БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ.
Ведущий востоковед начала 20 - века, академик Игнатий Юлианович Крачковский, подводя итог общему мнению его коллег в отношение Благодатного огня, в 1915 году писал:
«У лучших представителей богословской мысли и на востоке заметно то толкование чуда, которое позволяет профессорам Олесницкому и Дмитриевскому говорить о "торжестве освящения огня при Гробе Господне".
А в 1949 году, известный профессор ленинградской духовной академии Успенский Н. Д прочитал доклад описывающий историю происхождения верований в чудесное появление огня /УНД/. Этот доклад вызывал большой резонанс " ..и в итоге всего этого дела ныне покойный митрополит Ленинградский Григорий, собрал ряд богословов Ленинграда и сказал им : Я тоже знаю, что это только легенда! Что (Успенский - прим. Крот) абсолютно прав! Но не трогайте благочестивых легенд, а то падет и сама вера!".
Мнения о освящение огня придерживается и наш современник, Александр Мусин, доктор исторических наук, кандидат богословия. Своё мнение он выразил в статье, опубликованной в газете "Известия" - БОЖЕСТВЕННАЯ ПИРОТЕХНИКА ОТ МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ
Основатель русской духовной миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский) в своём дневнике передаёт нам слова митрополита о том, что в момент совещания в тесном церковном кругу, наместник Мисаил признался: « .. он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня».
Есть и другие свидетельства о тайно лампаде, от которой патриарх зажигает огонь и люди не стесняются говорить об этом и в открытой печати, но до сих пор находится немало сторонников веры в чудесный огонь, который появляется в Иерусалиме.
Казалось бы, уже третий год в России мы можем видеть трансляции с церемонии освящения огня, видеть, что чудесные всполохи, как две капли воды похожи на фотовспышке, создаваемые фотоаппаратами армии фотографов присутствующих на церемонии, что умывание огнём паломниками вполне легко повторить факелом обычного огня, но люди продолжают верить в чудесные всполохи , и тёплый огонь.
Мне возразят, что огонь же не обжигает? Но если я могу умываться обычным огнём также, как и паломники в храме Благодатным огнём, то в чём же необжигающие свойства Благодатного огня?
Для наглядности можно сравнить, как я умываюсь огнём,
http://krtdiv.narod.ru/ob/10.6.01.htm
и как это делают паломники -
http://www.holyfire.org/video.htm
Более подробно о Благодатном огне.
МИРОТОЧЕНИЕ.
На мой взгляд - это относительно лёгкое чудо для воспроизведения, но из-за множества технологий, каждый случай требует индивидуальной проверки.
Ныне в глаза бросается массовость мироточений. В постперестроичной России первопроходцем мироточений стало враждебное московской патриархии богородническое братство, которое и сейчас время от времени зазывает людей на очередное мироточение.
Когда речь идёт о массовых мироточениях, то на ум приходит самая простая технология - капнуть несколько капель масла на икону или разбрызгать масло из пульверизатора. След от масла будет оставаться на иконе довольно долго, и за ночь легко обработать огромное количество икон.
В интервью «Независимой газете», ныне покойный митрополит Нижегородский Николай Кутепов рассказывал случай из жизни его епархии:
«Есть у нас приход в Богородском районе. Вдруг подняли шум-гам: 68 икон замироточило! Я за голову взялся. Ребята, надо же какую-то совесть иметь! Быстро создали комиссию. Все иконы протерли. Храм опечатали и закрыли. Неделю стояло. Хоть бы одна капелька появилась. Так что я к этому отношусь с определенной настороженностью».
Другая технология мироточения описана Петром Первым. В 1720 году, замироточила одна из икон, он лично приехал на место, забрал икону, взял с собой несколько священников из того храма, приехал во дворец и в присутствие свидетелей, далее процитирую сам текст: «Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень делала еще неприметнее. Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом. «Вот источник чудесных слез!» — сказал Государь. Каждый из присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый обман.
Потом мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отовсюду закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом».
Ещё одну технологию мироточения раскрыл известный скептик и разоблачитель чудес Джо Никелл, член Общество скептиков США.
В сентябре 1996 года комиссия по научному исследованию паранормальных феноменов при газете "Toronto Sun" пригласила его в Канаду, где большую популярность приобрела плачущая икона Святой Девы в церковь Богоматери в Торонто.
