщиков. Они знали, что в случае своего собрания они будут обнаружены и казнены. Но из-за долгого отсутствия епископа они так истосковались по Евхаристии, что решились больше не прятаться, вызвали пресвитера, который и совершил им Евхаристию. За это они заплатили жизнью [ 15i ]. Неужели за воспоминание они так заплатили?! Неужели лишь по проповеди они так соскучились? - Или по Самому Христу? По действительному Таинству? (Кураев. Традиция. Догмат. Обряд.)

Таинства и, прежде всего, Евхаристия — как раз и есть соединение Бога и человечества. Св. Киприан подчеркивает этот смысл таинства, когда объясняет особенности евхаристического обряда (необходимость использовать вино, смешанное с водой, и квасной хлеб): “Чтобы вино стало Кровью Христовой, оно должно быть смесью вина и воды, потому что там есть Бог и человек; и также, чтобы хлеб стал Телом Христовым, там должна быть и мука и закваска” (Посл. 63, 13).


Таков должен быть вид Евхаристии в нормальных условиях. Но Евхаристия совершается и в ином виде. Утешая исповедников, сосланных на рудники и особенно страдающих от невозможности причащаться, св. Киприан цитирует Пс. 59:19: жертва Богу дух сокрушен, — а потом разъясняет:


“<...> эту жертву совершаете вы непрерывно днем и ночью. Сами Вы стали жертвой Богу, агнцами заколения и исполнили слова Апостола к Римлянам: Принесите тела ваши в жертву живу, святу, благоугодну Господеви (Рим. 12:1–2)” (Посл. 76, 3).


В сущности, Евхаристия всегда совершается на собственных телах христиан, как об этом написал Апостол, — и поэтому хлеб и вино составляют только нормальную, а не абсолютно обязательную форму таинства. По воле Божией — но, конечно, не по собственному произволу людей — нормальная форма может быть отменена.


(по материалам сайта Московской Патриархии)


Препятствия на пути к Чаше Господне

Всё удаляющее нас от Святых Таинств, есть по свидетельству Иоанна Златоуста "делом дьявола".

