провокационные футболки –
средство выпускать пар для людей общества политкорректности.
конечно, просто футболки, спортивные футболки,
футболки с лейблами, корпоративными символами,
с интернет-адресами и так далее имеют полное право на жизнь.
никто не призывает к провокации ради провокации.
просто так уж получилось, что все они оказываются на удивление пресными,
лишенными задора и креативности.
[400x320]
фрак третьего тысячелетия
яркая и оригинальная футболка (тишотка, майка, t-shirt) –
простой способ выделиться в современном людском вавилоне. это лежит на поверхности.
если посмотреть глубже, окажется, что футболка столь же знакова для конца хх –
начала xxi века, как некогда фрак денди.
«нижний» протест битников
футболка груба в своей простоте, спортивна и часто экстравагантна.
если фрак в начале xix столетия противостоял аристократичности моды рококо,
футболка альтернативна буржуазной претензии на утонченность,
рубашке и галстуку (да и поло можно тоже сюда включить).
футболка пришла в америку с потерянным поколением ветеранов второй мировой войны.
их дети-битники в 50-х совершили свою революцию:
считавшуюся нижним бельем футболку стали носить как верхнюю одежду.
первые футболочные иконы 1950-х –
«мятежник» джеймс дин, «аутсайдер» марлон брандо и «ужасный ребенок» джон уэйн.
русская вещь!
отечественная футболочная культура пока страдает от отсутствия оригинальности.
перестройка хотя и легализовала ее, но сыграла отрицательную роль в ее развитии.
желая срубить с интуристов как можно больше денег,
первые кооператоры довели до абсурда модную тогда политизированность
и увлечение советскими символами.
провокационность с распадом ссср сошла на нет.
атавизмы «mc lenin`s», «kgb`s looking after you»
и тому подобные экземпляры уже давно неактуальны.
остальные футболки за редким исключением представляют собой кальку с западных прототипов.
к ним относятся как майки с рок-поп-старз, так и всевозможные че гевары,
листья ганджи и фрейдистские «what`s on man`s mind».
на безрыбье неплохо смотрятся разве что агрессивная «kalashnikov world tour»
с автоматом и списком «ангола», «афганистан» и ориентированная на туристов «been in moscow.
seen no bears».
если же говорить о самих носителях футболок, о наших соотечественниках,
ситуация меняется к лучшему, по крайней мере в москве.
еще несколько лет назад большинство футболок составляли азиатские версии d&g, gucci, armani.
сегодня их по прежнему много,
но люди все чаще проявляют свою индивидуальность в выборе футболки.
благо в этом сезоне ее приветствует и мода.
мода говорит: «выпендривайтесь как можно больше!»
все путем
выгодно выделяются футболки политических партий и общественных движений.
безусловно, вершина отечественного футболочного творчества – «все путем!».
великолепна своей лаконичностью, проработанностью комбинации фона, изображения и слогана.
призыв с одной стороны является ответом на «как дела?» – «все путем!»,
в смысле «все хорошо», а с другой – вызывает ассоциацию «путь» – идущие по этому пути.
однако такого качества достигают далеко не все.
оригинальность партийной футболки напрямую зависит от того,
насколько серьезно политтехнологи собираются работать с молодежью.
если подход серьезный, то появляется хорошая запоминающаяся футболка.
если для галочки – на футболке гордо (и топорно) рисуется партийный символ.
майка и хулиган
тема футболки довольно широко раскрыта в современной русской литературе.
первым внимание ей стал уделять эдуард лимонов.
в его рассказах, кстати, футболка и начинает называться «тишот» или «тишоткой».
тишотка у лимонова может обладать хулиганским шиком, а может солдатской суровостью.
она же – атрибут современной роковой женщины:
«она кружилась, счастливая, перед зеркалом в красной тишотке с надписью «кокаин».
