• Авторизация


ЕВРЕИ И ХОЛОКОСТ В ЛИТЕРАТУРЕ УКРАИНЫ СЕМИНАРСКАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «СКОРБЬ ПОЗНАНИЯ» НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Д-Р ЗОЯ КОПЕЛЬМАН (ФРАГМЕНТЫ) 02-10-2016 18:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Владимир_Безбах Оригинальное сообщение

[507x700]

 


Евреи и Холокост в литературе Украины



Семинарская работа по курсу «Скорбь познания» Научный руководитель д-р Зоя Копельман



 



Сейчас возникло вновь много скандальчиков и инсинуаций по теме геноцида евреев и участия в нём украинских националистов. После правды, которую сказал президент Израиля на мероприятиях по увековечению жертв Бабьего Яра, множество проходимцев с должностями и регалиями хотели спрятать от народа "неудобную правду". А правда ещё  и такова, что на момент утверждения темы моей семинарской работы в Открытом Университете Израиля в 2008 году не было не только значимого конфликта Украины и России, но и качественных научных работ в мире по указанной проблематике. 

 

2.2. Историография Холокоста в Украине. Историческая и историографическая литература собственно Украины Советского периода довольно скудна и немногочисленна, хоть учебники для украиноязычных школ и даже энциклопедические издания выходили в большом количестве. При этом большое количество исторической литературы – это было ничто иное, как пропагандистская литература, подготовленная идеологическими работниками КПСС, которая издавалась преимущественно в РСФСР и распространялась в УССР как части СССР. Часть литературы, издаваемой в самой УССР сложно назвать литературой Украины, поскольку большая еѐ часть писалась авторами из России или в соавторстве с авторами всего СССР или «мирового Социалистического лагеря». Существовала и технология по которой подготовленные для печати специальные полиграфические формы перевозились из Москвы в крупные города, в т.ч. Киев, где они тиражировались полностью идентичные аналогичным московским. В то же время все годы существования СССР выходили книги и периодика издательств Украины. Эта литература, считаясь исторической, была реально историографической. При этом различий между историей и историографией не выделялось, а проблемы Холокоста и геноцидов сознательно замалчивались. Описания же событий Второй Мировой войны преподносились как героика советского народа во время Великой Отечественной войны. Рассказам же ветеранов о зверствах фашистов, в т.ч. массовых убийствах мирного населения, среди которого гитлеровцы выискивали и убивали любых евреев, а потом планировали поработить и уничтожить остальные народы, - никто не препятствовал. Такие выступления и публикации массово появились во времена, предшествовавшие Перестройке М.Горбачѐва. Появился огромный поток литературы, в основном русскоязычной, книги, публикации в периодических изданиях, документальные фильмы, музеи, мемориалы, мероприятия, посвященные памяти жертв гитлеровских оккупантов и героизму Советского народа, особенно жителей Украины. Об массовых убийствах евреев сообщалось среди прочего. Люди, публично выступавшие с данными о антисемитской политике Гитлера и Холокосте не преследовались. Игнорировался не Холокост, а его уникальность. В то же время выходили и отдельные исторические издания на украинском языке, даже учебники для вузов12. Авторы этих книг пытались освещать период Великой Отечественной войны лишь в рамках действий Советской Армии, лишь вскользь кратко указывая на наличие страданий народа под пятой оккупантов и имевшемся партизанском движении. Перестройка М.Горбачѐва и последствия Аварии на Чернобыльской АЭС вызвали определенную волну украинизации в УССР, которая сопровождалась появлением и «кооперативной» историографической литературы. Однако она была малотиражной и плохого полиграфического качества, поэтому плохо сохранилась, тем более, что библиотеки систематически списывают и утилизируют книги, не имеющие читательского спроса. Выходу Украины из СССР предшествовала серия постановлений парламента, защищавших украинский язык и культуру. Это вызвало появление литературы украиноязычных авторов, которая имела подходы к историографии, отличающиеся от про российских. Окончательное оформление независимости Украины после ГКЧП в Москве, самоликвидации КПСС распоряжением еѐ лидера М.С.Горбачѐва и референдума, а также «Договор по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов» (г.Бишкек, 09.10.1992г.) и «конвенция об обеспечении прав лиц, которые принадлежат к национальным меньшинствам» (Москва, 21.10.1994г.) открыли путь для эксплуатации коммерческими структурами Украины тематики Холокоста, геноцидов и историографии как таковой. Возникла ситуация, при которой государство не обеспечивало финансирования для обеспечения положенного, принадлежащим к национальным меньшинствам согласно закона «Про национальные меньшинства в Украине», но выходу литературы, финансируемой из внебюджетных средств не препятствовало. Появились новые украиноязычные учебники истории для вузов. Первой подобной книгой стал учебник истории для вузов на украинском языке, написанный канадцем О.Субтельным.13 Он содержит правдивые сведения о присутствии евреев в Украине с глубокой древности, погромах, геноциде евреев, репрессиях, дискриминации. Книга американского историка Т.Гунчака, изданная в Киеве в 1993г., указывает на наличие факта планового террора гитлеровцев по отношению к евреям Украины, которых «ловили, гнали большими группами в яры близ городов и расстреливали».14 Особое место занимает украиноязычный хронологический справочник украинских авторов 1995г.15. В нѐм содержится много историографического материала о Второй мировой войне, в т.ч. о акциях истребления евреев гитлеровцами, но отрицается уникальность Холокоста, указывается о расстрелах евреев вместе с иным мирными населением. Учебник истории для вузов «Бойко, О.Д. Історія України: посібник для студентів вищих навчальних закладів, Київ, 1999» рассказывает о политике «коренизации» в Украины перед войной, тоталитаризме в УССР, фашистском окупационном режиме без тенденцирозности с определенным замалчиванием фактов геноцида и уникальности Холокоста. А в издании «Новий довідник: Історія України, Київ, 2005» содержится определение Холокоста, как всѐ же геноцида европейского еврейства. Уникальное издание «Київ1941-1943: фотоальбом, Київ, 2000» содержит фотографи и текстовую информацию, посвященную Трагедии в Бабьем Яру. Подробная информация историографического характера содержится в издании «Круглов, А.И. Энциклопедия Холокоста: Еврейская энциклопедия Украины (И.М. Левитас – редактор), Київ, 2000», которое мало доступно для широких слоѐв общества Украины, из-за малого тиража (1000 экземпляров), стиля и языка изложения, когда только украинский язык стал единственным языком для преподавания истории в вузах 1-IV уровней аккредитации и написания диссертаций. Данные других отечественных исследователей подтверждают выявленные мною тенденции, при этом существуют указания на недооценку в советский период роли Еврейского Сопротивления, о котором много писалось и пишется в Зарубежье16. А.Ю.Подольский (Киев), выявив государственный антисемитизм в СССР, дает довольно странную оценку современной украинской историографии Холокоста, которая не только развивается, но и лишена «идеологического пресса»17. Этот учѐный является автором первого украиноязычного пособия, посвященного исключительно Холокосту в Украине, которое выдержало уже 2-е издание18. Эта книга, написання доступным заинтересованным читателям языком, довольно объективно описывает жизнь евреев Западной Украины и в УССР перед войной, технологию геноцида, деятельность колаборационистов по истреблению евреев Украины совместно с гитлеровцами, подвиг «праведников», спасавши евреев и попытки сопротивления фашизму со стороны евреев. Особенности Холокоста в Украины, в т.ч. его организациооные аспекты, также изучаются.19 Т.о., в Украине существует своя как тенденциозная, так и вполне объективная историографическая литература о Холокосте в Украине и мире, как на украинском языке, так и русскоязычная и деятельность по расспространению правды о Катастрофе среди украиноязычного населения, преимущественно учащихся и студентов.

