БАЗОВЫЙ КУРС СХМС. 1 УРОК 3, ЧАСТЬ 1 ( урок дополнен и заново проиллюстрирован )
В первой части нашего урока мы поговорим о классической покрывной стежке.
Все узоры классической покрывной стежки ПО РИСУНКУ можно разделить на три основные группы :
1. СЮЖЕТНАЯ СТЕЖКА ( фото 1, 2 )
В такой рисунок включен какой-то повторяющийся мотив , изображающий реальный предмет ( листья, цветы, бабочки, ноты и т.д. ) Для того, чтобы стежку можно было вести непрерывно, мотивы соединены линиями. Линии, связывающие мотивы, я назвала соединительными. Соединительные линии могут существовать и отдельно от мотива.
Сюжетная стежка обычно привязана к основной идее вашего квилта. Например, аппликацию саксофона , вы окружаете сюжетной стежкой, изображающей ноты и скрипичный ключ. А розовую детскую подушечку вы покрываете стежкой с мотивами бабочек, сердечек, ленточек и т.д.
Давайте для наглядности сделаем такую табличку :
-На поле 10х10 см нарисуем в хаотичном порядке 4-5 незамысловатых фигур ( напр. сердечки) и подпишем одну из них цифрой «1» - фото 3
- Теперь соединим эти фигурки волнистыми линиями , стараясь заполнить всю оставшуюся поверхность ( одну из этих линий подпишем цифрой «2»- фото 4)
Таким образом, мы изобразили сюжетную стежку , где «1»- это мотив, а «2» - соединительная линия Но стегать вы, конечно , будете не в два этапа, а не прерываясь : мотив, соединительная линия, мотив, соединительная линия и т.д.
2. УНИВЕРСАЛЬНАЯ СТЕЖКА. ( фото 5 )
Её узор может одинаково хорошо смотреться как в геометрии, так и в пейзаже. Чаще всего в нем как раз используются «соединительные линии», о которых мы только что с вами говорили.
Для наглядности давайте сделаем ещё одну табличку 10х10 см и перенесем туда только соединительные линии с предыдущей таблицы . Вот что у вас должно получиться – фото 6
3. ФИГУРНАЯ СТЕЖКА. ( фото 7)
В этом узоре одна фигура ( например , сердечко или листик) плавно переходит в другую или даже является частью другой фигуры.
Для иллюстрации этого раздела мы сделаем третью таблицу:
- нарисуем одну фигуру ( или «мотив») – фото 8
- теперь рядом пририсуем такие же фигуры, не оставляя между ними никакого расстояния, а иногда даже «пряча» одну фигуру за другой – фото 9
Вот так и должна выглядеть «фигурная стежка»
По СПОСОБУ ЗАПОЛНЕНИЯ КВИЛТА классическую покрывную стежку можно разделить :
• ХАОТИЧНАЯ СТЕЖКА – беспорядочное заполнение узором поверхности сэндвича ( фото 10, 10а)
• ЛИНЕЙНАЯ СТЕЖКА - расположение узора на квилте по вертикали, горизонтали или диагонали ( фото 11 , 11а)
Хочется сказать несколько слов о последнем подразделении , а именно о «линейной стежке».
При расположении узора по вертикали или горизонтали вы должны помнить, что этот узор ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ ПАРАЛЛЕЛЕН либо вертикальному , либо горизонтальному краю квилта ( допускается нанесение маркером дополнительных линий )- фото 12
При расположении узора по диагонали , ваш рисунок ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ ПАРАЛЛЕЛЕН диагонали на квилте . Если квилт имеет квадратную форму, можно в начале работы прочертить центральную диагональ маркером и начать узор именно с неё, а потом постепенно расходиться вниз или вверх ( фото 13, 14, 15 )
Сегодня мы с вами подробнее поговорим о второй разновидности узоров классической покрывной стежки – УНИВЕРСАЛЬНОЙ СТЕЖКЕ или СТЕЖКЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ ЛИНИЯМИ.