она же – знак пропасти между автором-героем, индивидуалистом и аутсайдером,
и толпой французских мажоров. «
разорванная тишотка с надписью «killers world tourne» на груди,
задиристо обнажила себя толпе».
через 15 лет виктор пелевин в «generation п» смотрит на футболку по-другому, с иронией.
он исходит из того, что в конце 1990-х даже мажоры не прочь надеть провокационную футболку,
и не жалеет яда, описывая процесс выбора тишотки в магазине «путь к себе».
восточный синдром
король тайланда пумипон адульядет ввел в своей стране моду на футболки,
на которых изображены его любимая собачка по кличке хан тонгдаенг и девять ее отпрысков.
трогательная история началась, когда несколько лет назад
королевский врач показал правителю осиротевшего щенка, подобранного на улицах бангкока,
и тот решил приютить его в своем дворце.
в моду же футболки с изображением собаки вошли, когда в прошлую среду,
покидая больницу после операции, король был замечен в майке
с нанесенной на нее фотографией хан тонгдаенг.
причина повального увлечения футболками объясняется тем,
что король пумипон адульядет пользуется в тайланде огромным уважением.
местное население рассматривает его как символ стабильности –
несмотря на то что с момента его вступления на трон в возрасте 18 лет
в стране сменилось более двадцати премьер-министров и шестнадцати конституций.
одежда с витамином
в последнее время революции в мире моды происходят не столько в индустрии дизайна,
сколько в области высокотехнологичных тканей и технологий.
и многочисленные изобретения, совершенные в последнее время, – тому доказательство.
так, компания nike представила футболку из особой ткани, впитывающей пот.
студентка британского королевского колледжа искусств (rca) дайана ирани (diana irani)
получила грант на разработку «лечащей одежды».
а японская компания fuji spinning company,
специализирующаяся на производстве технологически продвинутых материалов,
работает над созданием ткани, которая при контакте с кожей будет выделять витамин c,–
можно ожидать, что в скором времени на рынке появится
«витаминизированное» белье этой марки.
долой расчлененку
руководство сети магазинов одежды urban outfitters
было вынуждено изъять из продажи футболки с изображением
стоящей на коленях обнаженной женщины в ковбойской шляпе.
больше всего посетителей магазина возмутило даже не то,
что женщина была обнажена, а то, что ее тело было размечено подобно тушке коровы.
надпись на футболке сравнивала «ковбойскую королеву» с «нежной сочной говядиной»
и призывала выбрать свой любимый кусочек – например, «лопатку» или «филейную часть».
инициатором удаления футболки с прилавков стала линда андерсон,
старший ассистент администратора программы йельского университа
women`s and gender studies, увидевшая футболку в магазине urban outfitters в филадельфии.
руководство сети приняло жалобы к сведению и признало,
что «футболка нетипична для ассортимента urban outfitters».
а вот американская компания abercrombie&fitch
была вынуждена изъять из продажи футболки с изображением узкоглазых лиц
в конусовидных шляпах после того как студенты-азиаты
провели демонстрацию протеста у дверей одного из их магазинов в сан-франциско.
футболки, украшенные карикатурными изображениями улыбающихся китайцев
и шутливыми слоганами, поступили в продажу в 311 американских магазинов abercrombie&fitch
c ценником в $24,5. вскоре после этого на офисы компании обрушился шквал звонков
со стороны недовольных азиатов, усмотревших в футболках
оскорбительный и расистский подтекст.
компания abercrombie&fitch, специализирующаяся на молодежной одежде,
обуви и аксессуарах, была искренне удивлена подобной реакцией –
по мнению руководства, футболки должны были понравиться молодым азиатам,
обладающим чувством юмора.
крик души
майка с политическим слоганом –
самый линейный способ «прокричать» о своих убеждениях через одежду.
впрочем, любой бунт тут же используется индустрией моды.
после того как в 60-х появились первые майки с криком души,
известный британский дизайнер катарина хэмнет
создала целую коллекцию «политического» трикотажа.