Золотное шитье Возникшее на Руси с принятием христианства (988г.) лицевое шитье сформировалось здесь, как и иконопись, под непосредственным воздействием Византии. Но развивалось золотное шитье оно на подготовленной почве. Многочисленные народные вышивки свидетельствуют о распространении искусства золотное шитье вышивания на Руси и в дохристианские времена. По-видимому, эти давние народные традиции сыграли свою значительную роль в том пышном расцвете, которого достигло искусство русского лицевого шитья уже в начальный период своего развития.
[показать]
Господь Саваоф, евангелисты, деисус, святые князья Борис и Глеб XVIII-XIX в.в.Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
[показать]
Воскресение Христово .XIX в.
Государственный Эрмитаж
[показать]
Вседержитель, Богородица, князь Владимир, княгиня Ольга .
XVIII в. Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник
До нас дошло немало известий о привозе в русские города шитых памятников византийского искусства золотное шитье. Но уже в X-XII вв. в летописях, житийной литературе и других источниках встречаются упоминания о русском золотном шитье. В XI в. в Киеве в Янчином монастыре существовала школа золотного шитья и тканья, где первая монахиня из русских княжен – дочь князя Всеволода Янка, "собравши девиц, обучала их писанию, также ремеслам, пению и швению".
С XV века ведущее место занимают царицыны мастерские, во главе которых стояли великие княгини София Палеолог и Соломония Сабурова, царицы Анастасия Романова и Ирина Годунова. С начала XVII века с царскими мастерским соперничают, а с середины столетия и превосходят мастерские "именитых людей", купцов и солепромышленников Строгановых.
На Руси мастерские, или светлицы, были в женских монастырях и почти в каждом знатном и богатом доме. В них вышивали только женщины. В Греции, на Афоне и в других центрах вышиванием занимались не только женщины, но и мужчины.
Некоторые светлицы имели значительное количество мастериц. Известно, например, что у князя Афанасия Вяземского в XVI в. было 40 вышивальщиц. В Царицыных светлицах во второй половине XVII в. насчитывалось до 80 человек. Во главе мастерской стояла хозяйка дома, которая и сама была искусной вышивальщицей. Шведский дворянин Петр Петрей, служивший при Борисе Годунове и Василии Шуйском, пишет о женах знатных русских людей: "В шитье они опытны и искусны так, что превосходят многих вышивальщиц жемчугом и их работы вывозились в далекие страны".
Так в описи XII в. монастыря Ксилургу на Афоне упоминаются епитрахили и пелены русской работы. Сюда же, на Афон, в сербский Хиландарский монастырь в 1556г. была послана Иваном Грозным и царицей Анастасией Романовной шитая катапетазма (завеса царских врат) с изображением "Предста Царица" и святых по каймам. В начале XVI в. тверской епископ Нил послал византийскому патриарху Пахомию среди других даров шитые золотом две ризы с изображением праздников и епитрахиль с вышитыми на ней святыми.
Произведения лицевого и золотного шитья наряду с фресками и иконами составляли часть сакрального пространства храма, выполняя свою определенную символическую роль свидетельства божественного присутствия в отдельные моменты богослужения.
Большие воздухи и пелены украшали алтарные преграды и стены храмов; пелены подвешивались также под иконы в церквах и домашних молельнях, иногда вместо икон брались в дальние поездки. Вышитые изображения были на завесах, закрывающих проёмы царских врат, на покровах алтарных престолов и жертвенников, на надгробных покровах святых, на одеждах священников и диаконов. Плащаницы, судари (покровцы) и хоругви являлись принадлежностью многолюдных праздничных церемоний, а знамена, шитые иконы и целые иконостасы сопровождали воинов в дальние походы.
Лицевое шитье тесно связано с иконописью и фреской. Но, следуя им в сюжетах, иконографических схемах, цветовых решениях, оно в то же время имеет свои особенности, свою специфику. Прежде всего, это искусство коллективное. Рисунок для вышивки обычно делался иконописцем – "знаменщиком", "словописец" делал литургические и вкладные надписи, "травщики" изображали узоры (травы).
Пояс, выполненный золотым шитьем
Накладная вышивка золотом. Автор и время выполнения неизвестны. Из предположений - сделан или до октябрьской революции или после, но мастерицей еще тех, дореволюционных, времен. Скорее всего, монахиней, так как пояс этот предназначен для ношения лицами духовного звания поверх подрясника.
Пояс сильно потрепан временем, но благодаря этому можно увидеть, как выполнялась вышивка. Золотая нить накладывалась на подложку из картона. В некоторых местах (на виноградинках) поверх картона для придания дополнительного объема вышивке наложены нитки под цвет подложки. Оранжевые нитки на фотографиях - это сердцевина золотой нитки-канители, при изготовлении которой х/б или синтетическую основу плотно обматывают чрезвычайно узкой золотой полосочкой. Золото со временем стерлось.С изнаночной стороны вышивки золотой нити нет. Канитель проводилась поверх подложки, а в конце каждого стежка прикреплялась к ткани вспомогательной ниткой, стежком, выполненным очень близко к самой подложке. В специализированной литературе пишется, что металлическая нить при этом наматывается на специальное веретенце, при помощи которого и перекладывается с одной стороны узора на другую. Руки вышивальщицы, таким образом, не касаются самой нити, которая может потускнеть под воздействием пота, выступающего из пор кожи.