Далее я процитирую самого исследователя «Наконец я увидел - капли разбрызгивала висевшая перед иконой масляная лампа! (На фотографии вы видите ее в правой руке священника - это не обычная лампада, а действительно масляная лампа. Если ее фитиль плохо прикручен, она действительно "плюется" горячим маслом, что я быстро проверил дома при помощи чашечки с подсолнечным маслом и фитиля из марли - прим. переводчика)».
И ещё одну технологию мне рассказал пастор одной из протестантских церквей, которую в свою очередь ему поведал покаявшийся в их церкви православный батюшка.
Доску для иконы сушат, а затем вымачивают до тех пор, пока дерево не пропитается, в масле или веществе, которое будет истекать из неё. После вымачивания немного подсушивают, а потом покрывают как обычную икону. Надо заметить, что это покрытие защищает икону от выхода жидкости которую впитала доска. Лучше икону содержать в сыром помещение, вроде подвала. В нужный час икону выносят, в местах предположительного истечения мира точечно повреждают защитный слой и ставят в самое сухое место. Дерево начнёт отдавать жидкость, высыхать, а икона, соответственно, мироточить.
Кроме описанных технологий существует ещё множетсво других, не менее эффективных, но хочу подчеркнуть, что каждое мироточение по свое сути индивидуально и требует индивидуального анализа.
Что касается состава мира, то как правило мне попадались заключения о том, что используется оливковое, подсолнечное и другие, вполне известные науки вещества. Иногда можно прочитать о том, что из икон течёт нечто неземное, но заключений соответствующих лаборатории не предоставляются. Потому слова проверить невозможно.
ТУРИНСКАЯ ПЛАЩЕНИЦА.
К настоящему моменту насчитывается несколько десятков плащаниц, якобы принадлежавших Христу, но наибольшую известность из них получила Туринская плащаница.
Согласно автору нескольких книг о плащанице, известному скептику, Джо Никелю, неизвестно достоверных исторических документов о ТП старше XIII в..
В 1389 г. французский епископ Пьер Дарси (Pierre d’Arcis) докладывал Папе, что, исходя из корыстных побуждений, церковь наживается на покрывале, нарисованном “хитрым способом”. Изображение мастерски нанесено на обе стороны ткани, в чем признался художник. Этот документ сохранился и до нашего дня.
Даже к атолическая церковь не признает Туринскую плащаницу как реликвию и официально считает ее иконой, предметом, приводящим людей к вере.
В исследование ТП основную роль играет группа STURP (Shroud of Turin Research Project - Проект по исследованию Туринской плащаницы) из США. Эта группа была создана в 1970-х годах учеными Джоном Джексоном (John Jackson) и Эриком Джампером (Eric Jumper), но вскоре в ней остались только верующие.
Защитников подлинности Туринской плащаницы называют синдологами.
Как получилось изображение?
Микроаналитик Уолтер Мак-Крон исследовал состав волокон ТП где обнаружил в области самого изображения компоненты (например окись железа), которыми использовались древними живописцами. Как члену STURP ему было запрещено сообщать о своих результатах без согласия группы. Потеряв надежду переубедить соратников, Мак-Крон приостановил свое членство в STURP и начал публиковаться.
Опираясь на данные Мак-Крона метод имитации ТП описал в своей книги Джо Никель [ДН].
Сущность метода.
По мнению синдологов «Изменение цвета образа вызвано химическим изменением молекул целлюлозы, из которой в основном состоит ткань Плащаницы».
Кроме того, Мак-Крон обнаружил следы веществ, являющихся компонентами использованных в древности красок.
Известно, что некоторые материалы, будучи помещенными на ткань, способны катализировать реакции, приводящие к деградации целлюлозы. Например, частицы окиси железа могут катализировать превращение сернистого газа, в небольших количествах присутствующего в воздухе, в серную кислоту, а та эффективно вызывает деградацию целлюлозы. При том, оксид железа, найденный на поверхности плащаницы, намного чище, чем обнаруживаемыий в природе. Оксид такой чистоты в Средние Века получали сильным нагреванием железного купороса, т.е. сульфата железа (рецепт сохранился в исторических источниках). Однако в получавшемся в результате продукте оставалось довольно много неразложившегося купороса - соответственно, серная кислота из него также должна была разрушительно влиять на ткань. И вообще, многие средневековые краски были весьма кислыми, что способствует деградации целлюлозы. Этот процесс усиливается на свету - а ведь плащаницу подолгу выставляли на обозрение.
