• Авторизация


ЛЕЛЬНИК-22-April-ЛЕЛЬНИК (chastushki) 22-04-2010 06:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

  [640x422]
 

ЛЕЛЬНИК 

22 апреля

Праздник «Лельник» обычно праздновался 22 апреля, накануне Юрьева дня (Егория вешнего). Эти дни назывались также «Красной горкой», потому что местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там устанавливали небольшую деревянную или дерновую скамью. На нее сажали самую красивую девушку, которая и исполняла роль Ляли (Лели).
[630x260]

Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывались приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйцо и сметана. Вокруг скамьи раскладывали сплетенные венки.

[показать]

Девушки водили хоровод вокруг скамьи и пели обрядовые песни, в которых славили божество как кормилицу и подательницу будущего урожая. По ходу пляски и пения сидевшая на скамейке девушка одевала на своих подруг венки. Иногда после праздника на холме разжигали костер (олелию), вокруг которого также водили хороводы и пели песни.

[600x365]
Для современного человека имя Лели ассоциируется со сказкой
А. Н. Островского «Снегурочка» где Лель представлен как прекрасный юноша, играющий на свирели. В народных песнях Лель является персонажем женского рода — Леля, а основными участниками, посвященного ему праздника были девушки.
[показать]

Показательно, что в обрядах, посвященных Лели, всегда отсутствовал мотив похорон, присутствующий в других летних праздниках, например, в Русальной неделе и Дне Ивана Купалы.
[538x159]

В весенней обрядности,  повсеместно во всем славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами. На протяжении всей весны происходила раскраска яиц «писанок», «крашенок» — и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил архаичную сущность обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи писанок уводит нас в глубокую архаику. Здесь есть и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранится тысячи писанок, являющихся, самым массовым наследием языческих представлений.
[показать]

Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производился «с солью, с хлебом, с белым яйцом»; яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье-крест были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне на юрьев день и лельник, клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху.

[показать]

Аналогичные праздники существуют у
самых различных народов Европы. В Италии отмечают примаверу — день первой зелени, в Греции еще с античных времен празднуют в этот день возвращение на землю Персефоны, дочери богини плодородия Деметры.

Вы смотрите версию для печати. Полную версию описания этого праздника смотрите здесь.
Любое полное или частичное воспроизведение материалов сайта возможно только при наличии активной гиперссылки на источник: http://www.calend.ru

[371x111]

 

[показать]

М.В. Боскин. Хоровод (фрагмент картины)

 

Как на Руси проходили народные гулянья

на Красную горку?

Владимир Рогоза

На Руси традиционно в первое воскресенье после Пасхи проходили народные гулянья на Красную горку. Они были связаны не столько с празднованием Фомина воскресенья, отмечаемого в этот день православными христианами, как со старой языческой традицией встречи весны. Именно из-за языческих обрядов, многие из которых к настоящему времени не проводятся, церковь относились к этому празднику неодобрительно.

У православных в этот день заканчивается Светлая седмица, поэтому его иногда называют Антипасха, не в смысле противопоставления, а в значении «вместо
Пасхи». В церкви служат последнюю литургию по пасхальному чину, после чего закрывают «Царские врата». В этот день вспоминают явление апостолу Фоме Иисуса Христа, произошедшее на восьмой день после воскресения (Пасхи). До этого апостол не верил, что Христос воскрес (отсюда и поговорка «Фома неверующий»). Только увидев Иисуса и ощупав его раны, он уверовал в воскресение Спасителя.

Это событие тоже нашло отражение в народном празднике, но в своеобразной форме – в виде различных загадок и розыгрышей «веришь – не веришь». Главным же содержанием праздника стало прославление и окликание весны, а также молодежные гулянья, открывающие период свадеб – с этого дня в церкви начинались венчания, не проводившиеся в период Великого поста и пасхальных праздников.

В.М. Максимов. Сборы на гулянье
В.М. Максимов. Сборы на гулянье
Возникновение названия праздника до конца не выяснено, имеется множество вариантов, в большинстве которых совпадает объяснение слова «красная» – красивая. Но это слово относят и к самому месту (красивому пригорку, на котором начинает пробиваться первая трава), и к красавице весне, освободившей землю от снега, и к красавице девушке, служившей символом весны и открывавшей языческими обрядами весенний праздник. Слово «горка» связывают с возвышенными местами, просохшими после схода снега и половодья, на которых в этот период только и возможно массовое гулянье, как вариант – на которых проводились весенние обряды и зажигались костры в честь одного из языческих богов.

