• Авторизация


Без заголовка 28-01-2010 08:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Асмодей (ивр. אשמדאי‎ Ашмедаи) — один из самых могущественных и знатных демонов. Дьявол вожделения, блуда, ревности и одновременно мести, ненависти и разрушения. Князь инкубата и суккубата («Молот ведьм»). Князь четвертого чина демонов: «карателей злодеяний», «злобных, мстительных дьяволов» (Р.Бёртон). Начальник всех игорных домов в Аду (И.Виер). Пятый из десяти архидемонов в каббале. Оккультисты относят его к демонам Луны.
Персам он был известен по меньшей мере три тысячи лет назад как Айшма-дэв (Аешма-дев), один из духов, составляющих верховную триаду Зла. Возможно также, что его имя происходит от еврейского слова шамад — «разрушать».

Происхождение
Спорным является вопрос о происхождении Асмодея. По одной из версий, он родился от кровосмесительной связи Наамах и Тубал-Каина. По другой — он, наряду с другими демонами, отпрыск Адама и Лилит (иногда он также трактуется как муж последней). В «Завете Соломона» Асмодей — потомок связи смертной женщины и ангела. Видимо, более поздняя версия рассматривает Асмодея как одного из падших Серафимов.

В книге Товита
В иудейской Книге Товита (2 в. до н. э.) рассказывается история преследования еврейской девушки Сарры злым духом Асмодеем, который последовательно умертвил семерых ее женихов в первые брачные ночи. Согласно источнику, Асмодея можно прогнать, сделав курение из рыбьего сердца и печени (рыба гланос, водящаяся в реках Ассирии, согласно «Завету Соломона»), при этом курильня должна быть из тамарискового дерева. Именно так по совету архангела Рафаила поступил благочестивый Товия. «Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел» (Тов. 3-8). Пребывание этого демона в Египте оставило след в культе змея Асмодея, которому поклонялись в некоторых районах Египта, и в честь которой был даже выстроен храм. Существовало поверье, что змей Асмодей и змий, соблазнивший Еву, — одно и то же существо.

Подчинение Асмодея Соломоном
Связанного, но не покоренного Асмодея сумел подчинить себе царь Соломон, первый в истории повелитель демонов. Несмотря на гордыню и свирепость демона, царь заставил его помогать в постройке Иерусалимского храма и выведал у него секрет червя шамура, при посредстве которого можно чудесно рассекать камни (тем самым обходясь без запрещенных железных инструментов). Асмодей также передал Соломону магическую книгу, именуемую «Книгой Асмодея» (ссылки на нее встречаются в каббалистическом трактате «Зогар»). Возгордившись, Соломон предложил Асмодею показать свою мощь и отдал ему свой магический перстень; Асмодей немедленно вырос в крылатого исполина неимоверного роста, забросил Соломона на огромное расстояние, сам принял облик царя и занял его место. Соломону пришлось скитаться, искупая свою гордость, в то время как Асмодей правил в Иерусалиме («Гитин», 67-68а). В мусульманских легендах о царе Сулаймане, повелителе джиннов, роль Асмодея выполняет шайтан Сахр, завладевший магическим перстнем и ставший благодаря этому на сорок дней царем вместо Сулаймана. В средневековых версиях легенды партнер Соломона назван Маркольфом (Морольфом, Марольтом), в славянских изводах — Китоврасом (от греч. «кентавр» — возможно, намек на облик херувима — крылатого быка с человеческим лицом).

В малом ключе Соломона
Сигил Асмодея
В «Лемегетоне» Асмодей (32-й дух списка) назван главнейшим из 72-х перечисленных демонов, наряду с Велиалом, Белетом и Гаапом. О нем сказано следующее: «Великий король, сильный и могущественный, появляется с тремя головами, первая из которых подобна Бычьей, вторая подобна Человеческой, третья подобна Бараньей, он появляется также] со змеиным хвостом, извергая или изрыгая языки пламени изо рта, его ноги — перепончатые, как у Гуся, он восседает на Адском драконе, держа копье и флаг в руках, он — первый и главнейший из всех, находящихся под властью Амаымон… Когда заклинатель желает вызвать его, его, он не должен переходить границы, и должен стоять на ногах в течение всего действия, с непокрытой головой, поскольку, если на нем будет головной убор, Амаымон обманет его. Но как только заклинатель увидит Асмодея в вышеупомянутой форме, он должен назвать его по Имени, сказав: „Ты — истинно Асмодей“, и тот не будет отрицать этого. И он поклонится до земли и даст Кольцо силы. Он обучает искусствам арифметики, геометрии, астрономии и всем других ремеслам в совершенстве; он дает полные и истинные ответы на ваши вопросы, он делает человека Невидимым, указывает места, где спрятаны сокровища, и охраняет их, если они находятся под властью Легиона Амаымон, он командует 72 Легионами Адских духов, его печать должна быть сделана в форме металлической пластины на вашей Груди». И.Виер в «Псеудомонарчиа даемонум» (1568) повторяет это описание, называя Асмодея также Сидонаем (Сидонаы). В «Завете Соломона» Асмодею приписывается знание будущего, а сам он заявляет о себе: «Мое занятие — строить козни против молодоженов, так, чтобы они не могли познать друг друга. И я разъединяю их многими бедствиями, и порчу красоту девственниц, и делаю отчужденными их сердца… Я привожу людей в состояние безумия и вожделения, так что они, имея собственных жен, оставляют их, и уходят днем и ночью к чужим женам, и в итоге совершают грех и падение» (22-23).) В средние века Асмодею уделяли пристальное внимание и маги, и такие крупные демонологи как авторы «Молота ведьм» Шпренгер и Инститорис, Ж.Боден, П.Бинсфельд. В конце 17 в. аббат Гибур, при совершении черной мессы по заказу фаворитки Людовика ХИВ, маркизы де Монтеспан, принося в жертву младенца, призывал «князей вожделения» Астарота и Асмодея.