Я бы выделила 8 основных видов универсальной стежки : 1. «Прямая линия». ( фото 16)
Линейный узор из «прямых» мы рисовали с вами уже с первого урока, а вот хаотичную версию я даю вам впервые – фото 17
Вы начинаете с любой точки края квилта ( например, верхнего ) и строчите в направлении другого края ( например, левого) , доходите до границы и опять строчите по прямой линии до любого края сэндвича ( верх- низ- вправо-влево и т.д. ), постепенно заполняя всё поле ( фото 18, 19 )
2. «Слегка волнистая линия» О ней мы тоже уже не раз говорили и вы прекрасно научились её строчить. Хаотичный узор из «волнистых» выстраивается примерно также, как аналогичный из «прямых» - фото 20, 21
3. «Стипплинг (мозги, ералаш)» ( фото 22)
Об этом узоре стоит поговорить особо. Это один из самых популярных узоров у лоскутниц. Но большинство «рисуют» его не совсем правильно. Назову некоторые особенности этого узора :
• Это « капельный» узор, т.е. в основе каждого вашего элемента должна быть капелька,
• Направление узора должно меняться через каждые 1-3 капельки.
• Линии узора не должны перекрещиваться, соприкасаться и прерываться! ( фото 23 )
Позволю себе небольшое отступление. Когда-то в детстве я занималась в театральной студии, и у меня была любимая скороговорка : Не то здорово, что было здорово, А то здорово, что не было здорово, Да стало здорово ! Вот здорово, так здорово ! А когда я стала писать о стежке «мозги», у меня тоже родилась скороговорка: Строча «мозги», включи мозги, Что б знать, КУДА строчить «мозги» ! Заключенная в этой скороговорке мысль абсолютно верна. Это упражнение учит вас не только стежке, а учит ДУМАТЬ , куда «повести» вашу строчку, чтобы она равномерно заполнила всё поле и не прервалась по дороге . Если вам пока сложно создать хаотичный путь стипплинга, вы можете нарисовать маркером на ткани извилистую линию с плотностью около 2 см, а потом уже по ней стегать ( или рисовать ) стипплингом ( фото 24)
4. «Вермишель» Это как раз та стежка, которую часто путают со стипплингом . В основе её раппорта лежат две короткие прямые параллельные линии, соединенные закруглением . Строчить её нужно тоже с постоянной сменой направления рисунка.- фото 25, 26
5.« Пружинка» . Это петельный шов, но петельки должны быть закручены в разные стороны. «Петельки» можно делать как крупными, так и мелкими и соединены они слегка волнистой линией.( фото 27, 28)
6.«Простой завиток» ( разновидность «спирали») . В этой стежке вы входите в спираль по одной линии, а возвращаетесь по другой. Хорошо, если в одной работе завитки закручиваются в разные стороны( фото 29, 30)
7.« Вьюнок» (еще одна разновидность «спирали») В этой стежке вы входите и возвращаетесь из спирали по одной и той же линии. Также предпочтительно, если вьюнки будут закручены в разные стороны( фото 31 , 32 )
Когда вы закончите этот узор, то заметите, что часть линий у вас обведены дважды, а часть лишь однократно. Если на вашем квилте такое различие резко бросается в глаза, вы можете, не прерывая строчки в конце стёжки ( когда уже заполнен весь квилт) , пройтись по тонким линиям повторно и при этом не заходить в сами спиральки ( фото 33, 34)
8. «Ломаная линия» - короткие прямые линии, соединяющиеся под различным углом и пересекающиеся между собой. Старайтесь, чтобы фигуры ( трапеции, прямоугольники, квадраты , треугольники) были разнообразны , смотрели в разные стороны , не были одинаковой величины ( фото 35, 36 )
Так как мы с вами начали изучать узоры стежки , настала очередь рассказа о картотеке для квилтера. Мастер, занимающийся свободной стежкой , может использовать в своих работах самые разные узоры. Иногда требуется напомнить себе те рисунки, с которыми ты давно не работал. Для этого очень удобно иметь под рукой так называемую «картотеку стёжки» . Есть несколько вариантов создания такой коллекции .
1. Альбом с нарисованными образцами стежки
2. Отдельные папочки и листы с нарисованными образцами стежки
3. Папку с образцами простеганных на ткани узоров.
