Билеты часть 2 ответы на 1 вопросы
13-12-2007 14:43
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Ответы по правоохранительным органам (1 вопросы)
БИЛЕТ №1
1.Понятие правоохранительной деятельности государства, понятие и система правоохранительных органов.
Ответ:
ПРИЗНАНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ЯВЛЯЮТСЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ ОБЯЗАННОСТЬЮ ГОСУДАРСТВА, ВСЕХ ЕГО ОРГАНОВ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ. БЕЗ ТАКОГО ВСЕСТОРОННЕГО ПОДХОДА НЕВОЗМОЖНА РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТИХ ПРАВ И СВОБОД. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, КОГДА НАРУШЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ДРУГИМИ ЛИЦАМИ ИЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ СВЯЗАНО С НАРУШЕНИЕМ КОНКРЕТНЫХ ПРАВОВЫХ НОРМ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ИЛИ ИНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, КОГДА ВОЗНИКАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕСЕЧЕНИЯ ТАКИХ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННЫХ ПРАВ, – ЭТА ОБЯЗАННОСТЬ ВОЗЛАГАЕТСЯ НА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.
Меры борьбы с преступностью принято делить на общие и специальные. К общим мерам противодействия преступности и иным правонарушениям относились: повышение благосостояния населения, рост его культурного уровня, повышение образованности, иные меры социального характера. К специальным мерам относились те, которые прямо и непосредственно воздействовали на преступность и иные правонарушения.
ЧТО КАСАЕТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕР, А ЭТО В ОСНОВНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ТО ОНИ, ХОТЯ И ОТНОСИЛИСЬ К МЕРАМ, КОТОРЫЕ ПРЯМО ВЛИЯЮТ НА ПРЕСТУПНОСТЬ И ИНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРИЗНАВАЛИСЬ НЕ ГЛАВНЫМИ, А ИНОГДА И ВТОРОСТЕПЕННЫМИ. В ЭТОМ, КАК ТЕПЕРЬ ОЧЕВИДНО, ПРОСМАТРИВАЕТСЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД – СТРЕМЛЕНИЕ ВЫДАТЬ ЖЕЛАЕМОЕ ЗА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ИДЕЕ ЛИКВИДАЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ И ПОСТРОЕНИЯ НОВОГО ОБЩЕСТВА.
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ СОСТАВЛЯЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОМ ОБОСОБЛЕННУЮ ПО ПРИЗНАКУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ГРУППУ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА, ИМЕЮЩИХ СВОИ ЧЕТКО ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ. ЭТИ ЗАДАЧИ СОСТОЯТ ЛИБО В ВОССТАНОВЛЕНИИ НАРУШЕННОГО
ПРАВА, НАПРИМЕР, В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ, ЛИБО В НАКАЗАНИИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯ, КОГДА ВОССТАНОВИТЬ НАРУШЕННОЕ ПРАВО НЕВОЗМОЖНО (ПРИ СОВЕРШЕНИИ НЕКОТОРЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НАПРИМЕР, ПРИ УБИЙСТВЕ), ЛИБО В ВОССТАНОВЛЕНИИ НАРУШЕННОГО ПРАВА И НАКАЗАНИИ ОДНОВРЕМЕННО, КОГДА ВОЗМОЖНОСТЬ ВОССТАНОВИТЬ НАРУШЕННОЕ ПРАВО ИМЕЕТСЯ, НО ПРАВОНАРУШИТЕЛЬ ЗАСЛУЖИВАЕТ ЕЩЕ И НАКАЗАНИЯ. РЕШАЯ ЭТИ ЗАДАЧИ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ЗАЩИЩАЮТ ЖИЗНЬ, ЗДОРОВЬЕ, ИМУЩЕСТВО ГРАЖДАН, ИХ СОБСТВЕННОСТЬ, СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВА, ГОСУДАРСТВЕННЫХ, ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЧАСТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЗАЩИЩАЮТ ГОСУДАРСТВО И ЕГО ИНСТИТУТЫ, ПРИРОДУ, ЖИВОТНЫЙ МИР И Т.Д.
Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами:
– начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод: сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение1. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных,
общественных и частных организаций;
– правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях – и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную или уголовную ответственность;
– правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение
другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;
– решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и соответствующими обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов. Нарушение такого требования влечет отмену принятого решения, а иногда и ответственность лица, его принявшего;
– законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для правонарушителей
дополнительные санкции;
– все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.
БИЛЕТ №2
1.Правоохранительные функции; предмет и система курса. «Правоохранительные органы РФ»
Ответ:
Функции:
конституционный контроль;
- отправления правосудия;
- прокурорский надзор;
- расследования преступлений;
- оперативно-розыскной;
- исполнение судебных решений;
- оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;
- предупреждения преступлений и иных правонарушений.
В СОВОКУПНОСТИ ЭТИ ФУНКЦИИ ХАРАКТЕРИЗУЮТ РАЗДЕЛЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И В ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТЕПЕНИ ВЛИЯЮТ НА ИХ СТРУКТУРУ. ОТ НАЛИЧИЯ ИЛИ ОТСУТСТВИЯ ФУНКЦИИ ЗАВИСИТ НАЛИЧИЕ ИЛИ ОТСУТСТВИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА. НИЖЕ БУДЕТ ДАНА ПОДРОБНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСЕХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ. ЗДЕСЬ ЖЕ РАССМОТРИМ ТОЛЬКО НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СООТНОШЕНИЯ ФУНКЦИЙ, РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ МЕЖДУ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ И ДРУГИМИ УЧАСТНИКАМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ.
