Картинки с выставки.
Почему так и не построенные ворота в Киеве остались в веках?
Галя Константинова
![]() |
Виктор Гартман |
![]() Эскиз городских ворот в Киеве. (Богатырских) (В. Гартман, Пушкинский дом, С.-Петербург) |
![]() |
Виктор Гартман |
Семья Виктора-Эдуарда Гартмана была родом из Франции (в английской Википедии почему-то написано – из поволжских немцев). Мальчик родился уже в Санкт-Петербурге, в 4 года полностью осиротел и воспитывался в семье своего дяди – известного архитектора Гемилиана (в Петербурге сохранилось множество построек этого архитектора). Учился в Горном корпусе, затем – в Академии художеств (впоследствии стал академиком).
Гартман провел четыре года в Европе, откуда привез огромное количество рисунков. В целом, творческую судьбу этого архитектора можно было бы назвать «неудачной» – большая часть проектов была не реализована или не сохранилась.
В Москве еще стоит бывшая типография Мамонтова да высится в Новгороде памятник Тысячелетия России, больше – почти ничего. И ворота в Киеве так и не были построены. Однако о них знают…
Все дело в том, что у Гартмана был друг, просто друг, которого звали Модест Мусоргский.
один из самых известных в мире, автор знаменитых опер
«Борис Годунов», «Хованщина» и других.
ПЕТЕРБУРГСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
![]() |
Модест Мусоргский (портрет И. Репина) |
Мусоргский – один из ярчайших представителей нового музыкального направления. Без его музыки вообще бы не могла существовать музыка всего 20 века – такое сильное влияние оказало его творчество на всю европейскую культуру (интерес к народной песне, новаторство языка). К сожалению, он страдал тяжелым алкоголизмом (это видно и на портрете И. Репина, он сделан буквально за несколько дней до смерти композитора), от последствий этого недуга и умер, не успев воплотить многие свои замыслы.
Его музыку долго считали «варварской», не признавали. Зато сейчас все его произведения – шедевры. К шедеврам относятся и «Картинки с выставки», написанные Мусоргским после посмертной выставки своего рано умершего друга Виктора Гартмана.
Все эти «картинки» – это музыкальное впечатление от эскизов Гартмана, они и названы по картинам. В цикле – несколько частей, среди них такие, как «Гном», «Балет невылупившихся птенцов», «Лимож. Рынок», «Катакомбы. Римская гробница», «Избушка на курьих ножках. Баба-Яга», «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».
В этой музыке, которая завершает весь цикл, нет ничего романтического. Это торжественная величественная музыка, в середине которой звучат колокола – большой, поменьше и совсем маленькие.
Музыкальная Европа, услышав «Богатырские ворота», изумилась и прислушалась. Знаменитый французский композитор Морис Равель, автор многим известного «Болеро», тут же переложил весь цикл для оркестрового исполнения. С тех пор «Картинки» так и звучат – в двух вариантах, для фортепиано и оркестра.
Но в 20 веке вариантов стало куда как больше, тема «в стольном городе во Киеве» слышна во многих музыкальных проявлениях поп-культуры.
В 1928 году знаменитый художник Василий Кандинский осуществил музыкально-живописную постановку «Картинок с выставки» в Германии. В 1963 году в Москве на музыку Мусоргского был поставлен балет 16.07.2011