У Церкви Православной много врагов, стремящихся лишить Её той Истины, того Основания, на котором Она стоит - Тела и Крови Христовых. Одним из самых главных врагов и поистине сатанинским лжеучением в истории человечества является жидомасонство. Это тайная интернациональная, мировая  революционная организация борьбы с Богом, с Церковью, с национальной государственностью и особенно с православной государственностью. На их счету ереси, церковные расколы, революции, войны. Одним из таких расколов было отделение от христианской церкви западного католического мира. Отделяющиеся от Церкви Христовой, отделяют себя от Христа. Ибо Дух Истины, также как и Христос- неразделим и пребывает только в Святой Православной Церкви. Вера-одна, Церковь-одна, Тело Господне - одно. "Разве разделился Христос" ? (I Кор. 1.10-13) Поэтому католики, греко-католики, протестанты, старообрядцы, филаретовцы-самосвяты (раскол на Украине) и прочие сектанты и еретики находятся в полной идеологической, а зачастую и финансовой зависимости от масонов. Главная цель масонства - это мировое господство и воцарение антихриста. Уже сейчас ими готовится почва для достижения этих целей: это возможность мирового финансового господства, влияние на средства массовой информации для формирования общественного мнения, объединение всех роелигий и другое.
Главным препятствием на их пути к достижению своих коварных и сатанинских замыслов, была, есть и будет Святая Православная Церковь с её незыблемым основанием - Телом и Кровью Христовыми - удерживающими сатану. И пока в Церкви приносится Бескровная Жертва за грехи мира и есть причастники, то даже врата ада не одолеют Её. Поэтому ещё на заре христианства сионистами была объявлена тайная война Церкви Христовой, которая не прекращается до сего дня.
«Убедившись в невозможности разрушить Церковь путем прямого насилия, богоборцы делают ставку на её разложение изнутри путём незаметной «прививки» к апостольскому, святоотеческому вероучению Православия еретических воззрений и мудрований. Жутко глядеть, с каким упорством и остервением пытаются лишить Церковь её главной спасительной силы- Божественной Истины (Святых Таинств Тела и Крови Иисуса Христа), содержащейся в церковных недрах во всей своей полноте и определённости»,-говорил Митроплит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (“Битва за Россию”)
Русская Православная Церковь имеет печальные страницы истории, когда ересь жидовствующих торжествовала  в церкви. Так в 14-15 веках жидомасоны внедрили в церковь ересь, извращающую и отвергающую Святые Таинства. Более 20 лет боролись с этой ересью прп. Иосиф Волоцкий и свт. Геннадий Новгородский. Так отголоски этой ереси и сейчас действуют в церкви в виде запрета часто причащаться Святых Христовых Таинств,
насаждения "иудейского страха" о недостойности для мирян частого причащения Святых Христовых Таинств. Не найдя возможности открыто запретить Святое Причастие, ( но во времена антихриста это произойдёт и будет "мерзость запустения на святом месте" (Мал. 24.15), то есть в церкви не будет приноситься Бескровная Жертва Иисуса Христа), жидовствующие хитростью пытаются лишить немощный народ Тела и Крови Христовых, используя для косвенных запретов, даже такие великие добродетели, как пост и молитву.
 "Размер правила к причащению определяется духовным отцом и зависит от состояния здоровья. Надо при этом учитывать и нижеследующие указа­ния о.  Иоанна С.:
«Некоторые поставляют все свое благопо­лучие и исправность перед Богом в вычиты­вании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога — на внутреннее исправление свое, например, многие так вычитывают правило к причаще­нию.
Между тем здесь прежде всего надо смот­реть на исправление и готовность сердца к принятию Святых Тайн.

Если сердце право стало во утробе твоей, по милости  Божией,   если  оно  готово  встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. "Царство Божие не в слове, а в силе" (1 Кор. 4, 20). Хорошо послушание во всем Матери-Церкви, но с благоразумием и, если возможно, "могий вместити" продолжительную молитву "да вместит". Но "не вси вмещают словесе сего" (Мф. 19, 11); если же продолжительная молитва не­совместима с горячностью духа, лучше сотво­рить краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горя­чего сердца сказанное, оправдало его. Бог смот­рит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело — живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах».(Н. Е. Пестов. О причащении. М.  2003.)
Известны печальные факты отказа со стороны священников в частом причащении или недопущении к Св. Чаше в «светозарную ночь» Св. Пасхи.
Что же касается особых аскетических правил подготовки к причащению в период "говения", как, например, пост в течение нескольких дней, то они возникли в те времена, когда причащение стало редким и нерегулярным. В современной практике Русской Церкви обычно предписывается одно-, двух- или трехдневный пост перед причащением; кроме того, причащению должна предшествовать исповедь. В Церквах греческого Востока евхаристический пост вообще не практикуется, и к причащению приступают без исповеди. Русская практика ориентирована, очевидно, на редкое причащение, так как, если человек хочет причащаться каждое воскресенье, он должен поститься по крайней мере каждую субботу.*
Пост перед причащением является благочестивой традицией Русской Церкви, и он необходим для тех, кто причащается редко, так как заставляет их в дни говения углубиться в себя и подумать о грехах. Что же касается людей, стремящихся причащаться каждое воскресенье или чаще, к ним применяют менее строгие правила. Есть, кроме того, немало праздничных дней, когда пост противоречит самой идее праздника. Если человек желает причаститься в дни Пасхальной седмицы, должен ли он поститься в праздник Пасхи? Или если он хочет причащаться в День Святого Духа, должен ли он поститься в праздник Пятидесятницы? Существующее правило непременного поста перед причащением иногда приводит к тому, что на Литургиях в Пасхальную седмицу вообще никто не причащается, и священник, выходя с чашей и произнося "Со страхом Божиим и верою приступите", тотчас уходит обратно в алтарь, так как никто не приступает - чаще всего по указанию самого же священника.
" (И. Алфеев "Евхаристия")