 

13О. Субтельний, Україна: історія, Київ, 1992.

14 Т. Гунчак, Україна: перша половина ХХ століття: Нариси політичної історії, Київ, 1993, сс. 228 - 229.

15 В.Ф. Верстюк, О.М. Дзюба, В.Ф. Непринцев, Україна від найдавніших часів до сьогодення. Хронологічний довідник, Київ, 1995.

16 С.Я. Елисаветский, «Об источниках и историографии проблемы участия евреев в антинацистском вооруженном сопротивлении в Украине в 1991 – 1944 гг. (авторський вариант исследования и использования литературы)», в: Катастрофа і Опір українського єврейства (1941-1944). Нариси з історії Голокосту і Опору в Україні, Київ, 1999, сс.286 – 297.

17 А.Ю. Подольський, «Дослідження з історії Голокосту в сучасній українській історіографії: нові підходи», в: Катастрофа і Опір українського єврейства (1941-1944). Нариси з історії Голокосту і Опору в Україні, Київ, 1999, сс. 26 – 37.

18 А.Ю. Подольський, Уроки минулого: Історія Голокосту в Україні, Київ, 2007.

19 Ю. Корогодський, «Катастрофа українського єврейства: регіональний аспект», в: Катастрофа європейського єврейства під час другої світової війни. Рефлексії на межі століть. Збірник наукових праць. Матеріали конференції 29-31 серпня1999р, Київ, 2000, - сс.77 – 80.   20 А.Е. Подольський, «Катастрофа европейского єврейства: религиозный аспект», в: Катастрофа і Опір українського єврейства (1941-1944). Нариси з історії Голокосту і Опору в Україні, Київ, 1999, сс.278 – 283.