4. Большой квилт, где представлены любимые вами узоры стежки ( «квилт-картотека»). Моему уже потрепанному альбомчику, куда я заносила все понравившиеся мне узоры стежки (из книг, интернета, из своей собственной головы ), более трех лет и хранит он около 200 различных рисунков. Странички уже выпадают, теряются, да и найти нужный мне узорчик в альбоме среди множества других становится всё сложней и сложнее . Когда я начинала этот альбом у меня не было никакой системы , узоры располагались один за другим по мере их появления в моей коллекции.
А сейчас я решила сделать всё по-другому. Я расположила все узоры согласно моей классификации Для этого взяла 10 папок с файлами размера А 5. Каждую папку подписала ( фото 37, 38):
1. Узоры с окружностями
2. Узоры с прямыми линиями
3. Узоры с волнистыми линиями
4. Эхо-стежка
5. Стежка- лента
6. Сюжетная стежка
7. Фигурная предметная стежка
8. Любимые узоры
9. Комбинированные узоры
10. Универсальная стежка.
На одном листочке А5 у меня обычно расположены карандашные зарисовки двух узоров ( фото 39)
Состоит рисунок одного узора из трех частей :
1. В левом верхнем углу я помещаю детальную прорисовку одного элемента узора ( жирная точка – начало стежки, стрелочками указываю, как двигаться при работе)- раппорт узора
2. В левом нижнем углу есть отметка о направлении узора :
- хаотичный узор – фото 40
- линейный узор – фото 41 ( 1- по вертикали, 2- по горизонтали, 3- по диагонали)
3. Справа я прорисовываю сам узор ( несколько его элементов), стараясь вести карандаш так же, как если бы это была иголка моей швейной машины- непрерывно и постепенно заполняя всё свободное пространство.
4. Обязательно подписываю узор , стараюсь придумать для каждого название.
Теперь, если я захочу выстрочить какой-то рисунок, я найду необходимую мне папку, положу рядом с машинкой на нужной страничке, чтобы вспомнить, как я его когда-то строчила ( а я стараюсь все рисунки первоначально обязательно проработать и на машинке).
И в то же время, любой новый узор найдет себе место в моей картотеке согласно классификации – чрезвычайно удобно !!!
Папка с любимыми узорами – это особая «песня» ! Она обычно стоит у меня впереди . В ней я собираю те рисунки , которые я чаще всего использую в своих работах, или те, которые мне особенно нравятся. В конце прошлого учебного года для своего очного курса я начала делать СТЕГАНУЮ КАРТОТЕКУ ( фото 42).
На одном сэндвиче размера 30х30 см я помещаю 4 различных узора . Мне удобнее оформить коллекцию узоров именно в картотеку, потому что я могу вытянуть из неё какую –то страничку и использовать её на соответствующем уроке
Вам же можно сделать единое полотно .Для этого я рекомендую строчить на сэндвиче 30х30 см четыре узора , а таких сэндвичей заготовить 25. После окончания работы вы сможете с помощью соединительных полос собрать полотно 150 х150 см, которое будет содержать уникальную коллекцию из 100 ваших самых любимых узоров стежки !!!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ПЕРВОЙ ЧАСТИ ТРЕТЬЕГО УРОКА
1 Прорисовать узоры соединительных линий ( 3-8 виды) на листе бумаги, а потом создать из них первые странички вашей рисованной картотеки стежки
2. Отработать на черновых сэндвичах ВСЕ узоры( выходим из одного угла и постепенно заполняем всю поверхность квилта ).
3. создать «парадную версию» 1-8 узоров соединительных линий , оформив любым удобным для вас образом : - в виде страничек квилт- картотеки ( сэндвич 30х30 разделить на четыре части и выстрочить в каждой части по одному узору , у вас должно получиться две странички) ( фото 43, 44)
- в виде отдельных блоков для каждого узора ( минимальный размер 20х20 см)
- на заготовке будущего изделия
Мне можно показать лишь последнее из ваших заданий , третье.
УРОК 3, ЧАСТЬ 2 ТРАПУНТО.
