[461x346]
«Господь Бог проявляет Свою Любовь через великолепие природы, которая нас окружает.
Сказочные по своей красоте деревья в лесу создают чувство защищенности и умиротворения, насыщая воздух ароматом свежести и покоя.
Деревья представляются людьми, застывшими на молитве, со взорами, устремленными в небеса. Они, так же как и молящиеся, кланяются, когда налетает сильный порыв ветра.
Зимой повсюду разостланы белые пышные перины, искрящиеся на солнце лепестками-снежинками. Царственный покой, первозданность и красота зимнего леса завораживают. Высокие ели, нагруженные снегом, замерли в величественном безмолвии среди огромных, причудливых сугробов. И здесь начинаешь ощущать, что в глубине всего этого великолепия вибрирует и колышется божественная, девственная нежность. Будто природа незримо трепещет, как птица, готовая вспорхнуть в любое мгновение, и смиренно ждет того, кто воспримет и соразделит ее трепет.
«Вот уж природа так природа! — восхищается человек. — Как все продумано, как гармонично устроено!»
В такие мгновения кажется, что истина, которую человек стремится познать, выход, который он ищет, совсем рядом, совсем близко.
Снежные поля, окаймленные лесом, на фоне синего, чистого неба видятся нереальо прекрасными. И вновь чувствуешь, что от этих снежных перин веет материнской лаской и нежностью, будто ты еще младенец и мать приготовила для тебя эту белую, чистую постель — с той любовью, которую может дарить только мать. Она своими руками подготовила это ложе, и оно хранит тепло ее рук.
А как божественно прекрасна природа в Рождественскую ночь! В эту тихую ночь природа внемлет Богу, и звёзда с звездою говорит. Перед нами расстилаются белоснежные поля, сияющие в лучах луны бриллиантовыми переливами. «Благорастворение воздухов, благодать под небом, благодать.» Хрусталь звезд нежится на темно - фиолетовом бархате теплотой, луна ущербной краюхой выглядывает, зависнув над вершинами деревьев. Необъятная радость наполняет мир, неземной покой вечности пронизывает каждый штрих природы, частью которой мы себя ощущаем. Каждый год в этот день природа, всякая живая тварь, и каждая открытая душа ожидает чуда пришествия в мир Спасителя.»
Подобно тому, как вела Вифлеемская звезда волхвов к месту Рождения Богомладенца, расстилает Матушка-Русь домотканые дороги, ведущие христианский люд в храмы Божии.
«Боже мой! Какое счастье: созерцать закаты и восходы, слушать пение птиц, наблюдать за природой, облаками, красотами, в которые каждый день наряжается мир и которые никогда не повторяются. Наблюдать, как растут цветы, вдыхать их аромат, а главное, чтобы внутри, в душе воцарился наконец безбрежный покой, как на озере в тихую погоду». И тогда небо отразится в раскаявшейся душе!
Из Евангелия мы знаем о жизни Иисуса, который любил на природе в одиночестве беседовать с Отцом Небесным, творить тайную молитву. Есть глубокий смысл в том, что проповедь Евангелия оказалась тесно связанной с Генисаретом, который отличался, по словам Флавия, "изумительной природой и красотой". Фруктовые сады, пальмы и виноградники окаймляли голубые воды. За оградами росли акации, олеандры,
миртовые кустарники с белыми цветами. Весть о Царстве Божием впервые прозвучала не в душных, пыльных столицах, а у берегов лазурного озера, среди зеленеющих рощ и холмов, напоминая о том, что красота земли есть отражение вечной красоты Неба.
Многие святые вдохновлялись красотой Божьего мира. Припомните св. великомученицу Варвару. Отделенная своим отцом от всего мира, живущая в полном уединении, она сумела глубоким проникновением в окружающую природу усмотреть в ее дивной красоте Художника и Творца, Которого ни её отец и никто другой из окружающих не видел.
Она наслаждалась видом цепи холмов, тающих вдали, нежной зеленью долин, белизной облаков, плывущих по голубому своду, ароматом полевых цветов и трав.
Однажды, когда Варвара долго смотрела на небо и была охвачена великим желанием узнать, кто Виновник всей благолепной красоты небесной, внезапно воссиял в её сердце свет Божественной благодати. И она сказала в себе:
— Должен быть один такой Бог, который не создан человеческой рукой, но Сам имеет в Себе бытие и Своею рукою всё творит; единый должен быть Тот, кто простёр широту небесную, основал тяготу земную и просвещает свыше всю вселенную лучами солнечными, сиянием лунным и блистанием звёзд, землю же украшает деревьями и различными цветами и орошает её источниками вод. Должен быть один такой Бог, который всё содержит, всё устрояет, всё оживляет и о всех заботится.
Так юная отроковица Варвара училась познавать Творца через Его творения, и сбывались на ней слова псалмопевца Давида: “В творениях рук Твоих поучахся.”
