• Авторизация


O BIBLII 16-01-2010 05:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения АлексПолин Оригинальное сообщение

О Библии...



Конрад Эдель "Как появилась Библия "

Любопытная книга о истории появлении Библии.Автор-протестант.Прочла с интересом ,т.к.написана доступно и просто.Под катом некоторые выдержки и ссылка на книгу.
Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий
Завет в три раза больше по объему, чем Новый Завет, и написан он до Христа,
точнее -- до пророка Малахии, жившего в V в. до Р. X.
Новый Завет был написан во времена апостолов -- следовательно, в I веке
по Р. X. Обе части органично связаны между собой. Ветхий Завет без Нового
был бы незавершенным, а Новый Завет без Ветхого был бы непонятен.
Если посмотреть на перечень содержания (каждый Завет имеет свой
собственный перечень), то легко можно заметить, что обе книги представляют
собой собрание отдельных сочинений. Различают три группы книг: исторические,
поучительные и пророческие.
Большая часть шестидесяти шести книг носит имена их составителей --
тридцати великих мужей различного происхождения и даже различных эпох.
Давид, к примеру, был царем, Амос- пастухом, Даниил - государственным
деятелем; Ездра - ученый-книжник, Матфей - сборщик податей, мытарь; Лука
- врач, Петр - рыбак. Моисей писал свои книги примерно в 1500 году до Р.
X., Иоанн создал Откровение около 100 г. Р. X. В течение этого периода (1600
лет) были написаны и другие книги. Теологи полагают, например, что книга
Иова древнее книг Моисея.
Поскольку книги Библии были написаны в разные времена, можно было бы
предположить, что они описывают самые разные события с самых разных точек
зрения. Но это вовсе не так. Святое Писание отличается единством. Объясняет
ли подобное обстоятельство сама Библия?
Авторы Библии использовали самые разные литературные жанры:
исторические описания, поэзию, пророческие писания, биографии и послания. Но
в каком бы жанре ни было написано произведение, оно посвящено одним и тем же вопросам: кто есть Бог? Что представляет собою человек? Что говорит Бог
человеку?
Если бы авторы Библии записывали исключительно свои мысли о "высшем
Существе", она, оставаясь, конечно, интересной книгой, была бы лишена своего
особого значения. Ее можно было бы запросто поставить в книжном шкафу на
одну полку с аналогичными произведениями человеческого духа. Но писатели
Библии непременно подчеркивают, что они передают не свои мысли, они лишь
записывают то, что показал и сказал им Бог!
В качестве примера возьмем книгу Исаии, о которой уже шла речь.
Бесспорно, пророк записал воспринятое от Бога, что, в частности,
подтверждает частый повтор следующих оборотов речи: "Слово, которое было в
видении к Исаии, сыну Амосову..." (2:1); "И сказал Господь..." (3:16); "И
сказал мне Господь..." (8:1). В 6 главе Исаия описывает, как произошло
призвание его на служение пророка: он видел трон Божий, и Бог говорил с ним.
"И услышал я голос Господа, говорящего..." (6:8).
Может ли Бог разговаривать с человеком? Бесспорно, иначе Он не был бы
Богом! Библия говорит: "У Бога не останется бессильным никакое слово" (Лука
1:37). Давайте прочитаем, что произошло с Исаией, когда к нему
обратился Бог: "И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с
нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, -- и глаза
мои видели Царя, Господа Саваофа". (6:5).
Исаия не мог вынести присутствие святого Бога, по причине греха,
разделяющего Бога и людей. Лишь когда с него была снята вина, он смог
воспринять то, что говорил и показывал ему Бог: "И коснулся уст моих, и
сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и
грех твой очищен" (6:7).
Грех глубокой пропастью разделял человека и Творца. Сам по себе человек
никогда не смог бы перешагнуть ее и снова приблизиться к Богу. Человек и не
узнал бы о Нем, если бы Бог Сам не преодолел эту пропасть, и не дал человеку
возможность узнать Его через Иисуса Христа. Когда Сын Божий Христос пришел к
нам, к нам пришел Сам Бог. Наша вина искуплена жертвою Христа на кресте, и
через искупление снова стало возможным наше общение с Богом.