Кстати, думаю, не надо доказывать, что содержащие незначительные количества кислоты целлюлозные материалы на свету желтеют - достаточно вспомнить, как быстро это происходит со старыми газетами.
Исходя из имеющихся данных, мы можем придти к простой схеме получения изображения.
Итак, плащаница была нарисована средневековым художником красками, содержащими компоненты, вызывающие со временем деградацию целлюлозы. Интересно, что в 14 века, по сообщениям летописцев, изображение было ярким, однако позднее картинка потускнела, как из-за выцветания или осыпания плохо закрепленных пигментов, так и из-за стирок, которые были согласно историческим источникам. Но за годы, прошедшие перед тем, как исчезли краски вместе с исходным изображением, на целлюлозной основе успело сформироваться смутное желтое изображение из деградировавшей целлюлозы, которое сохранилось и по сей день. Причем там, где красок было больше, было больше и кислот, а потому и сильнее пожелтело - отсюда и "загадочный" эффект негативного изображения на плащанице.
Кроме того, при рассмотрение изображения в глаза бросается несколько странностей:
Когда покрывало облегает тело, оно прикасается к нему с разных сторон. Если мы снимем и разложим такое покрывало, то изображение будет выглядеть искаженным. Скажем, отпечаток лица окажется шире лица, наблюдаемого спереди. Но на плащанице этого нет; Отсутствуют пятна от рельефа задней части тела. Все выглядит так, как если бы тело было плоским и жестким, как доска. Т.е. именно так, как рисуют художники изображение на картинах; даже волосы не спадают вниз, как это бывает у лежащего человека, а обрамляют лицо, как на картинах;
Особенность нанесённого изображения, яркое в 14 веке и потускневшее к нашему времени изображение, признание художника епископу, сама композиция картины, могут свидетельствовать о подделке.
Правда эта схема даёт определённую трудность в воспроизведение. Получить само изображение не составляет труда, действием кислоты на ткань, но по описанной методики изображение получалось сотни лет, постепенно. Причём действием относительно слабых кислот, входящих в состав краски. Сама ткань должна была пройти определённый период старения. При таком положение дел всегда легко отличить изображение на плащанице полученное сейчас от полученной постепенно сотни лет.
К счастью скептиков существует точная копия плащаницы изготовленная в 1651, что доказывает способность средневыковых художников изготавливать подобные произведения /Копия/.
Дополнительным аргументом в пользу версии о средневиком художнике является возраст плащаницы.
Датировка ТП.
В 1988 году было получено разрешение на использование радиоуглеродного метода для датировки ТП. В три известные научные лаборатории было отправлено три кусочка от ТП. Результаты оказались сходными: радиоуглеродный возраст плащаницы составил 691±31 год. С учетом всех возможных погрешностей специалисты называют период рождения ткани плащаницы - 1260-1390 гг. Это убедительно подтверждает гипотезу о том, что Туринская плащаница - работа художника XIV в.
Однако, не прекращаются поток публикаций в защиту подлинности ТП. Так синдологам удалось опубликовать статью и в известном академическом издание – «Вестник РАН». Статья называется - «К вопросу о датировании Туринской плащаницы». Физик-теоретик Сурдин в Вестнике РАН ответил на неё критической статьёй с кричащим названием "Ошибка при решении элементарной задачи". Тем не менее синдологи продолжают рекламировать и эту и многие другие работы, по их мнению, опровергающих точность датировки ведущих лабораторий, но как правило это критика весьма низкого качества.
НЕТЛЕННОСТЬ
Прежде всего необходимо сказать, что нетленных "мощей" гораздо меньше, чем утверждают церковнослужители. Возможно, не все знают, что в первые годы Советской власти многие мощи "святых угодников", которые хранились в храмах, были вскрыты. Происходило это в присутствии духовенства и народа, снималось на киноплёнку, записывался пртокол, который подписывали присутсвующие свидетели и участники. Оказалось, что в подавляющем большинстве вместо нетленных тел в гробах лежали сгнившие кости, труха, истлевшая материя и другие, порой совсем неожиданные вещи (вроде женских ботинок!). Кроме того, за историю православной церкви некоторые святые оказывались в нескольких экземплярах, ибо каждый монастырь стремился обзавестись своей реликвией, а спрос порождал предложение. «В результате подобных торговых операций Русь стала обладательницей большого запаса божественного товара: кости святого Пантелеймона упоминаются в древнерусских памятниках 23 раза, мощи Иоанна Златоуста - 14 раз, архидиакона Стефана - 14 раз, святого Меркурия - 13 раз, евангелиста Луки - 9 раз и т.д. Не удивительно, что среди этих запасов были две головы Григория Богослова, три ноги святого Елевферия. Бесчисленное количество одной и той же части какого-нибудь святого».