Мы уже говорили, что стежка является одной из основных операций лоскутного шитья. Но она не всегда может быть главной его частью .Во многих работах основополагающим моментом , определяющим внешний вид изделия, выступает лоскутная сборка. Мы на своем курсе будем изучать те разновидности лоскутного шитья, где стежка является основным декоративным элементом ( квилтинг). К ним и относится «трапунто».
Техника «трапунто» - это очень старый вид стежки. Её происхождение связывают с Италией, а конкретно с Сицилией. Первые образцы стежки в этой технике датируются четырнадцатым веком и изображают они сцены из легенды о Тристане(фото 1)
Важные места квилта подбивали ватой , они становились рельефными и напоминали такой вид скульптуры, как барельеф. С Сицилии техника распространилась по всей Европе. А с конца 16 века Trapunto привезли в Америку иммигранты из европейских стран. Английские и американские квилтеры обычно называют эту технику фаршированная работа (stuffed work). В Америке техника «трапунто» стала очень популярной и выполнялась только в белом цвете. Такие американские белые покрывала приобрели мировую славу. ( фото 2)
С помощью техники «трапунто» создаются узоры с выпуклыми участками, наполненными набивкой. Очень хорошо подходят ткани с лоском- шелк, атлас, креп-сатин.
Традиционно технику «трапунто» используют в изделиях с цельным верхним слоем ( whole cloth). Но также можно выполнять трапунто на набивных тканях с крупным выразительным рисунком, ткани- пэчворке или батике.
В качестве сюжета для «трапунто» обычно берут изображения растений,цветов, животных, букв и т.д. Несколько моих ранних работ в этой технике – фото 3, 4
Хотя существует множество способов выполнения трапунто, есть некоторые общие правила , о которых мы сейчас поговорим.
Суть техники состоит в том, что имеется какой-то центральный выпуклый рисунок ( «рисунок трапунто» ), а поверхность вокруг наоборот уплощается и создается это путем нанесения плотной покрывной стежки Таким образом , есть две основные составляющие этой техники : 1) Рисунок трапунто
2) Покрывная стежка
Рисунок трапунто не должен внутри быть слишком детализирован , в основном он просто обводится по внешнему контуру , без дополнительных внутренних линий. Но в то же время, рисунок должен быть достаточно выразителен , чтобы он легко читался только по своему контуру – фото 5
Требования к покрывной стежке в классическом трапунто:
• Соответствие узора стежки центральному рисунку
• Это второстепенный элемент, поэтому не должен особо отвлекать на себя внимание , стежка должна быть достаточно монотонная
• Плотность покрывной стежки должна соответствовать центральному рисунку : если в рисунке есть узкие части, то плотность покрывной стежке как минимум должна быть равна ширине этой части. В среднем плоность стежки 3-7 мм В выемках центрального рисунка возможно применение микростежки , чаще всего это бывает микростипплинг с плотностью 1-3 мм ( фото 6 )
• Начинается заполнение фона покрывной стежкой кругами вокруг центрального рисунка и первый ряд -примыкание к контуру вплотную!!! ( фото 7)
• По цвету покрывная стежка соответствует цвету контура центрального рисунка ( та же нить или чуть темнее- светлее- фото 8)
• Очень часто контур, покрывная стежка и фон одного цвета ( например , белое на белом ) – фото 9 , работа моей ученицы Натальи Шлыковой
ОБЩЕИЗВЕСТНЫЕ СПОСОБЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРАПУНТО:
1) «Старинный способ трапунто» (первоначально исполнялся ручной стежкой, мы будем выполнять на машине ) ( фото 10).
Этапы работы
• Рисунок трапунто переводим на лицевую ткань.
• Собираем обычный трехслойник ( лицевая ткань с нанесенным рисунком, прокладка и подкладка ).
• Ниткой в цвет ткани прошиваем прямой строчкой рисунок по контурам и затем выполняем вокруг покрывную стежку
• После этого с изнанки в центральном рисунке делаем маленькие надрезы . Надрез лучше делать по косой , длина его должна соответствовать величине набиваемого рисунка ( так, чтобы вы при набивке могли попасть в самый его дальний уголок ) .Туго набиваем полости рисунка кусочками синтепона, ватой или другими наполнителями ( фото 11 )
• Разрезы на изнанке обычно в литературе рекомендуют сшивать. Но это сильно стягивает рисунок . Поэтому я перешла на другой способ – я наклеиваю ( с помощью паутинки ) «заплатку» из ткани подкладки ( фото 12).