Эпидемия одержимости во Франции
Согласно легенде, Асмодей - один из главных виновников эпидемии одержимости монахинь во Франции 17 в. В начале 10-х гг. 17 в. он вместе с 6665 дьяволами вселился в монахиню Мадлен Демандоль из Экс-ан-Прованса. Согласно «Адмирабле Хисторы» (1612) Себастиана Михаэлиса, он соблазняет людей «свинской роскошью» и является князем распутников; его небесный противостоятель — Иоанн Креститель. В 1630-х гг. одержимостью оказался охвачен монастырь в Лудене. Согласно признанию монахини Жанны де Анж, она сама и другие монахини были одержимы двумя демонами — Асмодеем и Забулоном, которых наслал на них священник Урбен Грандье с букетом роз, переброшенным через монастырскую стену (впоследствии к ним добавились другие демоны). По повелению экзорцистов Асмодей даже выкрал из кабинета Люцифера договор с Грандье, подписанный адскими иерархами и фигурировавший на суде в качестве доказательства, а затем передал судьям новый документ, подписанный им собственноручно и указывавший, какими знаками на теле одержимых будет отмечен выход из тела его самого и других демонов. Наконец, в 40-х гг. того же столетия, как повествует нам легенда, эпидемия одержимости перекинулась в Лувьер, где Асмодей также владел одной из монахинь — сестрой Елизаветой.

Асмодей в литературе
В славянской повествовательной литературе ХВИ и ХВИИ веков это сказание известно в двух редакциях: западной, которая носит название — «Разговор Соломона с Морольфом», и восточной — «Сказание о Соломоне и Китоврасе».
Последняя известна у русских. Здесь выступает тот же самый Асмодей: в 1-й — под неясным именем Морольфа, Маркольфа или Морольта, во 2-й — под названием Китовраса, что произошло от греческого слова κενταυρός, что в свою очередь образовалось от санскритского Гандхарва.
Дж. Мильтон «Потерянный рай» (1658—1667): Асмодей — один из ангелов, сражающихся на стороне Сатаны (см. Адрамелех).
И.Гете «Фауст»: Асмодей — пособник фурии Мегеры, заявляющей: «Я парами людей губить умею, ни разу пальцем жертв своих не тронув. Я подсылаю в дом молодоженов ночами злого духа Асмодея».
В. Я. Жуковский «Громобой»: Асмодей — демон, у которого герой покупает отсрочку адской казни ценой душ двенадцати своих дочерей, по году за каждую.
Р.Силверберг «Базилиус»: Асмодей — один из ангелов, воссозданных с помощью компьютера («Затем Каннингэм создал Асмодея, еще одного падшего ангела, которому, как известно, приписывается изобретение танцев, музыки, азартных игр, театральных спектаклей, французских мод и прочих вольностей. Он вышел похожим на шикарного богача-иранца из Беверли Хиллз»).
Асмодей — персонаж фэнтезийного цикла Влада Вегашина «Два лика одиночества».
Асмодей — персонаж романа «Хромой бес» (1709) французского писателя А. Р. Лесажа.
Асмодей — демон, появившийся во второй книге Кейти Макалистер — Сех анд тхе Сингле Вампире (2004)
Асмодей — один из главных персонажей трилогии Владимира Васильева «Менеджер по покупкам душ», «Украсть свободу» и «Страшный суд над богом и дьяволом»
Шутливое прозвище Асмодей носил в литературном обществе «Арзамас» князь П. А. Вяземский. Широкий резонанс имела в своё время статья «Асмодей нашего времени» М. А. Антоновича с разбором образа Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Асмодеан - имя одного из Отрекшихся в цикле Колесо Времени Роберта Джордана.

Литература
Самуэль Лидделл МакГрегор Матерс, Алистер Кроули // Малый ключ царя Соломона. — 1904 г.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

[QUOTE]кк[/QУОТЕ]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (41): вперёд»
АСМОДЕЙ

Имя Асмодей означает "создание (или существо) суждения". Изначально, Асмодей персидский демон, позднее Асмодей вошел в писания, где был известен как "яростный дьявол". Асмодей (также известный под именами Сатурн и Маркольф, или Моролф) несет ответственность за создание карусели, музыки, танцев и драмы.