Некоторые одноименные функции выполняются различными правоохранительными органами при разграничении их подведомственности, подследственности или подсудности: функцию оперативно-розыскной деятельности выполняют органы внутренних дел, органы безопасности и др.; функцию расследования при дознании выполняют органы милиции, безопасности, пожарного надзора и т.д.; функцию расследования при производстве предварительного следствия выполняют следователи прокуратуры, внутренних дел, безопасности; функцию правосудия выполняют суды общей юрисдикции по гражданским и уголовным делам, арбитражные суды.
КАЖДОЙ ФУНКЦИИ СООТВЕТСТВУЮТ НАИБОЛЕЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЕ, ВЫРАБОТАННЫЕ ОПЫТОМ И ЗАКРЕПЛЕННЫЕ В ЗАКОНЕ СРЕДСТВА И ПРОЦЕДУРЫ РЕАЛИЗАЦИИ, КОТОРЫЕ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ – В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОДЕРЖАНИЯ ФУНКЦИИ – ТЕМ ИЛИ ИНЫМ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМ ОРГАНАМ. ИСХОДЯ ИМЕННО ИЗ ЭТИХ ПОЛОЖЕНИЙ БЫЛА ПОСТРОЕНА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ; В ПЕРИОД ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА ОТ НЕЕ ДОПУСКАЛИСЬ СЕРЬЕЗНЫЕ, ВЕДУЩИЕ К ПРОИЗВОЛУ ОТСТУПЛЕНИЯ.
БИЛЕТ №3
1. Основные источники курса.
Ответ:
В соответствии с Конституцией Российской Федерация к ведению Российской Федерации отнесены: установление системы федеральных органов судебной власти; судоустройство; прокуратура; формирование федеральных органов судебной власти, а также федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные органы (МВД, ФСБ и др.), Организация и деятельность государственных органов и негосударственных образований, изучаемых в рамках данного курса, регулируются множеством нормативных актов различного уровня и неодинаковой юридической силы. Эти нормативные акты могут быть классифицированы по их предмету (содержанию) и форме (виды источников).
ПО ПРЕДМЕТУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, УНИВЕРСАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ. К ИХ ЧИСЛУ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ИЗУЧАЕМОЙ СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ОТНОСИТСЯ ОДИН НОРМАТИВНЫЙ АКТ, НО АКТ ВЫСШЕЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЫ – КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Организация и деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность и общественный порядок, регламентируются, прежде всего, рядом законов Российской Федерации (о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о безопасности, о внутренних войсках, о государственной границе, частной детективной и охранной деятельности), а также Таможенным кодексом РФ.
Организация и структура центральных аппаратов указанных органов строится на основе положений о соответствующих министерствах, ведомствах, службах.
ПО СВОЕЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СИЛЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ, ПРОКУРАТУРЫ, ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ДРУГИХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ И ПРАВООБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ОРГАНОВ, ДАЛЕКО НЕОДИНАКОВЫ.
Высшую ступень иерархической лестницы нормативных актов, регулирующих рассматриваемую сферу, занимает Конституция Российской Федерации.
Вторую ступень занимают федеральные законы РФ, а среди них, прежде всего – федеральные конституционные законы.
Необходимо учитывать, что федеральные законы по своей значимости и сфере регулирования существенно различаются, но ко всем им предъявляется общее требование – они не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15).
Нормативный характер имеют постановления этого государственного органа. Характерно, что постановления эти в рассматриваемой сфере правового регулирования принимались двух разновидностей. Одними утверждались положения. В других случаях непосредственно в самом постановлении высшего законодательного и представительного органа решались те или другие вопросы, нуждающиеся в нормативно-правовом регулировании.
Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных актов постановления Правительства Российской Федерации. Среди нормативных актов федерального уровня заключительным звеном являются ведомственные нормативные акты. Эти акты носят разные названия: приказы, инструкции, правила, положения и т.п. Ведомственные нормативные акты иногда издают совместно два или несколько ведомств.
В СООТВЕТСТВИИ С Ч. 4 СТ. 15 КОНСТИТУЦИИ ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ ЕЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ. ЗАМЕТИМ, ОДНАКО, ЧТО ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА РЕАЛИЗУЮТСЯ В ОСНОВНОМ ЧЕРЕЗ ВНУТРЕННЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. В СООТВЕТСТВИИ С ЭТИМ В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ, УКАЗАННЫЕ НОРМЫ ВКЛЮЧЕНЫ В ЗАКОН О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ, ДРУГИЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ О СУДАХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ, А ВАЖНЕЙШИЕ ИЗ НИХ ДАЖЕ В КОНСТИТУЦИЮ.
В отношении международных договоров, к числу которых относятся договоры о правовой помощи по уголовным делам, Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) оговаривает: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Международными договорами, в частности, в значительной степени регулируется порядок сношения судов, прокуроров, органов расследования с соответствующими учреждениями иностранных государств.
БИЛЕТ №4
1.Понятие и основные признаки судебной власти.
Ответ:
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции).
ТЕРМИН "СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ" УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В РАЗНЫХ ЗНАЧЕНИЯХ. ТАК, МОЖНО ГОВОРИТЬ, ЧТО СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ – ЭТО СУД, СИСТЕМА СООТВЕТСТВУЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ТОТ ИЛИ ИНОЙ СУД ИЛИ ВСЕ СУДЫ. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ОПРЕДЕЛЯЕТ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ КАК СИСТЕМУ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРАВОСУДИЕ.
