[395x567]
Современные афонские старцы пишут, что самым страшным грехом нашего времени является мода на религию. Мода на религию неза¬метно вуалирует подлинный смысл Священного Писания и Предания, делая упор на внешнее, соблюдение ритуала и формы.
Это же утверждение встречается и у наших соотечественников. Так, Владимир Легойда считает, что «"мода на религию" несет в себе опасность, это стремление человека поступать, как все, действовать по принципу "все верующие, и я тоже буду верующим". Мода - это когда вера начинается с ношения платка и длинной юбки, а не с Христа в сердце.
Такая логика может выхолостить религию похлеще ГУЛАГа. Посмотрите: в России вера уничтожалась 70 лет, а в Западной Европе в этом плане эпоха была довольно спокойной. И где сегодня выше градус религиозности? Безусловно, у нас. В Европе безо всяких лагерей и запретов религия маргинализирована до предела обществом потребления.
Опасность моды - в превращении религии в привычное дело, а религия, и христианство в частности, привычным делом быть не может. Содержание веры - это любовь, а любовь - это усилие, преодоление и труд, но не привычка. Если человек несколько лет ходит в храм, то это ничего не значит, но если он на пороге смерти целует Евангелие, то это и есть вера.»
Практически ни одна свадьба у нас не проходит без участия молодожёнов в таинстве венчания. Но мало кто знает, что венцы брачующихся являются символом мученичества, потому что церковный брак- совместное несение креста, тяжесть которого ложится на двоих. Подобно всему иному во Христе, брак тоже должен пройти через крест, через искушение, страдание, испытание и, наконец, через смерть- прежде наступления его крайнего завершения в воскресении и Царстве Божьем, которое придёт в силе в конце веков. Таинство венчания было установлено в языческой Римской империи для людей нецерковных, чтобы оградить их от недостойного причащения, так как причащение брачующихся от одной Чаши считалось тогда условием христианского брака. Так, что же говорить про нашу страну, когда нет особых препятствий для участия в таинстве Евхаристии. Ан, нет, обвенчавшиеся молодые редко когда снова появляются в храме, да
и люди, считающие себя церковными недооценивают Таинство, установленное Самим Господом.
В самом деле, благоговейно ли мы приступаем к Святой Чаше? Проверяем ли себя по слову святого Апостола? Современный человек не обременяет себя тщательностью подготовки к этому великому таинству, тяготится добросовестностью выполнения положенных правил, молится без радости и неохотно. Неблагоговейное причащение может превратиться в исполнение ритуала и потерять свою действенность, которая зависит от веры и покаяния. Сила таинства настолько велика и непостижима умом, что действительность его не зависит от наших заслуг, стараний и недостоинства. Господь даровал нам сие по своей великой милости, тем более важно не расплескать полученное. Так, плоды всякого таинства бывают разные - пожинаются соответственно подготовке. Надо помнить, что превращение Савла в Павла произошло отнюдь не мгновенно. Семена упали уже на подготовленную почву.
Вера и покаяние – два основных условия соединения с Богом. Но от младенца в кружевах нельзя требовать веры и покаяния, вот крестные и призваны, имея веру и покаяние, передать их, научить им своих восприемников. Окрестился человек в раннем детстве и взращивает всеянное в него зерно в течение всей богоугодной жизни. Покаялся человек, вырвал сорняк греха из своего сердца, а корень порока выкорчёвывается уже ежедневными пчелиными усилиями, поступками, противоположными содеянному. На вопрос о том, отпускаются ли грехи тому, кто без достаточного раскаяния и веры приступает к Таинству, — еп. Иннокентий Херсонский говорит: «без этого (без веры, покаяния), сколько бы священник ни говорил «прощается, разрешается» — ты от Бога не получишь разрешения». Разрешение, отпущение грехов дается Богом в меру нашего покаяния и веры.
Мы ведём детей, даже до семи лет, ко причастию без исповеди. А объясняем ли мы им смысл таинства, «от века утаенного и неведомого ангелам»? Являем ли мы собой пример евангельской любви и сострадания? Вспоминаем ли, что «Сын Бога Живаго, пришёл в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз»? Как часто происходит противоположное!