В легендах Асмодей считается тестем демона Бар-Шалмона. Демонологи утверждают, что для вызова Асмодея необходимо обнажить голову, а иначе он обманет вызывающего. Асмодей также опекает игорные дома.
АЗАЗЕЛЬ

Азазель был одним из предводителей двухсот падших ангелов, которые, согласно "Книге Еноха", спустились на землю, чтобы жениться на смертных женщинах. Азазель якобы научил мужчин обращаться с оружием, а женщин познакомил с косметикой (поощряя тем самым их тщеславие).
АДРАММЕЛЕХ

Адраммелех ("царь огня") - один из двух престольных ангелов, обычно ассоциируемый с ангелом Асмодеем, а также один из двух могущественных престолов, присутствующих в "Потерянном рае" Мильтона. В демонологии он упоминается как восьмой из десяти главных демонов и как великий служитель ордена Мух - подземного ордена, основанного Вельзевулом. В раввинской литературе сообщается, что если вызвать Адраммелеха заклинанием, он явится в облике мула или павлина.

Адраммелех, которого отождествляют с вавилонским Ану и аммонитским Молохом упоминается в различных источниках, таких как, например, "История волшебства", где он предстает в облике лошади; он считается богом, в жертву которому приносятся дети сефаравитской колонии в Самарии, он упомянут и как идол ассирийцев, и как падший ангел, поверженный в битве Уриилом и Рафаилом.
БЕЛФЕГОР

Белфегор (Бог Открытия) некогда был ангелом в чине начал - нижней триады в традиционной иерархии ангелов, состоящей из девяти чинов или рангов. Позднее, в древнем Моаве он стал богом распущенности. В аду Белфегор является демоном изобретательности, и когда его вызывают, он является в облике юной женщины.
ИЕХОЭЛ (ИЕХУЭЛ)

Иехоэл считается посредником, знающим "непроизносимое имя", а также одним из царей присутствия. Он также считается "ангелом, сдерживающим Левиафана" и предводителем ранга серафимов.

Он упоминается в "Апокалипсисе Авраама" как небесный хормейстер, сопровождающий Авраама на пути в Рай и открывающий ему ход истории.

Предполагается также, что Иехоэл - это прежнее имя Метатрона, тогда как каббалистическая книга "Berith Menuha" называет его главным ангелом огня.
ЛЮЦИФЕР

Имя Люцифер ("дающий свет") относится к планете Венера - самому яркому объекту на небе помимо Солнца и Луны, когда она появляется как утренняя звезда. Люцифера ошибочно приравнивали к падшему ангелу Сатане, неправильно истолковав отрывок из Священного писания, относящийся на самом деле к Навуходоносору, царю вавилонскому, который в своей славе и помпезности возомнил себя равным Богу (Книга Исайи 14:12): "Как упал ты с неба, денница, сын зари!"

Как яркость утренней звезды (Люцифера) превосходит свет всех других звезд, так и величие царя вавилонского превосходит славу всех восточных монархов. Вавилоняне и ассирийцы называли утреннюю звезду, соответственно Белит, или Истар. Другие высказывали предположение, что фраза "сын зари" может относиться к лунному серпу. И наконец, третьи утверждают, что это не что иное, как планета Юпитер.

Дьявол приобрел имя Люцифер после того, как раннехристианские теологи Тертуллиан и Святой Августин отождествили его с падающей звездой по отрывку из книги Исайи. Эта ассоциация возникла у них потому, что Дьявол прежде был великим архангелом, восставшим против Бога и изгнанным с небес.

Легенда о восстании и изгнании Люцифера в изложении еврейских и христианских писателей рисует Люцифера как главного в небесной иерархии, как выдающегося по красоте, силе и мудрости среди всех прочих созданий. Именно этому "помазанному херувиму" со временем была передана власть над землей; и даже после его падения и изгнания из своего старого царства, он, по-видимому, сохранил какую-то часть своей прежней силы и верховного титула. Согласно писаниям раввинов и отцов церкви, его грехом была гордыня, что было проявлением полного эгоизма и чистейшей злонамеренности, поскольку он любил себя превыше всех других и никогда не прощал невежества, ошибок, страстей или слабоволия.

Согласно другим версиям, его дерзость зашла столь далеко, что он даже пытался взойти на Великий Престол. В мистериях средневековья Люцифер как правитель небес сидит рядом с Вечностью. Как только Господь встает со своего трона, Люцифер, раздуваясь от гордости, садится на него. Возмущенный архангел Михаил нападает на него с оружием и в конце концов изгоняет его с небес и ввергает его в темное и мрачное жилище, предназначенное ему теперь навеки. Имя этого архангела, пока он находился на небесах, было Люцифер; когда он попал на землю, его стали звать Сатаной. Ангелы, присоединившиеся к этому восстанию, также были изгнаны с небес и стали демонами, царем которых и является Люцифер.

Люцифер упоминается как дневная звезда у Иезекииля, в его предсказании грядущего падения царя Тира. Здесь Люцифер - ангел, сверкающий бриллиантами, прохаживающийся в саду Эдемском, среди "огненных камней".

Люцифер мог быть героем более раннего рассказа о том, как утренняя звезда пыталась занять место Солнца, но потерпела поражение. Эта история возникла потому, что утренняя звезда последней исчезает с небосклона, уступая место восходу Солнца. Высказывалось также предположение, что эта история - просто еще одна версия изгнания Адама из рая.
МАММОН

В фольклоре Маммон - падший ангел, живущий в аду как ангел скупости, олицетворяющий жадность и жажду наживы. В <Потерянном Рае> Джон Мильтон изображает Маммона, вечно глядящим под ноги, на мощеную золотом райскую мостовую, вместо того чтобы глядеть вверх на Бога. Когда после небесной войны Маммона высылают в ад, именно он находит под землей драгоценный металл, из которого демоны построили свою столицу - город Пандемониум.