Не удивительно, что именно Иисусу Христу и тому, что Он сделал для нас,
посвящен Новый Завет, тогда как ожидание Избавителя -- главная мысль Ветхого
Завета. В своих образах, пророчествах и обетованиях он указывает на Христа.
Избавление через Него красной нитью проходит сквозь всю Библию.
Сущность Бога не доступна нам как нечто материальное, но Творец всегда
может сообщить о Себе людям, дать им откровение о Себе, "открыть" то, что
"сокрыто". Пророки -- это Богом призванные "личности для контактов". Исаия
свою книгу начинает словами: "Видение Исаии, сына Амосова, которое он
видел..." (Исаия 1:1). Составители библейских книг придавали большое
значение тому, чтобы каждый человек понял: возвещаемое через них исходит от
Бога! Вот основание, исходя из которого мы убеждены, что Библия есть Слова
Бога.
Важное указание на происхождение Библии находим мы во втором послании
апостола Павла своему ученику Тимофею. Говоря о значении "Священного
Писания", Павел поясняет: "Все Писание богодухновенно и полезно для
научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности"
(2-Тимофею 3:16).
Слово, запечатленное в библейских книгах, "внушено" писцам или
"вдохновлено" им Богом. Обозначающее это понятие греческое слово в
подлиннике звучит как "теопнеустос", то есть буквально,-- "боговдохновенно".
На латынь же оно переводится как "инспирирован Богом" (inspirare --
вдохнуть, вдуть). Поэтому способность призванных Богом людей записывать Его
слово называется "инспирацией".
Как, каким образом нисходит на человека подобное "вдохновение"? В
Первом послании к Коринфянам, размышляя о том, возвещал ли он свою
собственную, человеческую мудрость или же слово Бога, апостол Павел пишет:
"А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий.
Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого,
живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы
приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от
Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но
изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек
не принимает того, что от Духа Божия... потому что о сем надобно судить
духовно" (1-Коринфянам 2:10-- 14).
Дух Божий связывает Бога с людьми, оказывая самое прямое влияние на дух
человека. Это Святой Дух разрешает проблему общения, "коммуникации", даруя
человеку взаимопонимание между ним и Богом.
Через откровение пророки узнают от Бога то, чего сам по себе не может
знать ни один человек. Постижение Божьих тайн нисходит к людям во сне или во
время "видения". Как "видение" так и латинское "визион" этимологически
родственны глаголу "видеть", означая также и сверхъестественное "видение" --
такое, при котором пророк пребывает в ином состоянии, в иной реальности.
"И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я
открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним" (Числа 12:6).
Посредством откровения Бог являет Свою истину, а через инспирацию Он
дает призванным способность вразумительно ее записать. Тем не менее, не все
пророки, получившие откровения, писали библейские книги (например, Илья,
Елисей). И наоборот -- в Библии есть произведения мужей, не переживших
непосредственных откровений, но бывших боговдохновенными, как, например,
врач Лука, оставивший нам Евангелие от Луки и Деяния апостолов. Луке
довелось многое узнать от апостолов и пережить самому. При записывании
текста им руководил Дух Божий. Также не имели "видений", но были очевидцами
деяний Иисуса, евангелисты Матфей и Марк.
Среди христиан, к сожалению, по поводу "инспирации" бытуют весьма
различные представления. Апологеты одной точки зрения полагают, что
"озаренный" человек способен лишь отчасти участвовать в написании Библии.
Другие же отстаивают теорию "дословной инспирации", по которой каждое слово Библии записано в подлиннике так, как оно внушено Богом.
Когда Дух Божий вдохновлял пророков и апостолов на написание книг, то
Он отнюдь не превращал их в лишенный воли инструмент и не диктовал им слово за словом.