Наверное, история возникновения праздника для нас не так уж и важна. Главное, весенний праздник, основательно подзабытый в советские времена, снова активно отмечается. Любопытно, что на Руси это был деревенский праздник, практически не отмечавшийся в городах, где в этот день заканчивались пасхальные гулянья. В наши дни его больше празднуют в городах, превратив стараниями местных администраций и энтузиастов в своеобразные театрализованные представления.


Д.А. Аткинсон. Хоровод в русской деревне. 1803 г.
 
Д.А. Аткинсон. Хоровод в русской деревне. 1803 г.
Весна у славянских народов традиционно связывалась с женским началом, дарующим жизнь. Поэтому главная роль в
весенних обрядах, проводившихся на Руси в этот день, отводилась женщинам и девушкам. В различных регионах существовало множество вариантов прославления и окликания весны. Проводила их всегда или девушка, которую специально украшали, в том числе и символами будущего урожая, или группа девушек. Обычно пелась обрядовая весенняя песня или произносились специальные заклинания, призывающие весну побыстрее подготовить землю к посевам и одарить нивы щедрыми всходами.

После призывов к
весне, девушка обходила собравшихся, одаривая их крашеными яйцами, или засевала символическую грядку. Зачастую эти ритуалы проводились только в присутствии женщин, завершаясь совместной трапезой, главным, а иногда и единственным блюдом которой была яичница. Иногда обрядовые действия начинались еще затемно. Женщины и девушки обходили деревню, обмахивая её новыми холстами или полотенцами, что символизировало изгнание злых духов. После чего собирались на пригорке встречать восход солнца, накрывая на холстах праздничную трапезу. Если небо было закрыто облаками, разжигался костер, к которому обращались с просьбами о хорошей погоде, как к своеобразному «заместителю» солнца.

По завершению обрядовых действий все отправлялись в церковь на службу, затем на кладбище, где поминали усопших родственников и просили их помощи в повседневных крестьянских делах. Только после этого начинались «смотры невест», молодежные гулянья, венчания и празднования свадеб, посещения родственников и соседей, праздничные застолья, на которых обязательно были крашеные яйца.

Основными развлечениями молодежи были хороводы, игры, катания на качелях и каруселях, прыжки через костер, обходы дворов с прославлением молодоженов или обрученных.


Обычно гулянье начиналось со «смотра невест», когда девушки в праздничных нарядах с песнями ходили по деревне, давая возможность хорошо рассмотреть себя потенциальным женихам и их родителям, озабоченным выбором будущей невестки. Только после нескольких проходов по деревне, а иногда и по нескольким близлежащим деревням, девушки отправлялись к месту, где будет проходить гулянье. Оно заранее оборудовалось парнями: выравнивалась площадка для хоровода и танцев, рядом с ней делались скамейки, как для участников гулянья, так и для зрителей, неподалеку оборудовались качели и простейшие «аттракционы».

[показать]
Девичий хоровод на лугу. Фото
«Танцевальную» часть праздника открывали девичьими хороводами. Существовало несколько их вариантов, но основным их содержанием была тема возрождения земли после зимы и весеннего сева, это видно даже по названиям – «Посеем лен», «А мы просо сеяли» и т.п. В этот период девушки должны были выглядеть целомудренно и неприступно. Но это не надолго: ближе к лету в хороводах появятся элементы заигрывания и обольщения. Пока же танцуют только девушки, парни к ним приглядываются и отпускают комплименты. Пора грубоватых шуток и напрашиваний на поцелуи, как и совместных танцев, еще не наступила.

В играх же можно было позволить себе и небольшие вольности, особенно при качании на качелях. Качели, карусели, гигантские шаги, бегунки, подкидки устанавливались еще на пасхальной неделе. В больших селах и городах это были крупные красочные сооружения, в деревнях же ограничивались более простыми. Качелями могла быть обычная доска, подвешенная на веревках между столбами или деревьями, а подкидкой – длинная доска, уложенная на высокий чурбак (подобные можно увидеть в цирках). Для гигантских шагов использовался столб с одной или двумя длинными веревками.

[показать]
Н.Н. Сапунов. Карусель

Девушки качались на качелях только по приглашению парней. Получив приглашение, девушка завязывала специальным пояском подол платья у колен, при помощи парня садилась или вставала на доску качели. На Красную горку на качелях парни выполняли все просьбы девушек: раскачивать сильнее или остановиться. Позднее же за остановку качели обычно требовали поцелуй.