В Библии Маммон весьма враждебен Богу. Слово "маммон" происходит из наказа Христа в его проповеди: "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству)"
МЕТАТРОН

Метатрон - представляет верховного ангела смерти, которому Бог ежедневно дает указания относительно того, какие души забрать в этот день. Метатрон передает эти указания своим подчиненным - Гавриилу и Самаэлю.

Считается также, что он отвечает за то, чтобы в мире было достаточно пищи. В Талмуде и "Таргуме" Метатрон - связующее звено между Богом и человечеством. Среди различных миссий и деяний, приписываемых ему, есть и такое, что это будто бы он остановил руку Авраама в том момент, когда тот был готов принести в жертву Исаака. Разумеется, что эту миссию приписывают прежде всего Ангелу Господню, а также Михаилу, Задкиилу или Тадхиэлу.

Считается, что Метатрон живет на седьмом небе и является самым высокорослым ангелом, разве что за исключением Анафиэла. "Зогар" описывает его размер как "равный по ширине целому миру". В раввинской литературе именно так описывался размер Адама до его грехопадения.

Метатрон - первый, и он же последний, из десяти архангелов Бриатического мира. Если говорить о старшинстве, то фактически Метатрон - самый молодой ангел в небесном царстве. Ему приписывались разные роли: царя ангелов, князя божественного лика или присутствия, небесного канцлера, ангела Завета, главного среди ангелов-служителей и помощника Яхве.
РАГУИЛ

Имя Рагуил (варианты написания: Рагиил, Расуил) означает "друг Бога". В "Книге Еноха" Рагуил - архангел, которому поручено следить за тем, чтобы поведение других ангелов всегда было добропорядочным. Он также ангел-хранитель Земли и второго неба, и именно он привел Еноха на небеса.

В гностицизме Рагуил стоит на том же уровне, что и Телесис - другой высокопоставленный ангел. Несмотря на свое высокое положение, по какой-то необъяснимой причине, в 745 году н.э. Рагуил был отвергнут римской церковью (наряду с несколькими другими высокопоставленными ангелами, включая Уриила). Папа Захарий назвал Рагуила демоном, "выдающим себя за святого".

Вообще говоря, Рагуил занимает более престижное положение, и в книге Откровений Иоанна Богослова так описана его роль помощника Бога: "И пошлет Он ангела Рагуида со словами: иди и протруби в-трубу для ангелов холода и льда и снега, и укутай тех,, что слева, всем, чем, только можно".
САРИИЛ

Сариил (также известйый под несколькими Другими именами, включая Суриил, Зерахил и Саракел) является одним из первых семи архангелов. Его имя означает "власть Бога", и он отвечает за судьбу ангелов, которые нарушают священные обряды Бога. Хотя обычно Сариил появляется как святой ангел, иногда он упоминается как лишившийся божьей милости.

Сариил считается князем бытия, как Метатрон, а также ангелом здоровья, как Рафаил. Его называют "Сариил-трубач" и "Сариил - ангел смерти" в "Антологии Фалаша".

Имя Сариила появляется в гностических амулетах; он перечислен в числе семи ангелов в офитической семеричной системе первобытных сил (Ориген, "Контра Цельсум" 6, 30). Также известно, что когда Сариила призывают, он появляется в форме быка, Согласно Каббале, Сариил - один из семи ангелов, правящих Землей.

в Сариил ассоциируется с небом и отвечает за зодиакальный знак Овна ("баран"); он также сообщает остальным о траектории Луны. (Когда-то это считалось секретным знанием, которым нельзя было делиться). Согласно Дэвидсону, в оккультном учении Сариил является одним из девяти ангелов летнего равноденствия и защищает от злого глаза.

Сариил также фигурирует в недавно найденных "Свитках с берегов Мертвого моря" как имя на щитах "третьей Башни", также известной как "сыновья Света", (Было всего четыре "башни" - каждая отдельная группа солдат).
УЗИИЛ

Узиил ("сила Божья") обычно считается падшим ангелом, одним из тех, кто взял в жены дочерей земных и имел от них исполинов. Его называют и пятым из десяти нечестивых сефиров.

Согласно "Книге ангела Разиэля", Узиил - один из семи ангелов у трона Господа и один из девяти, надзирающих за четырьмя ветрами, его причисляляют его к рангу сил, а также называют одним из "лейтенантов" Гавриила во время мятежа Сатаны.
УРИИЛ

Уриил, чье имя означает "огонь Божий", - один из ведущих ангелов в неканонических писаниях. Его называют по-разному: серафимом, херувимом, "регентом солнца", "пламенем Божьим", ангелом присутствия, правителем Тартара (ада), архангелом спасения и, в более поздних писаниях, - Фану-илом ("ликом Божьим"). Имя Уриил могло произойти от имени пророка Урии. В апокрифах и сочинениях оккультистов Уриил приравнивается к Нуриилу, Уриану, Йеремиилу, Вретилу, Сариилу, Пуруилу, Фануилу, Иехоилу и Исрафилу.