"Писатели Библии были именно писателями Бога, а не Его пером... Не
слова Библии инспирированы, а мужи, которые составляли ее. Инспирация
проявляется не в словах или выражениях человека, а в самом человеке,
наполненном мыслями под влиянием Святого Духа" (Е. Уайт).
При написании Библии Бог и человек действовали совместно. Дух Божий
управлял духом пишущих, но не их пером. Ведь и общее построение любой
библейской книги, и ее стиль, и словарный запас всегда позволяют распознать
характерные особенности пишущего, его личность. Они могут проявиться даже в
каком-нибудь недостатке сочинителя, например, в растянутой, затрудняющей
восприятие манере повествования.
Библия написана не на каком-то божественном, "надчеловеческом" языке.
Передавая то, что поручил им Бог, ее писали люди, неизбежно сохраняя
своеобразие своего стиля. Было бы дерзостью упрекать Бога в нежелании
довести до нас Свое Слово проще, понятнее и нагляднее, чем сделали это
вдохновленные Им.
Инспирация -- это не только доктринальная тема. Верующий читатель сам
может убедиться, что мысли, содержащиеся в Библии, вдохновлены Духом Божьим!Ему дарована возможность обратиться в молитве к подлинному Автору, к Самому Богу. Просто Дух Божий обращается к нам через записанное слово.
Для христиан Иисус Христос -- бесспорный авторитет во всех вопросах --
как религиозных, так и житейских. Но как Он Сам относился к Библии, которая
в Его время состояла из одних Писаний Ветхого Завета?
Иисус жил, учил и защищался, ссылаясь на Библию. Он, который всегда
оставался независимым от мнения других, постоянно и с особым уважением
говорил о том, что записали люди в Священных Писаниях. Для Него это было
Слово Бога, внушенное Святым Духом.
Так, например, Иисус, цитируя стих одного из Псалмов Давида, сказал:
"Ибо сам Давид сказал Духом Святым..." (Марк 12:36). Или в другой раз: "А о
воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом..." (Матфей 22:31).
И затем он привел место из "Исхода" -- второй книги Моисея.
Иисус обличал богословов -- Своих современников в незнании ни "Писаний,
ни силы Божьей" (Матфей 22:29), убеждая, что "Писаниям пророков" надлежит
исполниться (Матфей 26:56; Иоанн 13:18), именно потому, что речь в них идет
не о человеческом слове, а о Слове Бога.
По высказываниям, принадлежащим лично Иисусу, Писание свидетельствует о
Нем, Избавителе, и поэтому оно может привести читающего к вечной жизни:
"Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они
свидетельствуют о Мне" (Иоанн 5:39).
Тот факт, что сочинители, жившие в разное время, единодушно
предсказывают пришествие Христа, убедительнейшим образом, доказывает
Божественное происхождение Библии. Это замечает и апостол Петр: "Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым" (2-Петра 1:21).
Поэтому мы вместе со Христом и апостолами исповедуем то, что через
слово Библии говорит нам Святой Дух (Евреям 3:7).
Мог ли писать Моисей? Бог повелевает Моисею записать то, что Он говорил ему... (Исход 34:27). Первые же богословы поставили под сомнение сам факт, была ли во время Моисея письменность. Однако с появлением и развитием археологии- науки о прошлом нашей планеты, чередой последовали сенсационные открытия в ходе раскопок. В развалинах дворцов и городов, в найденных статуях, картинах,надписях восстанавливалась история античного мира.
В это же время в Египте были найдены статуи изображающие писцов из V
династии, существовавшей за 2500 лет до Р. X. Моисей же жил более чем на
тысячу лет позже, и, таким образом, не оставалось никакого сомнения,
относительно его грамотности. Тем более, что он получил воспитание при
египетском царском дворе. Но на чем и чем писал Моисей?
