Это цитата сообщения
JapanBlog Оригинальное сообщениеЛилия в японском искусстве
Лилия в японском искусстве
Лилии в искусстве Японии встречаются крайне редко, фактически, это лишь разовые случаи. Самое раннее упоминание в поэтическом сборнике "Манъёсю", где этот цветок упоминается как средство забыть любовь или любимого. Упоминается как прямое слово юри ( лилия), так и васурэгуса ( трава забвения, кстати, это же слово обозначало и цветы табака). Так же распространено поверье, что если носить лилию (особенно на груди), то забудешь о несчастной любви, это встречается как в рассказах, так и в поэзии, вероятнее всего, корни этого находятся в Китае или Корее.
С европейцами-христианами в Японию были привезены и изображения Девы Марии, Христа и Архангелов и, естественно, с ними пришла и лилия со всей европейской символикой. Но, начиная с эпохи Эдо (1600 г), лилия приобретает несколько устойчивых ассоциаций, которые не нарушались до прихода эпохи Мэйдзи (1868 г). В первую очередь, он ассоциируется с деревней, глубочайшей глубинкой. Также с вульгарными вкусами (как в жизни, так и в любви) - японцам не нравились чрезмерный запах, крикливый цвет, грубые жирные цветки, неэлегантная внутренность цветка и т.д. Лилия могла обозначать принадлежность того или иного персонажа к торговле с европейцами (цветок выступал как некая заморская редкость, которая ценилась чужеземцами и пристрастие к подобным вещам говорили об эксцентричности). Также она выступала как один из цветков начала лета. Ну, и, конечно, забвения или забывчивости. В гравюре лилия появляется очень редко. В основном в жанре катё-га ("цветы-птицы"), в ботанических иллюстрациях, в роли митатэ-э ("подобия, уподобления"), когда то или иное женское или мужское имя омонимически или иным способом соответстовало названию цветка. С 1890 гг. становится одним из популярных цветков, обозначающих лояльность правительства Японии к европейцам и американцам. Начинает появляться как модный узор для ткани, декоративно-прикладного искусства. После Второй Мировой Войны, символизм и ассоциативность лилии употребляется крайне редко, в основном изображение становится просто изображением красивого цветка.
Одно из первых изображений лилии в гравюре не ботанического содержания.
Китао Сигемаса "Девушки готовящие листья для шелковичного червя". 1786 г.
Гравюра конца 19 в. по рисунку Огата Корина (1658-1716 гг)
Хокусай "Лилии" из серии "Цветы и птицы", 1830 гг.
Хиросиге "Лилии", рисунок для веера утива 1840 гг
Хиросиге (лилии) и Кунисада (портреты актеров кабуки) из серии
"Десять знаменитых цветов", 1840 гг. Прием митатэ, игра с именами актеров.
Хиросиге (цветы) и Кунисада (портрет красавицы) "Лилии в Сэндзю в Восточной столице"
из серии "36 избранных цветов". Еще одно митатэ с именами и названиями. 1840 гг.
Хиросиге 1830-50 гг.
Лилия, как символ деревенской жизни, глубинки.
Работа Ринсай Уцуси из серии "Альбом птиц, цветов и видов". 1880-1890 гг.
Сигенобу "36 знаменитых цветов". В данном случае лилия
выступает в роли провинциальной жительницы.
Нисимура Ходо.
Ракудзан.
Сёдзи Тикасин. Икебана в деревенском стиле для начала лета.
Ито Синсуй "100 красавиц в кимоно Такасаго". Один из редких примеров изображения лилии на кимоно.
В связи с тем, что изменились вкусы общества и Европа внедрилась в Японию, лилия перестала во
многом нести негативную символическую окраску. Хотя по сей день,
лилия встречается в традиционной японской одежде редко.
Соун "Моды на каждый день". Юная красавица,
грезящая обо всем новом, экзотическом, зарубежном.
Тории Котондо. Символ глубочайшей глубинки,
возможно одиночества, скорого окончания любви.
Бакуфу Оно
[показать]