• Но, тем не менее, изнанка всё равно получается не очень красивой, поэтому её закрывают вторым слоем ткани. – фото 13
Можно «вручную» с изнанки сделать строчку вокруг контура центрального рисунка. Этот способ позволяет создать самый «трапунтный» вариант трапунто, то есть получить самый выпуклый центральный рисунок
2) Современный способ трапунто ( фото 14)
Этапы работы:
• Рисунок переводим на лицевую ткань
• Лицевую ткань соединяем с 1-2 слоями синтепона
. • Рисунок обшиваем по контуру , используя водорастворимую нить, мононить или обычные нитки. ( фото 15 )
• В подкладке вырезаем ненужные фрагменты, то есть те , которые не должны быть выпуклыми в готовом изделии- фото 16, 17
• Лицевую ткань с рисунком соединяем с ещё одним слоем прокладки и изнаночной тканью
• Вновь обстрачиваем по контуру центральный рисунок и выполняем покрывную стежку – фото 18
Этот способ значительно легче первого , но требует повторного прохождения по контуру центрального рисунка, а это не всегда бывает качественно сделано .
Я предлагаю несколько способов многократного обведения рисунка в трапунто:
1. Использование для первого обведения водорастворимой нити , а для второго – обычной ( точное повторение первого контура). После окончания работы намочить шов , первая нить растворится и вы получите обычную однократную обводку.
2. Использование для первого обведения мононити, второе обведение – обычной нитью с точным повторением первого контура . Первый шов будет практически не виден.
3. Использование для первого обведения обычной нити, но она должна быть очень тонкая и без блеска. Вторую нить вы берете потолще, можно с блеском ( шелк, вискоза) и во время второй обводки вы должны очень точно пройти по первой . Первую обводку в этом случае тоже будет практически не видно.
4. Первую обводку делаете обычной нитью, а второй раз проходите той же нитью, но на небольшом расстоянии от первого шва ( 1-3 мм). Этот прием называется эхо-обводкой и этой технике у нас будет посвящено целое занятие – фото 8, 18
5. Первый шов вы делаете обычной нитью , а второй – нитью этого же цвета, но не прямой строчкой , а очень узким зигзагом на свободном ходу машины (СХ-зигзаг). Этим приемам мы тоже будем с вами обучаться на одном из уроков Выполняя изделие вторым способом трапунто , вы можете одни детали квилта сделать объемнее чем другие, за счет добавления дополнительных слоев синтепона в отдельные участки : сначала все детали прострачиваете с одним слоем синтепона, ненужное обрезаете, затем в отдельные элементы добавляете ещё слой прокладки, снова прострачиваете и обрезаете лишнее. Таким образом, получаем изделия с эффектом трехмерного пространства
3)ЛЖЕ- трапунто. ( фото 19 )
Этапы работы:
• Сразу делаем сэндвич, но прокладка двойная( хорош пышный двойной синтепон), скрепляем его
• Обстрачиваем рисунок по контуру , поле вокруг тщательно простегивам Изделие получается более плотным, чем во втором случае и требует более густой стежки- фото 20.
При утюжке изделий, выполненных в технике «трапунто» берегите область выпуклого рисунка, а вот плотную стежку можно хорошо отгладить( пригодится маленький утюжок для витража).
Узоры для центрального рисунка трапунто можно нарисовать самим или поискать в интернете ( англ. Trapunto) Несколько работ моих учеников, выполненных в технике «трапунто»- фото 21 (Елена Сухорукова ), фото 22 (Светлана Рагузова ), фото 23 (Татьяна Всеволодова )
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ко второй части третьего урока.
На сэндвиче 30 х 30 см выполнить «трапунто» по второму способу. Для покрывной стежки вокруг центрального рисунка можно использовать любой из изученных в первой части урока узоров ( возможно и совмещение нескольких узоров в одной работе ) Новых успехов вам в освоении секретов нашего мастерства и до встречи на четвертом уроке !!! И помните : НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ !!!