На гигантских шагах и подкидках свое ухарство обычно демонстрировали только парни. Не обходилось и без травм, но, чтобы понравиться девушкам, приходилось рисковать.


Кстати, для деревенской молодежи гулянье на Красную горку считалось практически обязательным. Тем, кто в нем не участвует, прочили неудачи в семейной жизни, а то и бобыльство. Зато приглядеть себе в этот день суженного или невесту – большая удача, сулящая счастье в совместной жизни.

На Красную горку в
деревнях традиционно проводился обход молодежью дворов с прославлением (окликанием) молодоженов, вступивших в брак прошедшей осенью и зимой. Для таких молодоженов именно с весны начиналась настоящая совместная хозяйственная жизнь – посев, последующий уход за урожаем и уборка, разведение домашней птицы, приплод скотины и т.д. Именно с этим их и предстояло поздравить, пожелав хорошего урожая, большого приплода, да и пополнения в собственном семействе.

Обход дворов молодоженов мог быть «театрализованным», напоминающим колядование, либо просто группами молодежи в праздничной одежде. Молодожены заранее готовили угощения и ждали славельщиков у окна. Выслушав поздравления и пожелания, которые часто сопровождались специальными песнями (вьюницами), они раздавали угощения. Для парней, как правило, выставлялось вино, брага или водка, а для девушек – выпечка, пряники, сладости и яйца. Зачастую групп славельщиков могло быть несколько, в том числе из детей, взрослых женщин и мужчин. В этом случае обход начинали дети, затем шла молодежь и только после неё взрослые, которые могли не ограничиться подаренным угощением, а напроситься на застолье.

На Красную горку открывался сезон свадеб, но их было еще не много. Как правило, в это время свадьбы играли в зажиточных семьях, остальные же откладывали создание семей на осень. После уборки урожая появлялась возможность провести свадьбу с меньшими затратами.

Красную горку традиционно праздновали весело. Развлекалась не только молодежь, были свои развлечения и у взрослых: традиционные хождения по деревне с песнями и
частушками,

[показать]

розыгрыши и шутки над знакомыми, застолья и пляски. Приближалась посевная пора с её тяжелым крестьянским трудом, поэтому народ спешил нагуляться от души. 24.04.2009 http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-27495/

 

 

 

[255x350]

Оказывается, когда-то частушки были восьмистрочными и даже более того, потом укоротились до шести и наконец – до четырех строк.

Но это «добавление лаконизма» сделало их еще более меткими. С другой стороны, возникли частушечные диалоги и целые цепочки, как например, в «Семеновне»:

Эх, Семеновна, ты мне нравишься,
Поцелуй меня, ты не отравишься.

Поцеловалася, не отравилася,
Любовью Ваниной я заразилася.

[515x123]


Песенная форма, которую частушками назвал Глеб Успенский, в России величается еще припевками, пригудками, коротушками, набирушками, ихахошками, вертушками, топтушками; украинцы называют их коломыйками, белорусы – скакухами, поляки – вырвасами и краковяками...

В отличие от народных песен, частушкам изначально был присущ строгий размер и определенная последовательность рифм. А сочиняются и поются они в самых разных слоях общества, часто переделываются любым из желающих, передаются изустно и отличаются сильнейшей выразительностью. Есть деревенские и городские, простонародные и интеллигентские, взрослые и детские частушки, а тематика их так обширна, что, пожалуй, отражает всю жизнь человека и общества.
[699x602]

Разумеется, не последнее место в ней занимает любовь. Муки любовные описываются очень поэтично:

Печку письмами топила,
Не подбрасывала дров.
Все смотрела, как горела
Моя первая любовь!

До чего пронзительные строчки! Или вот еще:

Девушки, любовь горячую
Храните под платком!
Я хранила под косыночкой –
Раздуло ветерком!

А как трогательно называются возлюбленные в частушках: кроме дроли и дролечки, залетки и залеточки, милки и миленка в них фигурируют еще и шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка. Но неистощимый народный юмор может и «подколоть» предмет любви, в случае чего:

Лев Разумовский. Ярославские частушки
Лев Разумовский. Ярославские частушки

У меня миленок маленький.
Как зернышко в овсе.
Дал копеечку на семечки,
Сказал: «Купи на все»!

Ай да, ай да,
Моя милка молода.
Молода годочком,
Глупая умочком.