 

2.6. Коллективное сознание и деятельность властей Украины по проблемам геноцида и Холокоста, «Праведники» и коллаборационисты.... Память о Холокосте жива в сознании населения Украины разной политической принадлежности. Поэтому власти периодически, в основном в столице (Киеве) проводят некоторые мероприятия по увековечению памяти его жертв. Так от 29.02.2000г. N 279/2000 был издан Указ Президента Кучмы «О проведении дней памяти жертв Бабьего Яра», но ещѐ 17.03.98 Постановлением Кабинета министров N317 (317-98-п) была отменена регистрация Устава Советского общественного историко-просветительского центра «Бабин Яр», существовавшего с сентября 1990г. Постоянно подымается тема Голодомора, как геноцида украинцев, по поводу чего 6.03.2003 после парламентских слушаний Верховна Рада вынесла ПостановлениеN607-IV. До этого Президенты Л.Кравчук и Л.Кучма отдавали распоряжения об увековечении памяти жертв Голодомора, а нынешний президент В.А.Ющенко постоянно отдает распоряжения и генерирует законопроекты о Голодоморе и награждении бывших коллаборационистов. Этим сознательно умаляется роль евреев Украины и значимость Холокоста для еѐ нынешнего населения, публично с властных трибун отрицается уникальность Катастрофы. Даже проводились мероприятия при участии еврейских лидеров по постройке христианских культовых сооружений и почитанию жертв «Цыганского Холокоста». Группа народных депутатов (Р.Ткач, Я.Кендзьор и И.Стойко) зарегистрировала в парламенте от пропрезидентского блока " Наша Украина -Народная самооборона" законопроект, предлагающий "признать ОУН-УПА воюющей стороной во Второй мировой войне " сообщило ИА REGNUM, а при этом им требуют предоставить льготы ветеранов войны. В то же время Харьковский облсовет и КрымскаяАР осудили УПА как гитлеровских приспешников. "Специфичность ситуации на Украине касательно голодомора 1932-33 годов состоит в том, что на научные дискуссии по этой теме сильно влияют идеологический и политический факторы», - сообщило то же Интернет-издание «ИА REGNUM». Мнение, что сейчас на Украине политикам очень важно доказать, что голодомор был направлен именно на уничтожение украинской нации", 19 декабря, в ходе "круглого стола" в режиме видео-моста "Москва-Киев" на тему "Проблема голода в Советском Союзе в 1920-30 годы. Взгляд историков" выразил доктор исторических наук, завотделом новейшей истории и политики НАН Украины Георгий Касьянов. Я же пришѐл к выводу, что УПА, истребив практически всѐ еврейское население доступных территорий, сохранили жизнь нескольким десяткам специалистов-евреев, которых заставляли трудиться под надзором «воякив», например, оказывать медпомощь раненым бандеровцам. Правда среди жителей всех регионов Украины, в т.ч. которых вынудили служить в УПА, были и настоящие праведники, спасшие евреев вопреки распоряжениям командования колаборантов39. Большинство же спасавших евреев во время войны праведников с УПА контактов не поддерживали, а подчас сотрудничали с «красными» партизанами40, опасаясь СС и полицаев-украинцев...

37 М. Гицель, «Запрет на увековечение памяти как способ замалчивания Холокоста: практика КПУ в отношении Бабьего Яра», в: Голокост і сучасність. Студії в Україні і світі, 1(2007), сс. 9 – 30.

38 К. Беркгоф, «Антисемітизм в україномовних виданнях у Райхскомісаріаті Україна», в: Наукові записки. Випуск 31. Збірник Інституту політичних та етнонаціональних досліджень ім. І.Ф.Кураса НАН України», Київ 2006, сс. 94 – 101.

39 Я.М. Сусленський, Справжні герої, Київ, 1993.

40 И.М. Левитас, Праведники Бабьего Яра, Киев, 2001.



Евреи и Холокост в литературе Украины



Семинарская работа по курсу «Скорбь познания» Научный руководитель д-р Зоя Копельман



 



Сейчас возникло вновь много скандальчиков и инсинуаций по теме геноцида евреев и участия в нём украинских националистов. После правды, которую сказал президент Израиля на мероприятиях по увековечению жертв Бабьего Яра, множество проходимцев с должностями и регалиями хотели спрятать от народа "неудобную правду". А правда ещё  и такова, что на момент утверждения темы моей семинарской работы в Открытом Университете Израиля в 2008 году не было не только значимого конфликта Украины и России, но и качественных научных работ в мире по указанной проблематике. 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЕВРЕИ И ХОЛОКОСТ В ЛИТЕРАТУРЕ УКРАИНЫ СЕМИНАРСКАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «СКОРБЬ ПОЗНАНИЯ» НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Д-Р ЗОЯ КОПЕЛЬМАН (ФРАГМЕНТЫ) | Владимир_Безбах - Дневник Владимир_Безбах | Лента друзей Владимир_Безбах / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»