Его часто отождествляют с херувимом, "стоящим у врат Едема с огненным мечом", или с ангелом, "следящим за громом и террором" ("Первая книга Еноха"). В Апокалипсисе Св. Петра он выступает в роли Ангела Раскаяния, изображенного столь же безжалостным, как и любой демон.

В "Книге Адама и Евы" Уриил считается духом (то есть одним из херувимов) из главы 3 Бытия. Его также отождествляли с одним из ангелов, помогавших похоронить Адама и Авеля в Раю, и с темным ангелом, боровшимся с Иаковом в Пениэле. Другие источники изображают его победителем войска Сена-хериба, а также посланником Божьим, предупредившим Ноя о приближающемся потопе.

Согласно Луи Гинзбергу, Уриил представляет "князя света". Помимо этого, Уриил открыл небесные тайны Эзре, перевел проповеди и вывел Авраама из Ура. В позднем иудаизме его считают одним из четырех ангелов присутствия. Он также является "ангелом Сентября" и его можно вызвать, если ритуал будут совершать рожденные в этом месяце.

Считается, что Уриил принес на землю божественную дисциплину - алхимию, и что он дал человеку Каббалу, хотя другие исследователи утверждают, что этот ключ к мистической интерпретации Священного писания был даром Метатрона. Мильтон описывает Уриила как "регента Солнца" и "самого зоркого духа на небесах".

Драйден в "Состоянии невинности" пишет, что Уриил спускается с неба на колеснице, запряженной белыми лошадьми. В 745 году нашей эры Уриил был отвергнут церковным советом в Риме, но сейчас он стал Святым Уриилом, и его символ - открытая ладонь, держащая пламя.

Его отождествляют со "злым ангелом", напавшим на Моисея за то, что тот не удосужился соблюсти традиционный обряд обрезания по отношению к своему сыну Гершому, хотя книга "Зогар" (1, 93в) приписывает эту же роль Гавриилу: "Гавриил сошел на землю в виде огненного пламени в форме горящего змея> с намерением уничтожить Моисея "за сей грех".

Уриила также считают ангелом мщения, изображенным Прудоном на картине "Божественное мщение и справедливость", находящейся в Лувре. По сравнению с другими архангелами, Уриил очень редко представлен в произведениях искусства. Как комментатор пророчеств, он обычно изображается с книгой, или свитком папируса, в руке.

В "Онтологии, космогонии и физике Милътона" (1957), Уолтер Карри пишет, что Уриил "создает впечатление набожного, но не слишком восприимчивого физика с наклонностью к атомистической философии". Во "Второй книге Оракула Сибиллина" он описан как один из "бессмертных ангелов бессмертного Бога", который в Судный день: "сломает чудовищные задвижки несокрушимых врат Аида и повергнет их наземь, и выведет на суд всех страждущих, и призраков древних Титанов и исполинов, и всех, кого поглотил Потоп... и все они предстанут перед Господом и его троном".

В сцене борьбы Иакова с темным ангелом происходит загадочное слияние этих двух существ, и Уриил говорит: "Я сошел на землю, чтобы поселиться среди людей и по имени меня будут звать Иаков". Считается, что некоторые патриархи превратились в ангелов (например, Енох якобы превратился в Метатрона). Превращение ангела в человека отмечено лишь однажды - в случае с Уриилом.
ХАДРАНИЭЛЬ

Хадраниэль (или Хадарниэль), что означает "величие Бога", - ангел, назначенный охранять вторые ворота на небесах. Его рост свыше 60 мириадов парасангов (примерно 2,1 млн. миль), и он представляет собой довольно устрашающее зрелище.

Когда Моисей появился на небесах, чтобы получить от Бога Тору, при виде Хадраниэля он потерял дар речи. Хадраниэль считал, что Моисей не должен получить Тору, и заставил его плакать от страха до тех пор, пока не появился Бог и не сделал ему замечание.

Хадраниэль быстро исправился и стал опекать Моисея. Эта помощь оказалась весьма кстати, поскольку (согласно "зогарской" легенде), "когда Хадраниэль объявляет волю господа, его голос проникает сквозь 200000 небесных сводов". Согласно "Откровению Моисея", "с каждым словом из его (Хадраниэля) рта вырывается 12000 молний".

В гностицизме Хадраниэль - лишь один из семи подчиненных Иехуэла, "царя огня" (Кинг, стр. 15). В "Зогаре" I (550) Хадраниэль говорит Адаму о том, что у него (Адама) есть "Книга ангела Разиэля", в которой содержится секретная информация, неизвестная даже ангелам.
РАЗИЭЛЬ

Разиэля называют "секретом Господа" и "ангелом загадок". Согласно легенде, Разиэль дал эту книгу Адаму, а потом у него ее украли завистливые ангелы и забросили в океан. Тогда Бог якобы приказал Рахабу, ангелу морских глубин, достать эту книгу и вернуть ее Адаму.