Отношения молодежи с родителями могли выражать любовь к ним:

Напишу письмо слезами,
Запечатаю тоской.
Отошлю письмо родителям
По почте городской.

А могли быть и задиристыми:

Юбку новую порвали
И подбили правый глаз,
Не ругай меня, мамаша,
Это было в первый раз.

Были времена, когда за частушки можно было угодить за решетку, и тогда составлялись специально «идеологически правильные» припевки, но бесшабашно удалые, звонкие голоса все равно выводили на собственный лад:

Ленин Троцкому сказал:
«Пойдем, товарищ, на базар,
Купим лошадь карюю,
Накормим пролетарию».

Впрочем, в частушечной версии к Сталину он обратился с другими словами:

Когда Ленин умирал,
Сталину наказывал:
«Много хлеба не давай,
Мясо не показывай».

И про раскулачивание с состраданием выводили:

Мы с товарочкой ходили
Выселенцев провожать,
Наши милые ревели –
Не хотели уезжать.

Если в пропагандистских целях велено было петь, например:

Бригадирша Иванова
На собрании сказала,
Что ударница Купцова
Тысячу снопов связала!

…то на улице раздавалось иное:

Бабы сеют и боронят,
Огороды городят.
Мужики сидят в правленьи,
Папиросами чадят.

Бригадир, бригадир,
Лохматая шапка.
Кто пол-литра поднесёт,
Тому и лошадка.

Военное время тоже отразилось в частушках. В Гражданскую – звучало знаменитое «Яблочко», в котором зачин повторялся, а текст варьировался, в Великую Отечественную поменяли миленка на Гитлера в широко распевавшихся строчках:

С неба звездочка упала
Прямо к Гитлеру в штаны.
Пусть бы все там оторвало,
Только б не было войны!

Сколько волнения в непритязательных куплетах, в идущих от самого сердца словах:

У милого на груди
Видно орден впереди,
Да ноженька погублена,
Как березка срублена!

Не запить мне свого горюшка
Ни пивом, ни вином,
Не забыть своих сыночков
Мне ни ноченькой, ни днем!

Фото Александра Стародубцева
Фото Александра Стародубцева

И про целину, и про космос, и про БАМ, и про партийное руководство слагались частушки. Насмешливые и непосредственные, они вышучивали безостановочную идеологизацию жизни, например, так:

Рано утром выйду я
С книжкой на крылечко.
Конституцию прочту,
Застучит сердечко.

Или так:

Спутник, спутник, ты летаешь,
Ты летаешь до небес.
И навеки прославляешь
Мать твою – КПСС.

Сатира в частушках била без промаха:

К коммунизму мы идем,
Птицефермы строятся.
А колхозник видит яйца,
Когда в бане моется.
[396x468]

В семь утра поет петух,
В восемь – Пугачева.
Магазин закрыт до двух,
Ключ – у Горбачева.

Живучесть жанра вызывает искреннее восхищение. Можно сказать, каждый день на свет появляются все новые частушки, и современность их сложения проявляется как в узнаваемости событий, так и в языке. Например, тема любовных страданий в наши дни звучит так:

Мой миленочек, злодей,
Не пришел to me today!
Я за это по забору
Провезу его tomorrow!

Ее иронический аспект тоже не обходит вниманием «заграничные» слова, вошедшие в русскую лексику:

Мой миленок-демократ
Лысоват да жидковат,
А достанет рейтинг свой –
Не мужчина, а герой.

И по политике народ «проходится» острым словцом:

Снят с премьеров был Касьянов,
Много он имел изъянов...
Заменил его Фрадков,
Он от правильных братков.

Олигархи, стыд не зная,
Пьют народа кровушку,
Ведь для них страна родная –
Дойная коровушка...
[250x380]

Мы за Путиным идём,
Значит, будет всё путём.
А кто думает иначе,
В «Тишине Матросской» плачет.


Абрамовичем гордимся,
Пусть народ наш нищ и гол,
Но зато вот не стыдимся
За английский мы футбол!

 

22.01.2009
Опубликовано 24.01.2009 в рубрике «Культура, искусство, история»
 
 адрес этой статьи: http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-24620/

Посмотреть новые статьи журнала за сегодня, 22.04.2010 → 
 


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
oslix 22-04-2010-12:20 удалить
"еще не вечер". Я частушки добавила. Есть очень смешные! Советую! [424x550]


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЛЕЛЬНИК-22-April-ЛЕЛЬНИК (chastushki) | oslix - НОЧНИК- oslix- У камелька - | Лента друзей oslix / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»