Эту запись я увидела в литературном дневнике Алекса Рудова и позволю ее процитировать, потому что очень хочется, чтобы это прочли как можно больше людей, и чтобы можно было обсудить ситуацию...
Теги:
ЕГЭ, экзамены, творческий конкурс, ляпы
На днях довелось присутствовать на собеседовании в один из самых престижных вузов страны. Факультет творческий, отбор учащихся включает в себя не только сравнение результатов ЕГЭ, но и сочинение на заданную тему и собеседование, цель которого – выяснить кругозор абитуриента, его мотивированность, круг интересов. И стало мне грустно. Бедные дети. Какими же мы, взрослые, их растим…
Забегая вперед, скажу, что ни одного тупого, или откровенного «здравствуй, дерево» человека на собеседовании не было. Как не было и цели забить рвущегося к учебе парнишку или барышню. Но мне показалось, что год от года, а в комиссию я попадаю третий год, ситуация с понятием «кругозор» становится из критической патовой.
Итак, что довелось услышать…
… Ленин и Сталин руководили страной попеременно. (То один, то второй, то лысый, то усатый. И так они и жили, попивая по вечерам «коктейль Молотова».)
… Гитлер – «это такой плохой человек». Геринг? Борман? Геббельс? Не слышал. «Семнадцать мгновений весны»? Не смотрел.
… Мы воевали с немцами и выиграли, хотя со стороны немцев было много талантливых, ярких генералов (имен нет), с нашей – только один (!) генерал по фамилии Жуков. У него была лошадь.
… Американцы воевали с Вьетнамом в начале прошлого века.
… В Америку Хрущев возил с собой Кузькину мать.
… Горбачев – историк, который работал после войны (с чем в общем не поспоришь).
… Как называлась наша страна до...? Русь. А, между... Ну, эта. "Сасасэр". В ней было 10 республик. Они дружили и общались.
… Маргарет Тэтчер – женщина, она руководила Германией в 60-е годы.
Упс. Белый лист! Впечатление такое, что человек родился, а до него не было ровным счетом ничего. В блокноте полно и других записей, цитировать которые просто неловко.
А несколько лет назад мне казался шедевральным такой диалог:
– Что вы любите читать?
– Брэдбери.
– Ой, как хорошо. А что именно?
– Двести десять… четыреста восемь… сто шестьдесят… Ну сколько-то там градусов по... По этому, ну, мера длины такая... По Фаренгейту!
– Мера длины? Хм... Ну ладно. А «Вино из одуванчиков» не пробовали?
– Нет. Я - не пью!
В мыслях нет такого – встать на позицию злобной старухи и гнусаво ворчать: «В наше-то время…» Однако тенденция – пугающая. Симпатичные ребята-абитуриенты удивляли и огорчали полным отсутствием представления о географии, с трудом называли столицы государств (наизусть – только Лондон и Париж). Не могли назвать ни устройства государственной власти, ни современных писателей, читали классику лишь в сокращенном варианте (по специально выпущенному сборнику по подготовке к экзаменам)… Расхожее выражение «любому школьнику известно» на глазах теряло не только актуальность, но и смысл.
Ситуация заставила задуматься. И выскажу личное мнение, не претендуя, так сказать…
Когда дети раньше сдавали обычные, «классические» экзамены, они страдали и пыхтели, корпея над билетами, но в итоге все же что-то оставалось в их голове, по крайней мере на какое-то время после экзаменов. Безусловно, отменили их не просто так, а из лучших побуждений. Да и существующую коррупционную схему надеялись раздраконить. Уж про злоупотребления всякие, которые случались тогда, вспомнить страшно. А потом что вышло?
Сдавая ЕГЭ по выбору, дети, боюсь, оставляют в итоге «за пределами своей компетенции» невероятный пласт знаний. Да чего там – «боюсь»! Это уже очевидно. И с каждым годом – лишь очевиднее. Заточенные исключительно на ответы в форме теста, они ведь еще при этом искренне считают себя знающими! Ну как же, по литературе – 98! А стоит копнуть… Так сразу зарыть обратно хочется. Чтобы не пугали чудовищная поверхностность знаний и глубина незнания. И чудовищный самообман приобретает очертания гигантского надуваемого тысячами губ пузыря, который уже трещит по швам, вот-вот лопнет – на собеседовании довелось искупаться в первых брызгах рвущегося чудища.
Да простят меня радетели ЕГЭ, но что-то не то вышло с их детищем. Так бывает и с любимым ребенком: растили его, холили, лелеяли, воспитывали, хотели как лучше, а оно вдруг выросло, и поперло из него такое, что…
Вот также, мне кажется, и с ЕГЭ. Уже известно: и списать на нем все равно можно, и о фактах подтасовки говорят открыто, и едут к нам поступать абитуриенты из регионов порой с такими результами ЕГЭ, что глаза на лоб лезут. Выходит, не вышло коррупцию придушить и таким способом?
Но только кажется мне, куда страшнее завышенных (или – по чудовищной случайности, из-за экзаменационной трясучки и стресса нелепо заниженных) баллов – атрофия мозга, ориентированного исключительно на тестовое обучение, подмена привычки размышлять на полуавтоматически поставленную галочку напротив правильного ответа в тесте. И как итог – полное непонимание того, отчего в такой ужас приходят взрослые тети и дяди, слушая речи, которые самому тебе кажутся умными.
– Мое хобби – классическая литература.
– О, как прекрасно. Достоевского читали?
– Ну, так…
– Ну хорошо, назовите, пожалуйста, какой-нибудь роман Достоевского.
Десятиминутное молчание. Потом – озарение:
– «Братья Стругацкие»!
Занавес падает. И – тишина…