------------

Отметим, что пост в субботу противоречит древне-церковным каноническим постановлениям, например, 64-му Апостольскому правилу: "Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень или в субботу, кроме одной только Великой Субботы, да будет извержен; если же мирянин, да будет отлучен". Цит. по: Книга правил. С. 22.


О недостойном причащении

рево жизни, растущее посреди рая, и его плоды бессмертия давали некую возможность: такова в нашей христианской церковной действительности Евхаристия, которая духовно и телесно нас врачует, питает и укрепляет. Надо питаться Богом, чтобы в свободе достигнуть обожения. И именно этого личного усилия не сумел совершить Адам."
(В.Лосский. Догматическое богословие. (11) ХРИСТИАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ)
Человек не смог научиться правильно причащаться («С рассуждением» — ап. Павел). «Как некогда Иуда, предавший Меня, недостойно взявший от Меня хлеб, съел его как кусок обыкновенного хлеба, и из-за этого сатана сразу вошел в него и сделал бесстыдным предателем — так и те, кто дерзко и нагло касаются Моих Божест­венных Тайн... которые думают, что держат хлеб, тогда как это огонь и презирают Меня, как простой хлеб и полагают, что едят обыкно­венный хлеб, не видя Моей незримой славы», — преп. Симеон. Адам выпал из Богообщения. Но в силу геоцентрической ориентированно­сти всего строя человеческой природы, оказавшись вне Бога, она заболела. Грех в православном понимании вообще есть не столько вина, сколько болезнь. В мир пришла смерть. «Бог удаляет человека от древа жизни, чтобы не обессмертить его в состоянии отчуждения. Ибо это состояние, будучи погруженным в божественный свет, стало бы непоправимым адом (вспомним, как тяжело бывает смотреть на неумолимо невинный взгляд ребенка — мгновение поруганного до­верия)», — о. Клеман.


Архиеп. Арсений (Чудовской): «Великое дело — принимать Святые Тайны, и велики от этого плоды: обновление нашего сердца Духом Святым, блаженное настроение духа. И сколь велико это дело, столь тщатель­ной оно требует от нас и подготовки. А пото­му хочешь от Св. Причащения получать бла­годать Божию — старайся всемерно об исправ­лении своего сердца».

Прп.  Серафим Саровский заповедывал дивеевским   сестрам:

«Неопустительно исповедоваться и приоб­щаться во все посты и, кроме того, двунадеся­тые и большие праздники: чем чаще, тем лучше — не мучая себя мыслию, что недо­стойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруе­мой приобщением  Святых  Христовых  Тайн.

Благодать, даруемая приобщением, так ве­лика, что, как бы недостоин и как бы грешен ни был человек, но лишь бы в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатию Хрис­товой, все более и более светлеет, совсем про­светлеет и спасется».

"Через тысячи препятствий, которые создает нам наша многозаботливая и суетная жизнь, преодолев вялость и леность нашей души, мы достигаем Св. Чаши, и Господь принимает нас «причастниками» — участниками Тайной Вечери. Это участие — причастие — великая радость и источник силы. Но не надо обольщаться. После Тайной Вечери учеников Христа ожидали тягчайшие искушения; на их глазах Божественный Учитель, Которого они признавали Христом — Мессией, грядущим царем Израиля и мира, Сыном Божиим, был схвачен, подвергнут унизительному суду, истязаниям и всенародно казнен, как преступник, вместе с разбойниками, оказавшись беспомощным перед людской злобой. И только пройдя через эти искушения, они удостоились созерцания ослепительного света Св. Пасхи.