Книга попала сначала к Еноху, а затем к Ною, который якобы из нее узнал, как построить ковчег. Позднее, царь Соломон научился по ней волшебству.
Каббала
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Святые книги
Разиэль Малах • Сефер Ецира
Тора • Книга Зогар • Книга Ец Хаим
Тания • Книга Илан
Талмуд эсэр сфирот
Святые места

Иерусалим • Цфат • Хеврон • Тверия
Основы

Основы Каббалы • Древо Жизни • Сфирот
Кетер • Хохма • Бина • Даат
Хесед • Гвура • Тиферет • Нецах
Ход • Есод • Малхут
Каббалисты
Авраам • Моисей • Рабби Акива

РАШБИ • АРИЗАЛЬ • Хаим Виталь
Рамбан • Бааль Сулам • Барух Ашлаг
Йегуда Брандвайн • Ицхак Кадури
Филлип Берг • Михаэль Лайтман
Миры Абеа

Адам Кадмон • Ацилут • Брия
Ецира • Асия

Древо Жизни

Каббала (ивр. , «получение, принятие, предании») — мистическая традиция иудаизма, связанная с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы человека, смысла существования.

История каббалы прослеживается с вавилонских времён, однако законченное учение было сформировано в средние века. Основу каббалы составляют сочинения Йецира, Багир, Зоар и писания Ари (раввина Ицхака Лурия Ашкенази, известного под именем Аризаль).
Адам
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Адам (ивр. )

«Адам и Ева»
диптих работы Дюрера
Пол: Муж.
Период жизни: 1—930 от Сотворения мира
Толкование имени: «человек»; однокоренное со словами , земля и , красный
Имя на других языках: греч.
В иных культурах: араб. , Адам в исламе
Первый человек, Адам Ришон, Адам Кадмон
Местность: Эдем
Упоминания: Быт.1:1 — 5:5
Отец: не было
Мать: не было
Супруг: Ева
Дети: Каин, Авель, Сиф
Связанные понятия: Эдемский сад | Дерево познания Добра и Зла | Дерево Жизни | Запретный плод | Первородный грех
Связанные события: Сотворение человека | Грехопадение | Изгнание из рая
Характерные черты: первый человек

Адам (ивр. , букв. человек; однокоренное со словами ивр. , земля и , красный; греч. , араб. ), в Пятикнижии и Коране — первый человек, сотворённый Богом, и прародитель человеческого рода. Муж Евы, отец Каина, Авеля и Сифа. Был изгнан из рая после того, как, ослушавшись Бога, вкусил плод с Дерева познания добра и зла.

Согласно представлению иудаизма, Адам и Ева в полном объёме представляют человеческие отношения, отражая образ всего человеческого рода, их история может рассматриваться в качестве прообраза истории всего человечества.

В христианской теологии Адам — символ человека в его отношениях с Богом: на Адаме, как на венце творения, почивала Божья благодать, он обладал абсолютной праведностью и личным бессмертием, но всё это было утеряно им в грехопадении. Эту греховность Адам передал своим потомкам — всему роду человеческому. Первородный грех был искуплён лишь «вторым Адамом» — Иисусом Христом. Библейская история Адама стала основой таких важных положений христианской веры, как подчинённость женщины мужчине и догмат о первородном грехе.

Почитается в качестве пророка в исламе, в учении мандеев и бахаизме.

В сравнительном религиоведении рассказ об Адаме рассматривается как пример антропогонического мифа.

Библейское повествование об Адаме ввело в мировое искусство и культуру большое число символов, таких как: Эдем, Дерево познания Добра и Зла, Дерево Жизни, запретный плод, змей-искуситель, изгнание из рая.
Сиф (ивр. , Шет — положение, основание, утверждение) — третий сын Адама, соответствует кораническому Шиту (), родился в 130 г. от сотворения мира и человека (Быт. 5:3). Сиф упоминается в родословии Иисуса Христа (Лук. 3:38). Предание приписывает Сифу изобретение букв[источник не указан 252 дня].

Ева родила третьего сына Сифа после убийства Каином Авеля, и после того, как Бог проклял Каина и его потомство. И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.
(Быт.4:25)
Согласно Книге Бытия (5:8), Сиф жил 912 лет и родил сына Еноса. По еврейской хронологии, родился в 130 г. от сотворения мира (3630 до н. э.), умер в 1042 г. от Сотворения мира (2758 до н. э.).

Сиф в гностицизме
В гностицизме считается, что в конце своей жизни Адам передал Сифу тайное учение, которое позднее вошло в Каббалу. Одна из гностических школ, почитавшая Сифа более всех, получила названия сифиане.

Имя
Сиф (редко Сет) — русская транскрипция библейского мужского имени Шет ивр. (). В арабской традиции Шит (араб: )
Каин (ивр. , от корня .. кана, имеющего также значение «создавать»), в Пятикнижии — старший сын Адама. Убил своего брата Авеля из зависти за то, что жертва Авеля была принята Богом более благосклонно (Быт.4).

Имя «каин» стало нарицательным для злобного, завистливого человека, способного на подлости (необязательно на убийство) по отношению к самым близким людям.

В Библии

Конфликт братьев
Причиной конфликта между Каином и Авелем стала зависть. В Библии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них принёс в дар Богу результаты своих трудов: Каин — часть урожая, а Авель — лучших овец из своего стада. Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошёл ниспосланный Господом огонь и оно, охваченное пламенем, устремилось к небу. А на дар Каина огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошёл. И Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и убил его. За это Каин был проклят, заклеймён и обречён на скитания.