Верующие осуждают нецерковных, забывая что, участие в богослужении не делает человека лучше автоматически, а часто удерживает от ещё большего падения. Так стоит ли нам укорять ближнего, когда сами ещё одной ногой в трясине? Как можем мы ругать и наказывать детей, которые являются обнажённой тайной своих родителей? Как там у Достоевского: довольно одного доброго детского воспоминания, и на всю жизнь спасен человек…
Приходит человек в храм время провести: пообщаться со знакомыми, излить душу священнику (а не Богу), послушать красивое пение или интересную проповедь - получить «свой кусок от большого пирога». «Написано, - дом Мой домом молитвы наречется.» (Мф.21:13) Поэтому нельзя забывать, что подобает внити в него, творя покаянную молитву мытаря и отложив попечение, а мы даже мобильники не выключаем. Деятельное покаяние - основа и условие Богообщения. Поэтому и вопрошает Спаситель трижды отрекшегося Петра: «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» (Ин. 21: 15-17) А вот разбойник, который 30 лет творил беззакония, покаялся и первым вошел в рай. Об этом мы читаем у епископа Александра (Милеанта): «Благоразумный разбойник, висевший на кресте рядом со Христом, только перед смертью понял, что страдания посланы ему и его товарищу за их прежние преступления (Лк. 23:40-41).» Покаяние такой силы, как у разбойника на кресте, способно спасти в то же мгновение.
Волхвы, пришедши ко Христу, бросали волхвование и научились боговедению, мытари оставляли мытницы и составляли из себя церкви, гонители переставали гнать и желали быть гонимыми, блудницы возненавидели блудодеяние и возлюбили целомудрие.
«Велики грехи, коими искусились, в кои впали святые мужи, ибо и праведник седмижды на день падает (Притч. 24, 16); но мы им обязаны великими образцами покаяния, милости Божией, как-то: Давиду, Манассии и многим святым Нового Завета - апостолам Петру и Павлу, блуднице, блудному, разбойнику благоразумному, Марии Египетской и многим-многим; если бы не согрешили они тяжко пред Богом, не подарили бы они церкви таких чудных, пламенных, искренних образцов покаяния. Прочтите с сердечным вниманием псалмы царя Давида, особенно псалом 50-й, и молитву Манассии, царя Иудейского, нечестивейшего из царей, повелевшего перетереть деревянной пилой величайшего из пророков, Исаию, и помилованного, - и вы увидите, сколь велика была в них сила покаяния, которую Сам Бог принял в воню благоухания в образец нам, грешным.»(И.Крондштатский)
Проповедь Нового Завета начинается словами : «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.» (Мф. 3:2) – первое слово молчаливого иорданского пророка Иоанна, Крестителя Христова. «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15) – первая проповедь Христа, и только по прошествии трех лет наставления учеников во всех добродетелях: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое (1Кор. 11:24; Мк. 14:22; Мф. 26:26)… пейте из нея все, .ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.» (Мф.26:27)
Понятие «мода на религию» такое же искусственное, как «россиянин» и звучит по крайней мере несуразно. Не может быть моды на Христа, пока девица мечтает о принце на белом Мерседесе, а молодой человек - о моделях с глянцевой обложки модного журнала. Не может быть моды на любовь к ближнему, пока мой ближний - исключительно состоятельный человек с нужными связями или пока есть разделение на «избранных» и «низших», «своих» и «чужих». Не может быть моды на покаяние, пока человек заглядывает в храм Божий, продолжая заниматься медитацией, или читает «Добротолюбие» и в то же время угоняет автомобили, ловко разделывается с ментами, удачно сбывает краденое. Если и может, то это не Христос, любовь и покаяние, а проявление гордости, лицемерия, самообмана и всеядности, согласно модному ныне постулату: «Бери от жизни всё!»
Господь никого не чуждался, ко всем ходил в дома, особенно к тем, которых теплое покаяние Он предвидел Божественным взором Своим. Несколько мгновений покаяния теплого - и вы очищены Духом Святым от всякой скверны, паче снега убелены, и слезы, очищающие сердце, потекут из очей ваших, и одеждою правды Христовой вы прикрыты и с Ним соединены будете, как с Отцем и Духом. Так не будем откладывать покаяние, восклицая сей же миг:
«Дай же, Господи, душе моей
Покаяние Давидово,
По молитвам Богородицы,
По молитвам всех Святых.»
ИЛЛЮСТРАЦИЯ: ЛИФТ У ХРАМА (ИЛИ К БОГУ НА ТАКСИ НЕ ЕЗДЯТ)