И мы выходим на искушения из храма, согретого нашими молитвами и молитвами тех, кто молился в нем до нас, в мрак и холод внешнего мира. Нас ждут искушения этого мира и самые большие искушения — нашей собственной души. Да поможет нам Христос, с которым мы соединяемся тесными узами, преодолеть и преодолевать эти искушения и дальше и донести нашу радость до следующей Пасхи, а то и до той Пасхи, когда мы будем вкушать новое вино в невечернем дне Царствия Небесного." (А. Ельчанинов. Записи. Из дневника)

-------------

ЕВХАРИСТИЯ ж. греч. переводн. благодать. Таинство Св. Причащения.


Еu'caristi/a: 1. благодарность; 2. благодарение; а тж. евхаристия (вечеря Господня);
син. 155 (ai#thma), 1162 (de/hsiv), 1783 (e#nteuxiv), 2171 (eu'ch/), 2428 (i;kethri/a), 4335 (proseuch/).

--------------
Григорий Назианзен

-старший скончался в глубокой старости, "насыщенный днями".22 Центром его духовной жизни в последние годы стала Евхаристия, которую он совершал регулярно, несмотря на болезнь: Не было такого времени, когда бы не страдал он от болезни; часто не проходило дня или часа (без страданий), но он укреплял себя одной Литургией, и страдание отступало, словно прогоняемое чьим-то повелением. Прожив почти до ста лет.., в священстве же сорок пять лет.., наконец в старости доброй отрешается он от жизни.

---------------------------------

Как грех и смерть передавались, начиная с Адама, путем естественного рождения, так и жизнь дается новым рождением, крещением и Евхаристией соединяющим нас со Христом. Таким образом спасение, принесенное Христом, касается всех. “Он дарует полное спасение, — пишет св. Григорий, — не только природе, которую по неразрывному соединению Он заимствовал у нас, но и каждому из верующих в Него... Для этого Он учредил святое крещение, определил законы, ведущие к спасению, проповедал всем покаяние и дал Свое тело и Свою кровь; не просто природа, а ипостась каждого верующего крестится, живет по Божественным заповедям и причащается боготворящего хлеба и чаши.” Возрождение человеческой природы, раз и навсегда совершенное Христом, осуществляется, следовательно, для каждого из нас в таинствах. Крещение и Евхаристия имеют для учителя безмолвия несравненно большее значение, чем другие христианские таинства, поскольку именно в них является все домостроительство Божие. Впрочем, византийские богословы не знали еще системы “семи таинств”, которая при слишком схоластическом понимании заключает в себе опасность представлять таинство христианского посвящения как “одно из средств” спасения, а не как уникальное и важнейшее средство. Говоря о крещении и Евхаристии, св. Григорий Палама утверждает: “С этими двумя действиями связано все наше спасение, ибо в них сосредотачивается все богомужное домостроительство”.

--------------------------------------------------------

Дни сматряете и месяцы, и времена, и лета. Боюся от вас, еда како всуе трудихся в вас (Гал. IV, 10, 11). И опять: елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете (1 Кор. XI, 26). А словом: елижды (всякий раз) апостол отдал на волю (христианину, когда) приступать (к таинству евхаристии), и таким образом вовсе освободил его от наблюдения времен. Ведь пасха и четыредесятница не одно и тоже; но иное - пасха, иное - четыредесятница. Четыредесятница в каждый год бывает однажды, а пасха (евхаристия) трижды в неделю, а иногда и четырежды, и даже столько раз, сколько мы захотим; потому что (наша) пасха - не пост, а приношение и жертва, совершающаяся всякий раз, как бывает собрание (литургия). А что (наша) пасха в этом и состоит, послушай слов Павла: пасха наша за ны пожрен бысть, Христос (1 Кор. V, 7); и: елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете (1 Кор. XI, 26). Значит, всякий раз, как ты приступаешь (к приобщению св. таин) с чистою совестию, ты совершаешь пасху, - не тогда, т. е. когда постишься, но - когда участвуешь в этой жертве. Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете; а возвещение смерти Господней и есть пасха. И сегодняшнее приношение, и то, которое совершено вчера, и совершается каждодневно, одинаково с тем, которое совершилось тогда в собботний день; и то нисколько не священнее этого, и это не ниже того, но и то и другое - одинаково, равно страшно и спасительно.

 ТВОРЕНИЯ СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТОГО.  ПРОТИВ ИУДЕЕВ СЛОВО ТРЕТЬЕ

----------------------------------------------------------------------

Наименование Церкви телом Христа принадлежит апостолу Павлу: "...Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом... И вы - тело Христово, а порознь - члены" (1 Кор. 12:13, 27). Через таинства, в особенности через причастие Тела и Крови Христа в евхаристическом хлебе и вине мы соединяемся с Ним и становимся в Нем одним телом: "Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба" (1 Кор. 10:17). Церковь есть евхаристическое тело Христа: Евхаристия соединяет нас с Ним и друг с другом. И чем ближе мы к Богу, тем ближе друг к другу, чем полнее любовь ко Христу, тем сильнее любовь к ближнему. Воссоединяясь с Богом через жизнь в таинствах, мы воссоединяемся друг с другом, преодолеваем нашу обычную разобщенность и отчужденность, становимся членами неделимого организма, связанными между собой союзом любви.
--------------------------------------------
Святой Ириней Лионский еще во втором веке писал: "Наша вера согласуется с Евхаристией, а Евхаристия подтверждает нашу веру". Совместная Евхаристия - основной показатель того, что те, кто в ней участвуют, составляют единое тело Христово, единую Церковь. К сожалению, в экуменических кругах все настойчивее звучит мысль о совместном приступлении к Чаше, именуемом eucharistic sharing, что рассматривается как средство достижения единства, возможное наряду с многочисленными различиями в учении. Различия эти все чаще сводятся к разнице выражения местных богословских преданий
--------------------------------

Основное значение при этом имеет, наряду со всеми другими таинствами и тайнодействиями, св. Евхаристия, которая есть центр православного благочестия. Принятие тела и крови Христовых и соединение в них со Христом всегда было и остается таким фактом, который является источником молитв, размышлений и, главное, особого евхаристического ведения Христа. Подобно горной вершине, оно возрастает с приближением к Нему, внешним и внутренним. В жизни святых, как об этом свидетельствуют их жития, причащение св. таин имело исключительное значение. Они и сами изменялись, просветлялись при этом (как это описывается в житии преп. Серафима). В житии преп. Сергия рассказывается, что один брат видел его в сослужении ангела, а другой видел его причащающимся огнем, который, свившись, вошел в св. чашу. Но и вообще в христианской жизни причащение св. даров есть духовное торжество, и нужно видеть во дни великого поста, когда причащается вся церковь, каким светом и умилением объяты все причастники, дающие друг другу братское лобзание. Св. причащение есть переживаемое чудо боговоплощения, оно непрестанно ставит человека пред лице Божие и дает ему встречу со Христом, потрясающую мистическим трепетом его существо. Человек становится пред высшею действительностью, и она входит в его жизнь, и чрез это он делается доступен ее воздействиям. Св. Симеон, Новый Богослов, изъясняет, что Царствие Божие, внутри нас сущее, и есть св. причащение. Православная мистика, развивающаяся в связи с св. причащением, чужда чувственности и отличается трезвенностью. Ей остается чужд культ адорации св. даров вне причащения, который развивается в католичестве, так же как и культ сердца Иисусова, сердца Богоматери, пяти ран и под.

Булгаков Мистика в православии 1

-------------------------------------------------------

Маленькая секта внутри иудейства - так поверхностно можно определить положение христиан в Иерусалиме в первые годы

«Преломление хлеба» совершается «по домам», то есть в собрании общины,

отличном от пребывания в храме. Особенным же днем евхаристии является «первый день» недели, то есть день, следующий за субботой, в который, по свидетельству Апостолов, воскрес Христос. Этот день христиане называют днем «Господним» и в нем, быть может, сильнее всего выражается самосознание ранней Церкви, как абсолютно «нового» начала, выводящего христиан за рамки традиционной религии, делающего их по слову Апостола «странниками и пришельцами» в любом отечестве. Для нас воскресный день давно уже отожествился с естественным днем отдыха, с необходимым перерывом в рабочей неделе. Но в течение трех веков - до Константина Великого - священным днем христиан был не день отдыха, а простой рабочий день - не «седьмой», издавна и людском счете ставший «завершительным», а «восьмой» или «первый», как они называли его. И в этом разрыве естественного счета времени, в этом сознательном выходе за пределы седмицы, в которую вписаны, которою определяется человеческая жизнь и история, показывает Церковь, что ее собственная жизнь, протекая в этом мире, уже и «не от мира сего», а предвосхищает тот вечный день, заря которого занялась в утро первой победы над смертью. «Вы умерли, - сказал ап. Павел, - и ваша жизнь скрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с ним в славе» (Кол. 3, 3 - 4). Эти удивительные слова тогда понимались буквально: в знакомый и обыденный мир, в «натуральную» человеческую жизнь вошло и в них растет ослепительное сияние иного мира, жизни вечной...

Так маленькая иудейская секта, которую мир почти не заметил при ее появлении, сама себя ощущает как «соль земли и свет миру», как источник нового света, призванного просветить и спасти людей.

А. Шмеман

--------------------
Как не похожи наши богослужения, со священником, отделенным стеной иконостаса, с охлаждающим расстоянием паркета между молящимися и Св. Престолом, с прохладными сквозняками между отдельными «посетителями» — молящимися, с тщетно выносимой Св. Чашей и упорным отказом «приступить» — как все это не похоже на богослужебные собрания апостольского века и периода мученичества. Падает религиозность, и выше поднимаются декорации, гаснет горение душ, и ярче блестят позолота и электрические люстры.

Отрывки из дневника Пo книге Записи, Священник Александр Ельчанинов, Москва, «Русский путь», 1992

--------------------
«Нисходили во ад при окончании земного странствования не только грешники, но и праведники Ветхого Завета. Такова сила добрых дел человеческих, такова цена добродетелей естества нашего падшего!(...) Все добрые дела человеческие, немощные, нисходящие во ад заменены одним могущественным добрым делом: верою с Господа нашего Иисуса Христа. Спросили Господа иудеи: «Что сотворим да делаем дела Божия?» Господь отвечал им: «Се есть дело Божие, да веруете в Того, Его же послал Он» (Ин. VI, 28,29). Одно доброе дело нужно для спасения: вера; но вера — дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных Им таинств. Напрасно ж, ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т.е. вступят в общение с Богом!»
св. И Брянчанинов
------------------
Св. оптинские старцы:
"Без видимой святой церкви не могло бы быть и Святых Таин Христовых, без которых человек не может наследовать живота вечного." (пр. Антоний)
"Что лучше - редко или часто приобщаться Святых Христовых Таин, сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя, Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять и тоже хорошо поступил. Поступки их хотя и противоположные, но по побуждению - одинаковые. И явились они перед Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству. (преп. Никон)
-------------------
"На Тайной вечери Господь в Своей первосвященнической молитве преподал ученикам божественное таинство Тела и Крови: "Сие творите в Мое воспоминание". Значит, первый долг, который лежит на нас, - давать вам прощение грехов ваших и допускать к божественной Чаше по поручению Божию. Это самое существенное содержание внутренней нашей жизни в христианстве. Поэтому мы должны веровать в это, в этом стараться преуспевать, и усердствовать, и укрепляться.
Братья и сестры, хорошо сказано: "капля камень точит". Если мы будем прилагать усердие к усердию, понемножечку, смотрите, что будет. Мы поем "Хвалите имя Господне", поем "Все принесем имже образом", "Аще и всегда" и невозбранно предоставляем возможность приходить к тому, что есть сущность не только для нас, но для всего человечества. Господь сказал: "Дам Я ее, т.е. Чашу, за жизнь всего мира". Так вот, смотрите: жизнь всего мира - в Чаше Христовой.
Сами посудите: если у вас есть какая-то нужда, если есть у вас какое-нибудь сомнение, если есть у вас какие-то надежды - все они разрешаются в Чаше Христовой. Она дает для человека благодать особую - человек здесь, на земле, переживает Царство Божие. А если этого Царства Божия у человека нет, то он и не Христов. Господь так сказал: "Царство Божие внутрь вас есть". И апостол Павел говорит: "Царство Божие есть правда, радость, мир во Святом Духе".


(Архимандрит Таврион (Батозский) Из проповедей в Спасо-Преображенской пустыни (1976г.) Слово на вечерне)

-------------------
Таинство это в Новом Завете называется вечерею (1 Кор. XI, 20), трапезой Господней (1 Кор. X, 21), приобщением Плоти и Крови Христовой (1 Кор. X, 16) и преломлением хлеба (Деян. II, 42; XX, 7). Под этим именем разумеется такое таинство, в котором христианин под видом хлеба и вина причащается Истинного Тела и Истинной Крови своего Спасителя для вечной жизни. Таинство сие установлено Самим Господом

Как о таинстве причащения - самом важном и, можно сказать, средоточием тайнодействии христианской Церкви - учил Сам, непосредственно установивший и даже первым его совершивший Иисус Христос мы узнаём в Евангелии. конецформыначалоформы(Иоан. VI, 27-51).конецформыначалоформы"Как обыкновенный хлеб, который ежедневно едим, есть жизнь тела, - говорит св. Киприан Карфагенский, - так оный сверхъестественный есть жизнь души". Даже те высокие подвижники, кои по обстоятельствам жизни вынуждены были редко причащаться, конецформыначалоформыпоставляли себе в великое лишение, что долго не имели возможности приобщиться сего дара. (например, конецформыначалоформыпреп. Феоктиста)


Когда в Великий Четверток старец Зосима по просьбе Марии остановился у реки и ждал, то конецформыначалоформывдруг увидел он преподобную, шедшую к нему по водам. Старец, устрашенный этим видением, хотел преклониться ей, но она сказала: "Св. отче, что делаешь? Ты пресвитер с Божественными Тайнами". Приблизившись к нему, она требовала благословения. Обе преподобные отошли ко Господу в день принятия Святых Даров. конецформыначалоформыТаким образом, Сам Бог заботится о том, чтобы люди, по крайней мере в последние минуты жизни, не оставались без напутствия Животворящими Тайнами Христовыми. Сколь же повинны после того те, кои самовольно уклоняются от Божественной трапезы, дерзко заявляя, что будто бы для спасения достаточно одних только добрых дел?.. Не будем, читатель, таковыми! Преклоним слух наш к словам матери нашей Церкви, которая ежедневно устами своих служителей приглашает нас вкушать Бессмертного Источника.

--------------------------

Святых Тайн причащайтесь почаще, как (если) духовный отец разрешит. Только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением, и паче со страхом и трепетом, чтобы, привыкнув, не начать приступать равнодушно. По привычке нам и солнце нипочем, а от него всякая жизнь. Так и ко Святым Тайнам привыкнуть можно и стать к тому равнодушным, что очень неодобрительно.(св. Ф. Затворник О причащении Святых Тайн)

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Таинство Царства | eszato - Дневник религиозных переживаний, ощущений, впечатлений и размышлений | Лента друзей eszato / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»