Потомство Каина
Согласно Библии, Каин, совершив преступление, ушёл в землю Нод (Быт.4:16), где у него родился сын Енох, а у того в свою очередь Ирад. От Ирада родился Мехиаэль, за ним Мафусал, а от Мафусала — Ламех (Быт.4:18). У Ламеха было 2 жены. Первая Ада, от которой родились Иавал и Иувал. Вторая, Цилла от которой родился сын Тувалкаин и дочь Ноема.

Каин женился на родной сестре-близнеце Аван, и у него родилось 12 детей.

Трактование поступка Каина в иудаизме
Еврейский мудрец и философ Йосеф Альбо, живший в Испании (XIV век) объяснял: Каин считал людей и животных равными, поэтому не видел за собой права убивать скот и исходя из этого сделал следующий логический шаг: если люди и животные в действительности равны, то тот, кто лишает жизни скот, сам достоин смерти, чем и оправдывал в своих глазах убийство брата. Приравнивая животного к человеку, человек начинает относиться к другому человеку как к животному. Уравнивать в правах животных и людей — неоправданная крайность, считал рабби Альбо.
В Библии Авель (ивр. — букв. «пар») — второй сын Адама, убитый своим братом Каином из зависти за то, что жертва Авеля была принята Богом более благосклонно (Быт. гл. 4).

Авель женился на двух своих сестрах, и у него было 6 детей.
Земля Нод или «земля странствия» (ивр. ), от глагола 'странствовать', ивр. — место, куда, по Книге Бытие, был изгнан Каин после убийства своего брата Авеля. Локализована к востоку от Эдема. По одной из интерпретаций, название «Нод» не является именем собственным.

Поскольку по английски глагол to nod значит «дремать», «земля Нод» в англоязычной культуре издавна является шуточным обозначением сна (ср. «объятия Морфея»).
Енох — в Пятикнижии сын Каина, продолживший его род. В честь него Каин назвал и первый построенный им город (Быт., 4, 17) в земле Нод, к востоку от Месопотамии.
Мафусаил (ивр. , Метушелах) — в Библии — один из праотцов человечества (Быт.5:21-27), прославившийся своим долголетием: он прожил 969 лет. Старейший человек, чей возраст указан в Библии.

Согласно книге Бытия, был сыном Еноха и отцом Ламеха, которого родил в 187 лет. Его имя стало нарицательным для обозначения долгожителя («мафусаилов век»).

В еврейской традиции
Рассказывается, что Мафусаил сражался со злыми духами (шеддим); Предположительно, его имя происходит от слов «мавет» (смерть) и «шелах» (меч) или «шалах» (отсылать). По преданию, его молитва имела силу отгонять, «отсылать» смерть, с которой он сражался как бы духовным мечом, спасая людей. Его молитва за погибающее человечество, соединяясь с молитвой Ноя, отдаляла Всемирный потоп, который начался лишь после смерти Мафусаила.

Мафусаил доходил до «пределов земли», чтобы узнать от своего отца Еноха о предстоящем Потопе и о спасении Ноя, внука Мафусаила (Книга Еноха 111—112, Мидраш Агада к Быт. 6, 25). Смерть Мафусаила наступила перед самым Потопом (Быт.6:27; 7:6), на 600-м году жизни Ноя. Согласно Агаде, Потоп был отсрочен на семь дней ради недельного траура по Мафусаилу. Впоследствии некоторые иудейские богословы ставили под сомнение праведность Мафусаила, также ссылаясь на его возраст.

В числе «семи великих пастырей» (Сиф, Енох, Мафусаил, Авраам, Иаков, Моисей, Давид) он должен явиться на землю перед приходом Мессии.
Ламех — библейский патриарх, восьмой потомок в поколении Сифа, сын Мафусаила, отец Ноя. Согласно Быт. 5:29 Ламех назвал своего сына Ноем, «…сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь Бог». Эти слова могут быть поняты в контексте значения слова «Ной» в еврейском языке — «отдых», «покой».

Имя Ламех также носит шестой потомок в поколении Каина (Быт. 4:18). На основании сходств в родословных Каина и Сифа и подобий в именах их потомков, включая совпадение имен «Ламех», рядом учёных был сделан вывод о том, что обе родословные восходят к единому преданию. Эта точка зрения отклоняется религиозными учёными.
Иувал — в Пятикнижии сын потомка Каина, Ламеха.

Прославился изобретением музыкальных инструментов — гуслей и свирели и стал «отцом всех играющих» на них. Изобретение Иувала представляло простейшую форму струнного инструмента (Быт. IV, 21).
Ноема (ивр. , англ. Naamah, Na’amah), от еврейского слова, означающего удовольствие) — библейский персонаж, упоминаемый также в еврейской мифологии.

В Библии
В Библии Ноема упоминается всего лишь один раз: «Ламех брал в жены двух женщин, одну из них звали Ада, а вторую — Цилла…. Цилла родила сына, Тувал-Каина, умевшего ковать всевозможные инструменты из бронзы и железа. Сестру Тубала-Каина звали Ноемой.» Хотя Ламех утверждал, что является потомком Каина, несколько раз он был опровергнут потомками Сета, предком Ноя.