Судебная власть – вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы.
Власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация.
ИЗ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЛЕДУЕТ, ЧТО СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПРИНАДЛЕЖИТ СПЕЦИАЛЬНЫМ ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВА – СУДАМ, ВХОДЯЩИМ В СУДЕБНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТИТУЦИОННОГО, ГРАЖДАНСКОГО, АДМИНИСТРАТИВНОГО И УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
(СТ. 10, 118 КОНСТИТУЦИИ). СУДОПРОИЗВОДСТВО ПРЕДПОЛАГАЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВСЕГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДА ПУТЕМ УСТАНОВЛЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПРОЦЕДУРЫ, ГАРАНТИРУЮЩЕЙ ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ, ЗАКОННОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ РЕШЕНИЙ СУДА.
Важнейшая функция судебной власти – осуществление правосудия. "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом" (ст. 118 Конституции). Правосудие – исключительная компетенция судебной власти.
В ЧИСЛЕ ИНЫХ, КРОМЕ ПРАВОСУДИЯ, ПОЛНОМОЧИЙ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ЕЕ РАЗЛИЧНЫМ ВЕТВЯМ ТАКЖЕ ПРИНАДЛЕЖАТ: КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ; КОНТРОЛЬ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ И ОБОСНОВАННОСТЬЮ РЕШЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В СЛУЧАЕ ИХ ОБЖАЛОВАНИЯ В СУД; КОНТРОЛЬ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ И ОБОСНОВАННОСТЬЮ АРЕСТОВ И ЗАДЕРЖАНИЙ, ПРОИЗВЕДЕННЫХ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ; САНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОГРАНИЧЕНИЕМ ПРАВ ГРАЖДАН, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 23 И 25 КОНСТИТУЦИИ; РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ; УЧАСТИЕ В ФОРМИРОВАНИИ СУДЕЙСКОГО КОРПУСА И ДР.
Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом.
Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:
1. Судебная власть – вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами,
выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей (родительская власть, власть воспитателя, "власть толпы", власть общественного мнения, власть средств массовой информации – "четвертая власть"), судебная власть – одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.
2. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ПРИНАДЛЕЖИТ ТОЛЬКО СУДАМ – ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ, ОБРАЗУЕМЫМ В УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОМ ПОРЯДКЕ, ФОРМИРУЕМЫМ ИЗ ЛЮДЕЙ, СПОСОБНЫХ НА ОСНОВЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ И СВОИХ ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРАВОСУДИЕ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ В ИНЫХ ФОРМАХ. В СОСТАВ СУДА ПОМИМО СУДЕЙ, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЕ, МОГУТ ВХОДИТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАРОДА, ВРЕМЕННО ИСПОЛНЯЮЩИЕ СВОИ ФУНКЦИИ ПО УЧАСТИЮ В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ. НО СУД НЕМЫСЛИМ БЕЗ СУДЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРАВОСУДИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОСНОВЕ.
3. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ – СЛЕДУЮЩИЙ ЕЕ ПРИЗНАК, СВЯЗАННЫЙ С ПРЕДЫДУЩИМ. СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ ВПРАВЕ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ТОЛЬКО СУДЫ (СТ. 118 КОНСТИТУЦИИ РФ, СТ. 1 ЗАКОНА "о СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ). НИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ, НИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ, НИ ИНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ,
ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ПРОЧИЕ ОРГАНИЗАЦИИ НЕ ВПРАВЕ ОБЛАДАТЬ ПОЛНОМОЧИЯМИ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫМИ ТОЛЬКО СУДУ, ПРИСВАИВАТЬ СЕБЕ ЭТИ ПОЛНОМОЧИЯ. ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ – ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ – ПО КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИНАДЛЕЖИТ ТОЛЬКО СУДУ. ТАК, ТОЛЬКО СУД МОЖЕТ ПРИЗНАТЬ ЧЕЛОВЕКА ВИНОВНЫМ В ПРЕСТУПЛЕНИИ И ПОДВЕРГНУТЬ ЕГО УГОЛОВНОМУ НАКАЗАНИЮ.
4. Независимость, самостоятельность, обособленность – характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону (ст.120 Конституции, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося в их производстве. Вмешательство в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечет за собой уголовную ответственность. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия.
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО СУДЕБНЫЕ ФУНКЦИИ СУД НЕ ДЕЛИТ С КАКИМИ-ЛИБО ДРУГИМИ ОРГАНАМИ, А РЕШЕНИЯ СУДА НЕ ТРЕБУЮТ ЧЬИХ-ЛИБО САНКЦИЙ ИЛИ УТВЕРЖДЕНИЯ. СУДЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ СУДЕБНУЮ ВЛАСТЬ, ОБРАЗУЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ВЕТВЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.
Обособленность судебной власти тесно связана с ее независимостью и самостоятельностью. Она означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей специфической сфере. Это не означает, что суды изолированы от законодательной и исполнительной власти. Но их взаимодействие с другими ветвями государственной власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей, выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему.
5. Процессуальный порядок деятельности – важнейший признак судебной власти.
Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий
суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Он устанавливает процессуальную форму, как судебных действий, так и судебных решений и документов.
ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ, ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ, ПРОИЗВОДСТВА В АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ РЕГУЛИРУЕТСЯ РАЗВЕРНУТЫМИ НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ: ГРАЖДАНСКИМ ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ КОДЕКСОМ, УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ КОДЕКСОМ, АРБИТРАЖНЫМ ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ КОДЕКСОМ.
6. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПУТЕМ СУДОПРОИЗВОДСТВА – ПРИЗНАК СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ, ЧТО ОПРЕДЕЛЕНО СТ. 118 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГДЕ НАЗВАНЫ КОНСТИТУЦИОННОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ И УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО. СУДОПРОИЗВОДСТВО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОТОРАЯ НАЧИНАЕТСЯ ПРИ НАЛИЧИИ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОМ ОСНОВАНИЙ И ПОВОДОВ (НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ В КОНСТИТУЦИОННОСТИ НОРМАТИВНОГО АКТА И СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ОБРАЩЕНИЕ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД; СПОР, ВОЗНИКШИЙ ИЗ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ, И ОБРАЩЕНИЕ В СУД ЗА ЗАЩИТОЙ ПРАВА ИЛИ ОХРАНЯЕМОГО ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСА; ФАКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ И (ОБЫЧНО) ПРОТОКОЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ; ОБНАРУЖЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОДТВЕРЖДАЕМЫХ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ЗАКОНОМ ИСТОЧНИКОМ; ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СПОР, ВОЗНИКШИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ, И ОБРАЩЕНИЕ ЗА ЗАЩИТОЙ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД). ЭТА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИВАЕТСЯ В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, УСТАНОВЛЕННОЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ И ПРОТЕКАЕТ В ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ
ФОРМАХ. В НЕЙ УЧАСТВУЮТ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА И ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ СВОИ ПРАВА И ИСПОЛНЯЮЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ. ОНА МОЖЕТ НАЧИНАТЬСЯ ЕЩЕ ДО ВМЕШАТЕЛЬСТВА СУДА. НАПРИМЕР, РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ СЛЕДОВАТЕЛЕМ ПО ТЕРМИНОЛОГИИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНА СОСТАВЛЯЕТ ЧАСТЬ СУДОПРОИЗВОДСТВА. НО СУДОПРОИЗВОДСТВО, О КОТОРОМ ГОВОРИТСЯ В КОНСТИТУЦИИ, ОЗНАЧАЕТ НЕПРЕМЕННО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДА, КОТОРЫЙ РАССМАТРИВАЕТ КОНКРЕТНОЕ ДЕЛО И ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ НА ОСНОВЕ ЗАКОНА, ФОРМУЛИРУЯ ЕГО В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ, ОСУЩЕСТВЛЯЯ ПРАВОСУДИЕ.
7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону (ст. 120 Конституции; ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).
Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты. Судебное толкование законов – необходимое условие правосудия и других видов реализации судебной власти. Российское право исходит из отрицания значения судебного прецедента как самостоятельного источника права. Но судебная практика, сталкиваясь со сложными ситуациями в применении правовых норм, вырабатывает принципиальные решения, адекватно выражающие смысл закона. Конституция РФ предоставляет Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации право давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 и 127 Конституции).
Эти разъяснения ориентируют суды на правильное понимание и применение закона, но сами являются подзаконными актами. Прежде высшим судебным органам предоставлялось право давать судам "руководящие указания", а затем "руководящие разъяснения" по вопросам применения законодательствавозникающим при рассмотрении судебных дел.
БИЛЕТ №5
1. Понятие судебной власти. Звено судебной системы.
Ответ:
Судебная власть в России принадлежит только судебным органам. Ее осуществляет только суд (ст.1 Закона о судебной системе).
ПРАВОСУДИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО СУДАМИ,УЧРЕЖДЕННЫМИ В СООТВЕТСТВИИ С КОНСТИТУЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫМ КОНСТИТУЦИОННЫМ ЗАКОНОМ "о СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РФ". СОЗДАНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СУДОВ И СУДОВ, НЕ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОМ, НЕ ДОПУСКАЕТСЯ. В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕЙСТВУЮТ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СУДЫ, КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ И МИРОВЫЕ СУДЬИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ СУДЕБНУЮ СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
К федеральным судам относятся:
– Конституционный Суд Российской Федерации;
–Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
– Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 21 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.
Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным
конституционным законом.
В соответствии со ст. 22 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.
Ответственность функций, выполняемых судами, обусловливает особо высокие требования к лицам, которым доверяется судебная власть и которые осуществляют ее на профессиональной основе. К судьям предъявляются требования нравственного свойства, которые сформулированы в законе и приобретают правовое значение. Судья, как личность, должен быть справедлив, честен, добросовестен, объективен, беспристрастен, обладать развитым чувством совести. Судьи в России приобретают свои полномочия, как правило, в результате назначения на должность. Суд осуществляет судебную власть в судебном составе, определяемом в соответствии с законодательством, устанавливающим процессуальный порядок рассмотрения конкретных дел. Судебная система – это совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией судов, объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства. Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Надзор Верховного Суда за судебной деятельностью в полном объеме распространяется как на общие, так и на военные суды.
Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Федерации.
Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенции, и поэтому принято различать звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое место в судебной системе, относятся к одному звену судебной систему. Так, все районные (городские) суды образуют первое звено системы судов общей юрисдикции, все областные и им соответствующие суды – второе звено, Верховный Суд Российской Федерации – третье, высшее звено. Основное звено судебной системы федеральных судов общей юрисдикции – районные (городские) суды. Они рассматривают подавляющее большинство судебных дел, ближе всего находятся к населению. Верховные суды республик, краевые, областные суды – среднее звено судебной системы. Суды второго и третьего
звена судебной системы, правомочные проверять законность и обоснованность решений судов низших звеньев, принято называть вышестоящими, а суды, чьи решения могут быть предметом проверки, – нижестоящими.
