Это цитата сообщения
Елка_Палкина Оригинальное сообщениеНеспешно удаляясь от
церкви Димитрия "на поле" в сторону центра города, мы заприметили в глубине жилой застройки золочёные маковки. Это оказался Богоявленский монастырь: основанный, как говорят, ещё в XIV веке княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. В этом же монастыре приняла постриг мать убиенного царевича Дмитрия Мария Фёдоровна.
[показать]
Первоначально монастырь должен был стать частью Кремля, но в XVII веке после начавшейся реконструкции оказался за его пределами. Впрочем, от монастыря, каким мы себе его обычно представляем - ворота, каменные стены, угловые башни - увы, почти ничего не осталось. Советская власть здесь потрудилась на славу. Сохранились, если это слово применимо к состоянию зданий, три церкви - Богоявленский собор (около 1858 года), Смоленской иконы Божьей Матери (построена в 1700 году) и Фёдоровской Богоматери (1810-е годы). Смоленская и Фёдоровская церкви вместо стен монастырских окружены теперь стенами жилых домов и смотрятся сиротливо и не к месту.
[показать]
Первая открывающаяся взгляду церковь - Фёдоровской иконы Божьей Матери. Церковь имеет необычный для Углича крестообразный план, образующийся полукруглыми пристройками к основному объёму. Скорее всего, здесь сказались столичные веяния второй половины 18-го века, когда в Москве и Петербурге стали строиться центрические церкви с планом в виде креста.
[показать]
[показать]
[показать]
Церковь Смоленской иконы Божьей матери - очень нарядная и довольно характерная для Углича церковь.
[показать]
[показать]
Но и её цельный облик был изуродован поздней пристройкой - крыльцом с северной стороны.
[показать]
[показать]
И, конечно, самый главный монастырский храм - Богоявленский собор, тяжеловесный и неуклюжий, что неудивительно, поскольку к его возникновению имел непосредственное отношение К. Тон. Возможно, примыкавшая ранее к собору колокольня несколько исправляла это впечатление, но, увы, в начале XX века, она была разрушена.
[показать]
[показать]
Зато основание его связано с весьма поэтической легендой. Место, где он поставлен, первоначально занимал фруктовый сад горожан Буториных. Весной, когда яблони стояли в цвету, вышедшая на крыльцо Прасковья Буторина увидела, что в сад опустились три лебедя. Так повторялось несколько лет. После продажи земли монастырю игуменья восприняла это событие как знамение, и алтарь собора поместили на то место, где опускались лебеди. Видимо, поэтому храм развернут алтарной частью не строго на восток, как положено по канону, а почти на север.
[показать]
[показать]
Ну, а мы продолжим наш путь дальше, но в центр, к кремлю, пока не пойдём, а свернём на восток, к Алексеевскому монастырю...