Во время Авраама, примерно за 400 лет до Моисея, когда центрами
культуры в Месопотамии являлись города -- государства Шумер и Аккад, записи
велись на глиняных табличках. При помощи "стила" -- палочки для письма -- на
мягкой глине выдавливались буквы. Затем таблицу обжигали. Письмо того
времени было "весомее" современного в самом прямом смысле! В развалинах
дворцов археологи находили целые библиотеки глиняных табличек. Одним из
великих открытий последнего времени стало открытие такой библиотеки в
Тель-Мардихе (Сирия). В 1975 г. группа итальянских археологов неожиданно
нашла там более 15 000 древних рукописей на таких табличках, относящихся к
периоду царствования Эбла (2400-- 2250 гг. до Р. X.). Из них мы узнаем о
хананейском мире. К величайшему своему изумлению ученые обнаружили на
табличках имена, встречающиеся также и в Библии!
Впереди нас наверняка ждут не менее ценные открытия. Так что есть все
основания полагать, что уже Авраам, Исаак и Иаков записывали на глиняных
табличках происходившие тогда события. И можно с уверенностью сказать, что
Моисей, наставляемый Святым Духом, безусловно, составил свои первые пять
книг Моисей, скорее всего, писал не на глиняных табличках, а на другом
материале, который, как мы полагаем, был в употреблении в Египте около 1500
года до Р. X. Это -- папирус.
Египтяне экспортировали за границу очень много писчего материала из
папируса. Римляне получали сырец, а грекам папирус поставлялся через древний
портовый город Библос, расположенный у основания горного массива Ливана. От названия "Библос" произошло слово "библион", то есть -- "книга", а от него в
свою очередь образовалось слово "Библия". Итак, "Библия" означает не что
иное, как "книга". Божье Слово по праву называется также "Книгою книг".
Во II ст. до Р. X. появился новый материал для письма -- пергамент. Но
это был совсем не тот пергамент, о каком имеем мы представление сегодня!
Евмений II (197-- 159 гг. до Р. X.), властелин Пергама в Малой Азии, был
прямо-таки помешан на книгах. Он основал библиотеку, которая в скором
времени могла сравняться с гордостью египтян -- библиотекой в Александрии.
Тогда властелин Египта издал запрет на экспорт папируса.
Библейские книги в отдельных свитках имелись еще во времена Иисуса и
апостолов. Но уже к началу нового летоисчисления появился новый метод
"приведения в последовательный порядок" листов папируса и пергамента --
кодекс, когда листы складывали друг на друга и сшивали с одного края. Метод
подсказала необходимость упорядочивать акты при судопроизводстве -- так
легче было найти нужный акт. Однако обычной формой "книги" по-прежнему
оставался свиток. После христианизации большей части общества обострилась
потребность в библейских писаниях. Их тщательно размножали от руки и
распространяли. Также переходили от общины к общине, из рук в руки и
послания апостолов. Снова и снова переписывали их на папирус, чем дальше,
тем чаще используя форму кодекса. Оказалось очень удобным сводить в одну
книгу несколько или даже множество свитков. Через какое-то время уже по
одному только внешнему виду можно было отличить Библию от языческих писаний.Она в действительности стала первой настоящей книгой!
После того, как мы узнали кое-что о писчих материалах и античном
искусстве письма, возникает вопрос: кто же заботился о переписывании
библейских книг, их сохранении и передаче потомкам? Давайте обратим наше
внимание на краткий обзор:
Моисей написал пять книг, помещенных под его именем в начале Библии.
Позже они получили общее название "Книга закона Моисея" или "Тора". Эта
книга хранилась в Святое-Святых израильского святилища (Второзаконие
31:24-- 26), а две каменные скрижали с Десятью заповедями находились в
Ковчеге Завета, самом священном предмете храма.
Пятую книгу Моисея, прибавив к ней отличную от других 34 главу,
вероятно, завершил Иисус Навин, его преемник. Предположительно, уже в начале
новой эпохи можно было говорить о смерти великого Божьего человека. Затем
Иисус Навин описал свою собственную историю (книга Иисуса Навина).