Военные суды также состоят из трех звеньев: основное, первое звено – военные суды гарнизонов и
им равные; среднее, второе звено – военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов,
групп войск. Высшее, третье звено – Верховный Суд Российской Федерации, в структуре которого имеется Военная коллегия.
Гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам.
Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, указанные в части третьей статьи 31 УПК РФ, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.
Система арбитражных судов состоит из трех звеньев. Основное, первое звено – арбитражные суды республик, краевые, областные и другие соответствующие им арбитражные суды субъектов Федерации.
Второе звено – федеральные арбитражные окружные суды. Высшее звено – Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
БИЛЕТ №6
1.Суд первой инстанции. Суд второй(апелляционной, кассационной)
Инстанции. Суд надзорной инстанции.
Ответ:
Помимо разделения судов на звенья судебной системы, определяющие их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй (апелляционной и кассационной) инстанции и суды надзорной инстанции.
СУД ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ В СИСТЕМЕ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ИССЛЕДУЕТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ, РАССМАТРИВАЯ ГРАЖДАНСКИЕ И УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА ПО СУЩЕСТВУ, И ИМЕНЕМ ГОСУДАРСТВА ВЫНОСИТ РЕШЕНИЕ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ДЕЛУ ИЛИ ПРИГОВОР ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ. СУДЫ ПЕРВОГО ЗВЕНА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ – СУДЫ ТОЛЬКО ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ. В КАЧЕСТВЕ СУДА ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ СУД ЛЮБОГО ЗВЕНА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ.
Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или кассационного представления прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и вправе отменить их или в определенных пределах внести в них изменения. Например, областной суд является судом второй инстанции по отношению к районному суду.
СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИИ УПРАВОМОЧЕННЫХ НА ТО ПРОКУРОРОВ ИЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ СУДОВ (И ИХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ) ПРОВЕРЯЕТ ЗАКОННОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ РЕШЕНИЙ СУДА ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ, А ТАКЖЕ РЕШЕНИЙ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ ИЛИ НИЖЕСТОЯЩЕЙ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ.
Суды второго звена судебной системы могут выступать в качестве судов первой, второй и надзорной инстанции.
ОПРЕДЕЛЕННАЯ СПЕЦИФИКА ПОЛНОМОЧИЙ ИМЕЕТСЯ В АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ.
В ЧАСТНОСТИ, В НИЗОВОМ (ПЕРВОМ) ЗВЕНЕ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ИМЕЕТ МЕСТО НЕ ТОЛЬКО СЛУШАНИЕ ДЕЛ ПО ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ, НО И ПОВТОРНОЕ ИХ РАССМОТРЕНИЕ В АПЕЛЛЯЦИОННОМ ПОРЯДКЕ.
Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке законность судебных актов по делам, рассматриваемым в низовом звене арбитражных судов в первой или апелляционной инстанциях.
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РАССМАТРИВАЕТ ПО ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ ДЕЛА, ОТНЕСЕННЫЕ К ЕГО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ПОДСУДНОСТИ, А ТАКЖЕ ПРОВЕРЯЕТ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА ЗАКОННОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ СУДЕБНЫХ АКТОВ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ЗАКОННОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ НЕ ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ ПРИГОВОРОВ СУДОВ ПРИСЯЖНЫХ ПРОВЕРЯЕТ КАССАЦИОННАЯ ПАЛАТА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, ДЕЙСТВУЮЩАЯ В СОСТАВЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ.
БИЛЕТ №7
1. Понятие правосудия и его признаки.
Ответ:
В общем виде конституционные принципы правосудия можно рассматривать как закрепленные Конституцией Российской Федерации или вытекающие из ее норм основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Конституционные принципы правосудия должны быть опосредованы в отраслевом законодательстве, т.е. в федеральных законах о судебной системе, о судах, о судьях.
Решая при осуществлении правосудия вопрос о пределах действия того или иного принципа правосудия, необходимо опираться, во-первых, на предписания ч. 1 ст. 15 Конституции, содержащей категорические правила о том, что:
а) Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу;
б) ее нормы имеют прямое действие на всей территории России;
в) законы и другие правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России.
К системе конституционных принципов есть основание отнести принципы: законности; осуществления правосудия только судом; независимости судей; осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; обеспечения права каждому на обращение в суд за защитой своих интересов; презумпции невиновности; обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту; состязательности и равноправия сторон; гласности разбирательства дела в суде; языка судопроизводства и обеспечения пользования родным языком при осуществлении правосудия; участия граждан в осуществлении правосудия; охраны чести и достоинства личности; непосредственности и устности судебного разбирательства при осуществлении правосудия.
Наиболее полно все принципы реализуются в стадии судебного разбирательства.
В других стадиях они проявляются в меньшей степени. В стадии предварительного расследования некоторые принципы проявляются в ограниченных пределах или не проявляются совсем.
БИЛЕТ №9
1. Служба судебных приставов. Обязанности и права судебных приставов.
Ответ:
Деятельность по исполнению судебных решений, вынесенных по гражданским делам, и приговоров по уголовным делам в части имущественных взысканий представляет собой самостоятельную область
правоохраны. Особая сфера правоприменения и правоохраны образуется в связи с организацией судебного процесса, обеспечением условий для соблюдения его установленного законом порядка. То и другое обусловливает необходимость проведения определенных действий, а иногда и противодействия лицам, препятствующим нормальному отправлению правосудия
Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности
судов.
1. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов:
– обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
– выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;
– исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
– обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
– проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;
– поддерживает общественный порядок в судебных помещениях;
– взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
– предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции;
– осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;
– участвует по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий;
– проходит специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
2. Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей имеет право:
– обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск;
– применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом.
Обязанности и права судебных приставов-исполнителей.
1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:
– принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
– предоставляет сторонам исполнительного производства (далее – стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
– рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
– обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.
2. Судебный пристав – исполнитель имеет право:
- получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;
- проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
- давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
- входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
- арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
- налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
- использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
- в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;
- объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
- вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам находящимся в производстве;
- совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве.
БИЛЕТ № 10
1. Конституционный суд РФ – судебный орган конституционного контроля. Основы организации и полномочия.
Ответ:
Одним из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Судебный конституционный контроль – важный элемент системы разделения властей. В некоторых государствах конституционный контроль возложен на общую судебную систему.
ОСНОВНЫМИ ПРИНЦИПАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ: НЕЗАВИСИМОСТЬ, НЕСМЕНЯЕМОСТЬ, НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ, РАВЕНСТВО ПРАВ СУДЕЙ. В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 3 ФКЗ "О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РФ" ЗАКОНОДАТЕЛЬ ЗАКРЕПЛЯЕТ ПОЛНОМОЧИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и
органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации,
Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях,
когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКРЕПИЛА ЧЕТКО ОГРАНИЧЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СУБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ ОБРАЩАТЬСЯ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД С ЗАПРОСАМИ ПО РАЗРЕШЕНИЮ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ ЭТИХ АКТОВ КОНСТИТУЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЭТО: ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА, ОДНА ПЯТАЯ ЧЛЕНОВ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ПЕРЕЧНЯ СУБЪЕКТОВ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ТОТ ФАКТ, ТО ПО РАНЕЕ ДЕЙСТВОВАВШЕМУ ЗАКОНУ ЭТИМ ПРАВОМ БЫЛИ НАДЕЛЕНЫ ПАРТИИ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И КАЖДЫЙ ДЕПУТАТ.
Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Важным полномочием обладает Конституционный Суд Российской Федерации в области защиты прав и свобод граждан. Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Конституционный Суд Российской Федерации наделен правом толкования Конституции Российской Федерации, которое он дает по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.
На пленарных заседаниях может быть рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конституционного Суда. Вместе с тем в законе установлено, что Конституционный Суд исключительно в пленарных заседаниях:
1. Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституциям республик и
уставам субъектов Российской Федерации.
2. Дает толкование Конституции Российской Федерации.
3. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
4. Принимает послания Конституционного Суда.
5. Решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
В заседаниях палат Конституционный Суд разрешает дела, отнесенные в его ведение и не подлежащие рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях.
В ЗАСЕДАНИЯХ ПАЛАТ КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД:
1. Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральным законам, нормативным актам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) законам и иным нормативным актам субъектов Российской Федерации, изданным по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Федерации и ее субъектов;
в) договорам между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договорам между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступившим в законную силу международным договорам Российской Федерации.
2. РАЗРЕШАЕТ СПОРЫ О КОМПЕТЕНЦИИ:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
3. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
БИЛЕТ № 11
1. Общие правила конституционного судопроизводства.
Ответ:
Принципами конституционного судопроизводства являются как общие конституционные принципы осуществления правосудия в Российской Федерации, так и принципы непосредственно конституционного судопроизводства.
Независимость
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным
конституционным законом (ст. 29 Закона).
В своей деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп.
Коллегиальность
Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом Российской Федерации коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.
Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты – при наличии не менее трех четвертей ее состава.
При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.
Гласность
Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
Устность разбирательства
Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд Российской Федерации заслушивает объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашает имеющиеся документы.
В заседании Конституционного Суда Российской Федерации могут оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.
Язык конституционного судопроизводства
Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке.
Участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.
Непрерывность судебного заседания
Заседание Конституционного Суда Российской Федерации по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.
Конституционный Суд Российской Федерации до принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания не может рассматривать в пленарном заседании другие дела.
Палата Конституционного Суда Российской Федерации до принятия решения по рассматриваемому делу или до отложения его слушания не может рассматривать другие дела, отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к компетенции палаты.
До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат. До вынесения решения по делу, рассматриваемому в заседании палаты, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.
Состязательность и равноправие сторон
Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
Обращение в Конституционный Суд. В Законе установлены поводы и основания к рассмотрению дел в суде, что является обязательным условием для самой возможности рассмотрения дела. Поводом к рассмотрению дела является обращение в Конституционный Суд в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям Закона о Конституционном Суде. К числу таких требований относятся: наличие надлежащего субъекта обращения, соответствие обращения компетенции суда и т.д.
Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Предварительное рассмотрение обращений. После поступления и регистрации обращения оно рассматривается в предварительном порядке Секретариатом Конституционного Суда в случаях, если обращение:
1) явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;
2) по форме не отвечает требованиям Федерального конституционного закона;
3) исходит от ненадлежащего органа или лица;
4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено Федеральным конституционным законом, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.
Предварительное изучение обращения судьями
Конституционного Суда Российской Федерации
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном Конституционным Судом Российской Федерации, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения.
Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 41 Закона).
Общие процедурные правила рассмотрения дел. Созыв пленарных заседаний осуществляется Председателем Конституционного Суда, а заседаний палат – председательствующим в палате. В пленарных заседаниях и в заседаниях палат применяется единый порядок рассмотрения вопросов. Решение о назначении дел к слушанию в пленарном заседании или в заседании палат принимается Конституционным Судом в пленарном заседании не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел.