Великий Художник придумал все так, что улучшить это, сделать еще более прекрасным и чудесным невозможно, это — окончательное. Мир безусловно всегда беспредельно великолепен и удивителен своей неповторимой красотой.
Возможность такого божественного единения с миром, с природой всегда открыта для всех. Но люди слишком озабочены своими делами, переживаниями, проблемами — настолько, что жизнь подлинная струится мимо них. Ведь, соприкоснувшиеся с красотой, первозданной природой, зверями, лесами, цветами, горами, реками, озерами, водопадами могут привнести частичку гармонии в гущу цивилизации, и тогда жизнь будет преобразовываться, становиться более светлой, доброй, одухотворённой, и от избытка сердца возглаголят уста: «Нет, не хлебом единым живится душа человечья! Всё Тобою живёт, Сотворивый сию красоту!» «Хвала и честь животворящему Богу, простирающему луга, как цветущий ковер, венчающему поля золотом колосьев и лазурью васильков, а души— радостью созерцания. Веселитесь и пойте Ему: Аллилуиа!»
«Восторгает нас красота тварного мира, но в то же время с еще большей силой влечется наш дух к нетленной красоте Безначального Божеского Бытия. С поразительной ясностью Господь Иисус приоткрыл нам надмирный свет Небесного Царства. Созерцание сего великолепия освобождает нас от последствий падения, и благодать Духа Святого восстанавливает в нас первозданный образ и подобие Божие, явленный нам Христом в нашей плоти.» - писал архимандрит Софроний (Сахаров).
Святая Церковь способна не только привести человека в состояние восторга и вдохновения, но и напитать душу духоносной силой живой веры, обаять чистотой идеалов и красотой горнего мира, напоить слезами умиления, обратить к покаянию. Святые Отцы одели и украсили храмы Божьи. В каком бы месте храма мы не стояли, на нас с любовью смотрят святые, светлые лики которых навечно запечатлены в иконах. Взгляните на икону: весь образ святого- сияющий, солнечный, тёплый. Почувствуйте ласковый взгляд святого и сияние Вечной Жизни в лучистых глазах. Взгляд праведника подобен взгляду ребенка, который смотрит на вас своими открытыми, доверчивыми глазами, сияющими чистотой и невинностью, и этот взгляд обнажает вашу душу, раздевает ее до основания, захватывает в вихрь всепроницающей любви, несущейся через всю вселенную, через каждую душу, через каждую клетку, молекулу, атом, частицу. Благоговейно прикладываясь к иконе, «лобызая отверстую вечность», душа незримо соприкасается с несказанной чистотой Невечернего Света в душах, украшенных добродетелями. Эта необычайной красоты чистота устремляется живительной влагой в сердце, и нежные бутоны роз распускаются благоуханным ароматом в душе.
Перед иконой чудною душа слагает хвалебные словеса, нарастает чувство прикосновения к чему-то неведомому, к миру, который можно только вообразить, к сказке, которая вдруг отворила двери и впустила вас в свое действо.
А как прекрасна и сладка божественная литургия! Мирно горят свечи, в воздухе умиротворяющий запах ладана, плавно текут молитвы, выстилают мысли к вечному, к Богу древние церковные распевы. Господи! Как все просто! Сердце постепенно отрывается от мирских дум и погружается в поток, уходящий за пределы этого мира, за пределы своих обид, своих тревог, своей жизни, соединяясь с тем, что непреходяще и неизменно. Там, в сияющих небесах все души сливаются воедино, там больше нет сомнений, там нет земных переживаний, там только праздник, вечная радость и блаженство.
Особенно было поразительно видение, открывшееся преподобному Серафиму Саровскому во время служения литургии: «Тут озарил меня свет, как луч солнечный. Обратив глаза на сияние, я увидел Господа Бога нашего Иисуса Христа в образе Сына Человеческого, во славе сияющего, светлее солнца неизреченным светом и окруженного как бы роем пчел, небесными силами, ангелами, архангелами, херувимами и серафимами. От западных церковных врат Он шел по воздуху, остановился против амвона и, воздвигши Свои руки, благословил служащих и молящихся. Затем Он вступил в местный образ, что близ Царских врат, преобразился, окружаемый ангельскими ликами, сиявшими неизреченным светом во всю церковь».
Если всякая земная красота только томит Ваше сердце и никогда его не насыщает - это потому, что мы успокоимся только на Вечной Нетленной Красоте. Где не только все блага, все возможные сокровища и красота, и слава, и свет, и радость, и горящая любовь, и Божеская жизнь, и веселие вечное. «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.» (1 Кор. 2:9) Не случайно преподобный и богоносный отец наш, Серафим Саровский говорил, что «если такой небесной славы и радости не мог изъяснить и сам апостол Павел, то какой же другой язык человеческий может изъяснить красоту горнего селения, в котором водворяются праведных души.»