"... Едят в дни "Праздника мира" необычайно много -- возможно, от скуки. Особой любовью пользуются "праздничные" гуси и карпы. Их повсюду уже выставили в лавках. Пьют вероятно тоже немало ; когда же большеносые не едят и не ссорятся, они все, без сомнения предаются одному и тому же занятию, которое любят больше еды и питья, больше сна и полового сношения: они смотрят в Ящик Видения.
Такие Ящики есть в каждом доме, в каждой квартире, почти в каждой комнате(в моей комнате на постоялом дворе он тоже есть). Стоят они очень дорого и часто ломаются. Тем не менее любой большеносый скорее откажется от повозки Ма-шин, он скорее предпочтёт не обедать, лишится кровати и печки, чем останется без чудесного Ящика. Ящик есть даже у самого бедного больеносого; он заложит жену и детей, даже душу, будет ходить нагишом и жить на улице, лишь бы иметь Ящик.
(Нагие люди, виденные мною летом на всех лужайках, к этому отношения не имеют: они раздевались вовсе не потому, что решили отдать последнее, но приобрести Ящик, Эти слова не следует понимать буквально. Их нагота объясняется просто бесстыдством, а также убеждением, что это полезно для здоровья.)
Ящик Дальнего Видения довольно велик и имеет в передней части нечто вроде окошка. Где-то далеко, в особом месте сидят люди, умеющие делать живые картинки и посылать их по воздуху. Внутри каждого Ящика имеется механизм, который ловит эти картинки и показывает в окошке, если нажать на особую пуговку -- и если Ящик, конечно, не поломан. Это не волшебство, хотя на первый взгляд и кажется таковым. На самом деле Ящик устроен не сложнее чем наш с тобой компас времени. Господин Ши-ми объяснил мне его устройство, но я не хочу утомлять тебя излишними подробностями.
В общем, ты сидишь перед Ящиком и смотришь в него, точно через окно, на разных других людей (они тебя при этом не видят -- я нарочно справлялся, но мои опасения оказались излишними). Большая часть из того, что они рассказывают и показывают, тебе решительно ни к чему. Должен признать однако, что поначалу это меня увлекло. Представь, чт отебе удалось незаметно заглянут ьв чужой дом и увидеть, как живт другие люди; это любопытно, но скоро надоедает. Ну, что может происходить с этими другими? Лишь то же самое, что и с тобой. Они едят, пьют, любят друг друга и дерутся, ездят на лошадях или повозках Ма-шин... Все это достаточно скучно ибо давно тебе известно.
Гораздо меньше увлекли меня музыканты, которых в Ящике тоже можно слышать довольно часто. Эта музыка не имеет ничег общего с великими творениями мастера Бэй Тхо-вэня и других. Правда, бывает забавно видеть, какие римасы строит поющий господин или поющая дама ; я иногда позволяю себе это развлечение. Чаще же всего в Ящике показывают , какие товары нужно покупать в лавках. Впрочем как я узнал , это не вменяется людям в обязанность: товары можно не покупать.
В определённое время в окошке Ящика появляются большеносые, читающие по жёлтым бумажкам, какие несчастья произошли на свете за последние несколько часов, а после них всегда выступает господин, сообщающий, что погода завтра будет хуже чем сегодня. Но самое плохое в Ящиках Дальнего Видения все же не это. Я расспросил очень многих большеносых, потому что Ящики -- неотъемлемая часть их жизни, и убедился в следующем. Живые картины, показываемые в ящике, настолько естественны, что многие( и я в том числе, особенно поначалу, мне даже сделалось страшно) считают их настоящими, то ест ьпроисходящими взаправду. Таковы, однако, далеко не все картины. Конечно, большеносый, рассказывающий по желтой бумажке о затонувшем где-то судне, или другой, обещающий дождь на завтра, настоящие. И те, которые строят гримасы и вопят, называя это пением, делают это взаправду -- в отличие от появляющихся потом, которые в течение двух часов перешептываются, бранятся и убивают друг друга. Эти большеносые -- не настоящие, они только играют роли. Это тоже лицедейство, представляемое -- хотя надо признать, и не всегда -- на удивление ловко и умело. Я (несмотря на то, что я чужой здесь -- или скорее благодаря этому) легко распознаю лицедейство, но слтшком многие большеносые, отупев от долгого сидения перед волшебным Ящиком, принимают всё, что видят за чистую монету. И перестают воспринимать действительность, черпая свои понятия уже из Ящика, а не из действительности.
Большинство большеносых, как я узнал, проводят перед Ящиком Дальнего Видения все свое время, не занятое работой.
Да и может ли быть иначе, если весь смысл своей жизни и истории они видят в том, чтобы постоянно уходит ьот самих себя, куда угодно ,главное -- как можно дальше? Вот они и вглядываются в эти далекие и вовсе не нужные им картинки, лишь бы только не видеть самих себя." (с) Герберт Розендорфер