Следующим автором Библии называют, по мнению большинства ученых,
пророка Самуила, запечатлевшего в книге законы Израильского царства
(1-Царств 10:25). Ко времени Самуила книга Судей Израилевых была уже
завершена, может быть, даже им самим! Самуил руководил школой пророков
(1-Царств 10:10; 19:20) и, предположительно, он же ее основал. Школа сыграла
важную роль в деле передачи Священного Писания потомкам. Самуил, как и более поздние пророки, например, Илья и Елисей, также имел "пророческих учеников"(4-Царств 2:3). Пророческие школы существовали столетиями. Помимо того, что они становились источниками духовной жизни, в них обрабатывались,размножались и собирались библейские книги.
В книге 1-Паралипоменон 29:29 наряду с Самуилом названы пророки Нафан и
Гад -- как составители повествований о жизни царя Давида. Увы, их сочинения
и ряд других тоже упомянутых в книгах Паралипоменон, не сохранились до наших дней. Есть, однако, все основания предполагать, что руководимые Духом Божьим мужи из священнических и пророческих школ черпали сведения из этих трудов,когда составляли книги Царств и Паралипоменон. Мы находим в них не только сообщения о действительных событиях всех времен царств Израиля и Иудеи, но также и духовную оценку той далекой эпохи.
Пророк Исаия, автор самой объемной, да и самой известной пророческой
книги, предостерегая своих современников от заблуждений и отпадения,
указывал на писаное Слово Божье: "обращайтесь к закону (Тора) и к
откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света" (Исаия
8:20). Не приходится сомневаться, что ко времени Исаии кроме Торы (Пяти книг
Моисея) существовал уже целый ряд Боговдохновенных Писаний, которые были основой истинного богопознания.
Во время своего пребывания в Вавилонском плену, пророк Даниил,
несомненно, располагал книгами Моисея и другими Писаниями. В одном месте он упоминает лежавшую перед ним книгу Иеремии (Даниил 9:2). Пример,
показывающий, что пророки знали Писания своих предшественников и
современников, и видели в них Слово Божье.
После окончания Вавилонского пленения пророчествовали и писали пророки
Аггей и Захария. А вскоре после них появился человек, впервые в истории
получивший почетное прозвище, обозначившее его призвание -- "книжник". Это
был Ездра. Он провел необходимые реформы, приобретя известность своим особым почтением к библейским книгам. "Сей Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник,сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь, Бог Израилев. И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа, Бога его, была над ним"(Ездра 7:6).
Неустанно заботясь о собирании и сохранении священных свитков Писаний,
первый "книжник" одновременно поучал народ. "Потому что Ездра расположил
свое сердце к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в
Израиле закону и правде" (Ездра 7:10). Ко времени Ездры (около 450 г. до Р.
X.) были написаны почти все книги Ветхого Завета, за исключением книги
пророка Малахии (примерно 400 г. до Р. X.). Со священником Ездрой на свет
родилось новое духовное сословие -- сословие книжников. Они заботились о
сохранении и размножении библейских книг, следили за точностью их
толкования. Из сообщений второго века до Р. X. мы знаем, что сословие
книжников обрело всеобщее признание и пользовалось высоким уважением.
Однако ко времени Иисуса книжники преисполнились такого самоуверенного
духа, что большинство из них не узнали Мессию. Несмотря на то, что сами же
они проповедовали Его пришествие, они стали врагами Иисуса.
Со времени Иисуса Библию (Ветхий Завет) подразделяли на три части:
Закон Моисея, Пророки и Писания. Начало последней части составили Псалмы,
представлявшие собой самую объемную книгу. Это разделение на три части
упоминал Иисус: "И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами,
что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в
пророках и псалмах" (Лука 24:44).
Когда вспыхнула Иудейская война и в 70 г. после Р. X. пал Иерусалим, и
его падение ознаменовало конец иудейского царства, хранители древнееврейской Библии решили, что наступило время великих перемен. В дни осады города римлянами произошло следующее.
В сумерках по вечерним улицам города, обреченного на гибель, двигалась
погребальная процессия. Ученики несли к могиле своего дорогого учителя,
старца Иоханана бен Саккаи. С благоговением уступали встречные дорогу
траурному шествию. Даже пост державшей осаду римской армии позволил
процессии беспрепятственно проследовать через ворота Иерусалима.
Выйдя из города, колонна остановилась. Ученики опустили гроб, открыли
крышку -- и из гроба поднялся уважаемый раввин Иоханан бен Саккаи.
Прибегнуть к этой хитрости старца вынудил приказ фанатичных зелотов, по
которому ни один живой человек не смел покинуть Иерусалим. Нарушение приказа грозило смертной казнью Престарелый раввин повелел отвести его к римскому командующему.Встретившись с ним, он попросил: "Позволь мне в Ябне основать школу!"Командующий ответил согласием.
С той поры Ябне, или Ямния, маленький город на прибрежной равнине
западнее Иерусалима стала центром сохранения и исследования библейских
текстов. Здесь трудилось новое поколение книжников. Это были отцы
появившихся позже масоретов, людей посвятивших свою жизнь точной передаче Священного Писания грядущим поколениям.Слово "масореты" происходит от "масора", что значит "традиция","предание". Однако употребляется это слово исключительно по отношению к Библии.
В школах масоретов с большой тщательностью переписывали библейские
книги. Текст считался святым, и в нем не допускалось ни малейшего изменения.
Чтобы при списывании даже случайно не вкралась какая-либо ошибка, в каждом
книжном свитке подсчитывались слова и буквы. Так, количество букв в пяти
книгах Моисея равно 305607, в прочих книгах -- 846600, а сумма букв всего
Ветхого Завета составляет 1152207. Масореты также знали, какой стих является
серединой каждой библейской книги, да и многое другое.Их усердие может показаться нам сегодня чрезмерным, но именно благодаря ему мы располагаем сегодня надежным и достоверным текстом Библии. Поскольку древнееврейский язык постепенно выходил из употребления в ежедневном обиходе,масореты
выполнили огромную работу, снабдив все слова Библии знаками гласных звуков. Это было крайне необходимо сделать, поскольку в еврейском шрифте графически изображаются только согласные.Тем, что мы знаем сегодня, как произносились слова в библейские времена, мы обязаны масоретам.
Христианские общины относились к книгам Ветхого Завета как Слову
Божьему. За короткий промежуток времени появились четыре повествования о
жизни Иисуса (Евангелия), рассказ о духовной жизни апостолов (Деяния
апостолов), послания апостолов и Откровение. Все эти писания Нового Завета
созданы в I в. после Р. X. Они так же старательно переписывались и
передавались последующим поколениям, как в Ветхозаветные Писания. В
последующие века о тексте Нового Завета заботились теологические школы,
действовавшие, например, в Александрии, Кесарии и Антиохии. С VIII века
хранение библейских текстов взяли на себя монашеские ордена. В монастырях
изготавливали рукописные, часто иллюстрированные Библии. Но позволить себе иметь такую рукописную Библию могли, естественно, только богатые люди.Наконец, когда католическая церковь ввела в богослужении латинский язык,Слово Божье и вовсе стало редкостью для простых людей.
Первоначально книги Библии не разделялись на главы и стихи. Разделение
на главы было введено лишь в начале XIII века Стефаном Лангтоном,
впоследствии архиепископом Кентерберийским. В XVI веке, чтобы легче было
находить в книге нужные места, было введено также и подразделение на стихи...

Файл залила сюда-
http://www.sharing.ru/dl/011792/konrad_edel.doc.html Пароль не нужен.

Но конечно же о Библии лучше всего писал митр. Сурожский Антоний -
http://www.metropolit-anthony.orc.ru/publ.htm
Душеполезное чтение ..
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник O BIBLII | oslix - НОЧНИК- oslix- У камелька - | Лента друзей oslix / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»