Упоминания в других религиях
Naamah — имя жены Ноя и дочери Эноха, деда Ноя, в средневековой еврейской «Книге Яшара».
Теолог XVII века Джон Гилл использовал имя «Наама» как имя жены Хама, сына Ноя, которую, по его мнению, путали с женой Ноя.
Naamah, город в Ханаане, указанный в книге Иисуса Навина (15:41), который был захвачен и порабощен иудейским племенем.Вероятно, город мог быть намеком на столицу Ханаана Маккеда.
Наама — аммонитянка, жена царя Соломона и мать его наследника Ровоама, согласно обоим книгам Царей 14:21, 31, и Книге Хроник 12:13. Она единственной из жен Соломона упомянута в Танахе, как родившая ребенка.
Naamah (демон), ангел измены, одна из суккубов демона Самаэля в Зохарической Каббале. Является матерью предчувствия. Главным образом, упоминается как дочь Ламеха; как стала демоном — неясно. В Гностической Каббале упоминается как Nahemah.
Енос (ивр. , Энош бен Шет) — сын Сифа, отец Каинана, третий патриарх начиная от Адама. Согласно (Быт.5:9-11) Енос прожил 905 лет.


Толкования
В Книге Бытие сказано: «У Сифа также родился сын, и он нарёк ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа Бога» (Быт.4:26)

В иудаизме
Большинство еврейских комментаторов (особенно следует отметить комментарий Маймонида в книге «Мишнэ Тора») соглашаются, что смысл этой фразы не в том, что Енос — это имя Господа, а в том, что в поколении Еноса люди впервые занялись идолопоклонством (то есть стали называть что-либо именем Господа). Идолопоклонство это было иной природы, нежели более поздние его вариации в среде людей, не знавших истинного Бога. В поколении Еноса Божественное присутствие (Шхина) было неоспоримым, но также неоспоримым был и факт, что сущности, служащие Господу, обладают частью Его силы. Ошибка, совершённая людьми поколения Еноса, состояла в том, что они решили, что эти сущности заслуживают отдельного поклонения, так как несут в себе частичку божественной силы.

В христианстве
Иной взгляд на это место отмечен в книге Владимира Мартынова «История богослужебного пения»: «Призывание имени Господа, начатое согласно Священному Писанию при Еносе, некоторыми отцами понимается как начало торжественного общественного служения, другими же толкуется как начало внутреннего сосредоточенного памятования о Боге или как стяжание умного вопля сердца. Как в том, так и в другом случае необходимо отвлечение внимания от всего земного и мирского и сосредоточение его на Небесном и Божественном»

Это подтверждается в «Толковой Библии» А. П. Лопухина комментарием к стиху «По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать (715) лет и родил сынов и дочерей. Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер. Каинан жил семьдесят (170) лет и родил Малелеила.» (Быт.5:12):

«Малелеил в переводе означает: „хвала, слава Богу“, или „хвалящий, прославляющий Его“. Этим самым указывается, очевидно, на процветание религиозных интересов при Каинане, сыне Еноса — первого организатора служения Богу, в составе которого видное место занимало торжественное призывание и прославление Творца, Промыслителя мира и Искупителя человечества».

В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона говорится о том же: «По-еврейски это имя означает слабый, немощный; носитель его отмечает собой момент полного разделения двух поколений — сифитов и каинитов. В то время как последние, гордые своими силами, всецело отдались материальной культуре, первые всю свою надежду возлагали на Бога и ввели правильное богослужение. Сифиты с этого времени стали называться сынами Божьими, в отличие от каинитов, как сынов человеческих».
Каинан (ивр. , Кейнан бен Энош) — в Пятикнижии старший сын Еноса (Эноша), внук Сифа (Шета), правнук Адама и Евы.

Родился в 325 г. от сотворения мира (3435 г. до н. э.), умер в возрасте 910 лет в 1235 г. от сотворения мира (2525 г. до н. э.). Кейнан является духовным преемником Эноша.

Старший сын Кейнана: Маалал`эль.

Евангелист Лука упоминает о нём в родословной Иисуса Христа (III, 37), как об одном из родоначальников Мессии.
Малелеил (ивр. , Маалал`эль бен Кейнан) — старший сын Каинана, упоминающийся среди потомков Сифа (Быт. 5:12-17). Родился в 395 г. от сотворения мира (3365 г. до н. э.), умер в возрасте 895 лет, в 1290 г. от сотворения мира (2470 г. до н. э.).

Старший сын Малелеила: Иаред.

Помимо книги Бытие Малелеил упоминается в родословии Иисуса Христа в Евангелии от Луки (Лук. 3:37), а также в книге Юбилеев и книге Еноха.

Имя Маалал`эль в переводе с иврита означает восхваляющий Господа
Иаред (ивр. , Ерэд бен Маалал`эль) — старший сын Малелеила, отец Еноха. Родился в 460 г. от сотворения мира (3300 г. до н. э.), умер в возрасте 962 лет, в 1422 г. от сотворения мира (2338 г. до н. э.). Это второй максимальный по продолжительности срок жизни библейского патриарха. Согласно Книге Бытие больше прожил лишь внук Иареда Мафусаил.

Ерэд является духовным преемником Маалалэля (Быт. 5:20). Старший сын Иареда: Енох (Ханох).

С именем Иареда связано крылатое выражение «Аредовы веки».
Аредовы веки — крылатое выражение, означающее большой промежуток времени.


Комментарии (41): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Хлоя_Мураками - Дневник Хлоя_Мураками | Лента друзей Хлоя_Мураками / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»