РАССМОТРЕНИЕ КАЖДОГО ДЕЛА ОБРАЗУЕТ ПРЕДМЕТ ОСОБОГО ЗАСЕДАНИЯ.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД МОЖЕТ СОЕДИНИТЬ В ОДНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ ДЕЛА ПО ОБРАЩЕНИЯМ, КАСАЮЩИМСЯ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПРЕДМЕТА.
Судья-докладчик назначается Конституционным Судом для подготовки дела к слушанию, составлению проекта решения, а также изложения материалов в заседании. В его полномочия входят истребование необходимых документов и материалов, поручение производства проверок, исследований, экспертиз, использование консультаций специалистов, направление запросов. Судья-докладчик вместе с председательствующим определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дает распоряжения об оповещении, о месте и времени заседания, о направлении участникам процесса необходимых материалов.
Участниками процесса в Конституционном Суде являются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики.
Сторонами в конституционном судопроизводстве являются: заявители – органы или лица, направившие обращение; органы или должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается.
Стороны обладают равными процессуальными правами, установленными в законе, и равными обязанностями в процессе. Неявка стороны или представителя в заседание не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.
Решения Конституционного Суда
Решение, принятое как в пленарном заседании, так и в заседании палаты Конституционного Суда Российской Федерации, является решением Конституционного Суда Российской Федерации.
Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1, 2, 3 и 4 части первой статьи 3 Федерального конституционного закона,
именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.
Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.
Все иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.
В заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации принимаются также решения по вопросам организации его деятельности.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В случае если при принятии решения по делу о проверке конституционности нормативного акта, договора между органами государственной власти, не вступившего в силу международного договора Российской Федерации голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.
Решение о толковании Конституции Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации, не согласный с решением Конституционного Суда Российской Федерации, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации" вместе с решением Конституционного Суда Российской Федерации.
Судья Конституционного Суда Российской Федерации, голосовавший за принятое постановление или заключение по существу рассматриваемого Конституционным Судом Российской Федерации вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. В таком случае письменное несогласие судьи также приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
БИЛЕТ №13, №14
1. Вышестоящие суды. Верховный суд республики. Краевой (областной) суд. Суд города федерального значения. Суд автономной области (автономного округа).полномочия и место этих судов в судебной системе.
Ответ:
(ответ на 14 билет 1 вопрос)
В соответствии со ст. 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В соответствии со ст. 19 Федерального конституционного закона (ФКЗ) "О судебной системе Российской Федерации" Верховный Суд Российской Федерации:
- является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
- осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды;
- в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом,
– также и в качестве суда первой инстанции при рассмотрении уголовных дел в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства (ст. 452 УПК РФ). В соответствии с ч. 4 ст. 31 УПК РФ Верховному Суду Российской Федерации подсудны и иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности;
- является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, районным судам, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск;
- дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются Федеральным конституционным законом.
Конституция Российской Федерации позволяет сделать ряд важных выводов относительно общей характеристики роли Верховного Суда РФ как высшей судебной инстанции в системе общих судов, в частности, о том, что:
а) Верховный Суд обладает юрисдикцией на всей территории России;
б) решения, приговоры, определения и постановления о назначении судебного заседания, вынесенные Верховным Судом, в кассационном порядке обжалованию и опротестованию не подлежат;
в) Верховный Суд вправе пересмотреть в установленном порядке решение, приговор, определение и постановление любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу;
г) Верховный Суд дает разъяснения по вопросам судебной практики;
д) Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы.
Состав и структура Верховного Суда Российской Федерации.
Верховный Суд РФ состоит из Председателя, его заместителей, судей.
Верховный Суд РФ действует в составе: Пленума Верховного Суда РФ; Президиума Верховного Суда РФ; судебной коллегии по гражданским делам; судебной коллегии по уголовным делам; Военной коллегии.
Пленум Верховного Суда РФ включает в свой состав всех судей Верховного Суда. Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца, его заседание правомочно при наличии не менее двух третей полного состава. В заседаниях Пленума принимают участие Генеральный прокурор и министр юстиции РФ. На Пленум могут приглашаться и другие лица, например, судьи нижестоящих судов, члены научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, работники прокуратуры. Они вправе принимать участие в обсуждении вопросов, включенных в повестку заседания Пленума. Решения принимаются Пленумом, открытым голосованием простым большинством голосов. Перед голосованием по всем вопросам, внесенным на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РФ либо министром юстиции, Генеральный прокурор дает заключение. Постановления Пленума подписывает Председатель Верховного Суда РФ и секретарь Пленума – судья Верховного Суда РФ.
Президиум в пределах своих полномочий: рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; заслушивает доклады о результатах изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; обсуждает вопросы организации работы судебных
коллегий и аппарата Верховного Суда; оказывает помощь нижестоящим судам в целях правильного применения законодательства, координируя эту работу с министерством юстиции; осуществляет некоторые другие полномочия, предоставленные ему законом. Президиум Верховного Суда РФ состоит из судей и утверждается Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на рекомендации Председателя Верховного Суда РФ. В состав Президиума Верховного Суда РФ входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители (по должности), а также несколько наиболее опытных судей Верховного Суда. Утверждение Президиума Верховного Суда РФ производится при наличии заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.
Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ подразделяются на судебные составы по 6 – 8 судей Верховного Суда. Один из судей Верховного Суда, входящих в судебный состав, является председателем состава, который чаще других судей председательствует в судебных заседаниях, а также обеспечивает подготовку рассмотрения дел в кассационном порядке и в порядке надзора. В каждом судебном составе рассматриваются дела, поступающие из республик, краев, областей и других административно-территориальных образований, закрепленных за данным судебным составом. Такой порядок подготовки и рассмотрения гражданских и уголовных дел в судебных коллегиях позволяет более эффективно осуществлять надзор за судебной деятельностью нижестоящих судей.
Верховный суд республики, краевой (областной) суд,
суд города федерального значения, суд автономной области,
суд автономного округа (ответ на 13 билет 1 вопрос)
В соответствии со ст. 20 Закона "О судебной системе Российской Федерации" Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
КРАЕВОЙ (ОБЛАСТНОЙ) И РАВНЫЕ ИМ СУДЫ В ПРЕДЕЛАХ СВОЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ РАССМАТРИВАЮТ ДЕЛА В КАЧЕСТВЕ СУДА ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ И В КАЧЕСТВЕ СУДА ВТОРОЙ ИНСТАНЦИИ – ПО ОТНОШЕНИЮ К РАЙОННЫМ СУДАМ, ДЕЙСТВУЮЩИМ НА ТЕРРИТОРИИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ.
КРАЕВЫЕ (ОБЛАСТНЫЕ) И РАВНЫЕ ИМ СУДЫ РАССМАТРИВАЮТ В УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОМ ПОРЯДКЕ ДЕЛА ПО ЖАЛОБАМ И ПРОТЕСТАМ НА РЕШЕНИЯ, ПРИГОВОРЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ РАЙОННЫХ СУДОВ, НЕ ВСТУПИВШИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ. ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ, ЧТО ОБЛАСТНЫЕ И РАВНЫЕ ИМ СУДЫ, ЯВЛЯЯСЬ ВЫШЕСТОЯЩИМИ СУДАМИ ПО ОТНОШЕНИЮ К РАЙОННЫМ СУДАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮТ НАДЗОР ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ. ЭТУ ЖЕ ЗАДАЧУ ОНИ РЕШАЮТ, РАССМАТРИВАЯ ДЕЛА ПО ПРОТЕСТАМ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА НА РЕШЕНИЯ, ПРИГОВОРЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ, ВСТУПИВШИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ. НАРЯДУ С ЭТИМ ОБЛАСТНЫЕ И РАВНЫЕ ИМ СУДЫ РАССМАТРИВАЮТ В СЛУЧАЯХ И ПОРЯДКЕ, ОПРЕДЕХ ЗАКОНОМ, ГРАЖДАНСКИЕ, УГОЛОВНЫЕ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ДЕ-
ЛА В КАЧЕСТВЕ СУДА ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ. РЕШЕНИЯ, ПРИГОВОРЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОБЛАСТНЫХ И РАВНЫХ ИМ СУДОВ, КАК НЕ ВСТУПИВШИЕ, ТАК И ВСТУПИВШИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ, МОГУТ БЫТЬ В УСТАНОВЛЕННОМ ЗАКОНОМ ПОРЯДКЕ ПЕРЕСМОТРЕНЫ ВЕРХОВНЫМ СУДОМ РФ.
В качестве суда второй инстанции краевой (областной) и равный ему суд действует в составе трех профессиональных судей.
ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ И УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В КРАЕВЫХ (ОБЛАСТНЫХ) И РАВНЫХ ИМ СУДАХ ОБРАЗУЮТСЯ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ. СОСТАВ ЭТИХ КОЛЛЕГИЙ УТВЕРЖДАЕТСЯ ПРЕЗИДИУМОМ СУДА. ИХ ВОЗГЛАВЛЯЮТ ЗАМЕСТИТЕЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СУДА. В СУДЕБНЫХ КОЛЛЕГИЯХ ПО ГРАЖДАНСКИМ И УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ СООТВЕТСТВЕННО ФОРМИРУЮТСЯ СУДЕБНЫЕ КОЛЛЕГИИ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ КОНКРЕТНЫХ ГРАЖДАНСКИХ И УГОЛОВНЫХ ДЕЛ КАК ПО ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ, ТАК И ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В КАССАЦИОННОМ ПОРЯДКЕ.
Надзорной инстанцией в областном и равном ему суде является президиум соответствующего суда.
Президиум состоит из председателя, его заместителей и судей суда, его состав утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.
БИЛЕТ №15
1. Военные суды. Место военных судов в судебной системе РФ.
Ответ:
Военные суды также состоят из трех звеньев: основное, первое звено – военные суды гарнизонов и им равные; среднее, второе звено – военные суды видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, групп войск. Высшее, третье звено – Верховный Суд Российской Федерации, в структуре которого имеется Военная коллегия.
Гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам.
Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, указанные в части третьей статьи 31 УПК РФ, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.
БИЛЕТ №16(№17 вопрос 1)
1.Арбитражные суды. Задачи арбитражных судов. Система арбитражных судов и характеристика их деятельности.
Ответ:
В соответствии со ст. 127 Конституции Российской Федерации арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти. Их система определена Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации". В ст. 3 Закона об арбитражных судах указано, что систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют12:
– Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
– федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
– арбитражные апелляционные суды;
– арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее – арбитражные суды субъектов Российской Федерации).
Все без исключения арбитражные суды являются, как уже отмечалось, судами федеральными и входят в судебную систему Российской Федерации. Из этого следует, что судьи арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, включая председателей и заместителей председателей этих судов, назначаются на свои должности в порядке, установленном федеральными законами, а не законами субъектов Федерации.
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и другие судьи Высшего Арбитражного Суда Российско
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote