Это цитата сообщения
eszato Оригинальное сообщение
[700x525]
«Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь».(пс.18:2) Как величественно имя Его по всей земле! Все на земле поет, славословит Господа, каждый на свой лад, как может, как умеет, как Господь наделил каждую душу живую. Во-истину каждое дыхание славит Господа, кроме человека. Вся прелесть земных трав, деревьев, цветов, их ароматы - как благовония посылаемые Владыке в восторге блаженного бытия, коим наградил все живое Господь.
«Куда ни посмотрим, - поучает святитель Тихон Задонский, - куда ни обратим очи и ум наш, везде имеем довольные случаи благость Божию прославлять. В нощи смотриши на небо чистое, звездами, как бисером украшенное, и между звезд луну сияющую,- тебе сия служат: благодари «Сотворившему луну и звёзды во область нощи» (пс. 135:9).
Воссиял день: солнце лучи свои по всей Вселенной распустило, - тебе свет его сияет: благодари «Сотворившему солнце во область дне».
Облака дождь кропят, тебе кропят: благодари «Одевающему небо облаки, и уготовляющему земли дождь» (пс. 146:8)
Восстал ветр и начал облака прогонять и очищать небо, - тебе он служит: благодари «Изводящему ветры от сокровищ Своих» (пс. 134:7).
Видишь поля, различными плодами исполненные, луга и леса, зеленеющие, садовые деревья, изобилующие плодами, - то благости Божией дело; тебе то от Бога посылается: благодари Даровавшего, глаголя: «Благослови, душе моя, Господа» (пс.102:1).
Пришла зима, оделась земля снегом, мраз связал озера, реки и болота, и так везде свободный устроился путь, нет нужды в мостах и прочих к переправам надобностях, - Божие то благодеяние есть. Твоей потребе служит сие: благослови «Дающего снег свой яко волну» (пс. 147:5).
Проходит зима, и весна наступает, - тем тебе возвещается приближающееся как бы некое воскресение всея твари, мразом умершей; благослови Благоволившего тако.
Наступила весна; принесла земля различные плоды к насыщению и утешению твоему: благослови Устроившего тако, глаголя радостным духом с пророком: « возвеселил мя еси, Господи, в творении Твоем!» (пс. 91:5)
Вкушаешь пищу: благодари Благодетелю; греется покой твой или варится пища огнем, - Божий дар есть огнь, который тебе работает и служит: благослови Сотворшего его.
День прошел, пой благодарно, ибо сподобил тебя Господь без вреда и погибели проводить его; пой сердцем и устами: «Песнословлю Тя, Господи! Уснул в нощи, и, спав, восстал, глаголи: благословлю Тя, Господи! Глаголи с пророком: «Аз уснух и спах, восстах, яко Господь заступит мя» (пс.3:6)
Чувствуешь угрызение совести за грехи – благодарение Богу приноси, потерпевшему согрешения твоя и не предавшему тебя в руки врага твоего: исповедайся благодарно со пророком: «исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое во век: яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго» (пс.35:12-13).
Ощущаешь страх суда Божия или желание вечного живота Божия,- то благодать зовёт тебя на покаяние, глаголи: благословен Господь, «иже хощет всем спастися и в разум истины приити!» (1 Тим. 2:4); спеши на зов Божией благодати, пока время благоприятно и день спасения, пока слушает и помогает тебе Господь. «Глаголет бо: во время благоприятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти. Се ныне время благоприятно! Се ныне день спасения!» (2 Кор. 6:2)
Пришла скорбь, печаль, болезнь или иная какая неприятность, - спасения твоего тако ищет Господь твой: благодари Хотящему и Ищущему спасения твоего, говори с царем и пророком Давидом: «благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим!» (пс. 118:71)
Помышляешь о спасительном Сына Божия к роду человеческому смотрении (всегда же должен помышлять о таком великом и важном деле): с радостью и глубоким смирением воспой: «благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа, и не забывай всех воздаяний Его!» (пс. 102:1-2).
Таким образом, как в благоденствии, так и в бедствиях должны мы благодарить Бога. В благоденствии потому, что благодеяния Его мы, недостойные, даром получаем от Него, и теми утешаемся. В злоденствии потому, что исправляемся от Него, в чувство приходим, познаём себя, своё недостоинство и окаянство, научаемся благая Божия за велико иметь и благих Дателя почитать. Слава Богу, Благодетелю нашему, во веки, аминь.»
«Мы есть Христово благоухание Богу (2 Кор. 2:15)», - говорит святой Апостол. Постоянно причащаясь Святых Христовых Таин, мы тем самым выражаем нашу благодарность Спасителю за уничижения, муки и крестную смерть, которые понес Христос за испоганенные и смердящие души человеческие. Ибо евхаристия означает «благодарение». «Едва ли кто умрет за праведника (…) но Бог доказывает Свою любовь к нам тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим. 5:6-8)
В литургии, особенно в самом центре её — евхаристическом каноне: там, от слов: «Милость мира, жертву хваления» (будем приносить) и до возгласа: «И даждь нам, Владыко, едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа» — все полно по преимуществу — славословия, благодарения... И потому самое слово «Евхаристия» означает не что иное как именно «благодарение».
Получив от кого-то подарок и принимая это как должное, мы не столь благодарны, как если бы считал себя недостойными. Тем выше наша благодарность Дателю за безценный жертвенный Дар Любви, чем более осознаем мы свое недостоинство. Поэтому возблагодарим Бога, Даровавшего нам Сия: «Хвалим Тя…Благодарим Тя…», ибо Един Свят, один у нас Господь – Иисус Христос «…во славу Бога – Отца. Аминь».