Далее.
Поклонение нетленным мощам людей и животных широко распространено в различных религия. Чтобы тело оставалось нетленным долгие годы без искусственного вмешательства оно должно попасть в условия, которые бы препятствовали развитию гнилостных бактерий. "Нетленные мощи" людей и животных - не редкость в аравийских пустынях, в торфяных болотах, бывали случаи, когда труп, попавший в подводную речку, богатую известью обезизвствлялся и сохранялся нетленным.
Очень интересна в этом отношении история с подземельем костела доминиканских монахов в Вильнюсе. ""Сюда приходили с чувством священного трепета, - пишет доктор медицинских наук судебный эксперт и анатом И. Меркулис. - Верующие опускались по ступеням, истово осеняя себя крестным знамением. Еще бы, ведь в подземелье, под костелом доминиканцев хранились святыни - чудотворные мощи божьих угодников. Более двух тысяч мумифицированных трупов, которые якобы по божьей воле остались нетленными долгие годы. Это ли не чудо?"
Литовские ученые решили познакомиться с загадкой костела поближе. Они хотели выяснить, почему мумии женщин держат на руках маленьких детей? Почему на лицах у многих трупов гримасы ужаса? И главное: в силу каких естественных причин произошло "чудесное" превращение умерших людей в
нетленные мощи?
Были исследованы останки нескольких сотен взрослых и детей. Большинство из них было захоронено 150 - 200 лет назад. Судя по одежде, хоронили здесь и монахов и горожан. И вот что оказалось: зная, что в подземелье костела трупы не разлагаются, доминиканцы объединяли матерей с детьми, умершими в разное время. Это показало анатомическое исследование покойников.
Выяснилось, что и здесь, в Вильнюсском костеле, были хорошие противогнилостные условия. Низкая температура, малая влажность плюс хорошая естественная вентиляция - все это приостанавливало процесс разложения трупов".
Похожие условия есть во многих пещерах под монастырями, например, Киево-Печёрский монастырь, где часто происходят захоронения умерших монахов.
ЧУДЕСНЫЕ ИСЦЕЛЕНИЯ
Тема наиболее сложная. Действительно, можно получить исцеление веря в исцеление, причём этот метод даже использовал известный психиатр Казимир Дубровский.
"Дубровский писал стихи и рассказы, а вся его методика лечения - это по существу блестящий спектакль, замечательный актерский монолог. Еще в Воркуте Дубровский наблюдал за местными шаманами. Как ловко они излечивали людей от самых разнообразных расстройств, как умело они нагнетали ожидание чуда и творили это диво на глазах изумленных и наэлектризованных людей! Все это Дубровский перенял и использовал уже в других условиях. Поэтому и эффект был, конечно, разный: когда шаман лечил неграмотного и невежественного сородича, он помогал ему в 100%. Лечить же шаманскими приемами образованных и скептически настроенных интеллигентов куда сложнее, а порой и невозможно".
Конечно, так можно вылечить далеко не всё, но достаточно много болезней, которые, порой, даже лечатся безуспешно классическими методами.
Вера помогает изменять восприятие боли, и религиозный фанатик способен распинать себя на кресте, превращать биением плети в кровавое месиво, высиживать в невероятной жаре, прокалывать тело насквозь большими железными спицами.
Этим феноменом пользуются все религии и экстрасенсы, а порой и классические медики, что называется эффектом плацебо.
Однако, таким способом не воскреснуть и не нарастить ногу. Но, хотя, я много читал о том, как у протестантов на служениях вырастают у Колек ноги и руки, но так и не нашёл этому серьёзных подтверждений. В наше время большое распространение получила так называемое Барнаульское чудо, суть которого в воскрешение и исцеление умершей женщины. Интересно, что врач, лечивший её опровергает эти данные, но его письмо не получило известности.
Ведь людям хочется верить в чудеса.
По материалам сайта
http://neholyfire.narod.ru/book/index.htm