Кристина Паскаль (фр. Christine Pascal, 29 ноября 1953, Лион - 30 августа 1996, Гарш, О-де-Сен) – французская и швейцарская киноактриса и кинорежиссёр.
Биография и творчество
Училась на филолога. Дебютировала в фильме Бертрана Тавернье «Часовщик из Сен-Поля» (1973), снялась еще в нескольких его фильмах, работала у него как сценарист. Играла в фильмах А.Вайды (Барышни из Вилько, 1979), Клода Милье, Жака Одьяра и др. В 1982 приняла швейцарское гражданство.
Как режиссёр сняла по собственным сценариям фильмы Фелисите (1979), Шлюха (1984), Занзибар (1989, по произведениям В.Новарина), Маленький принц сказал (1992, премия Луи Деллюка), Связь на стороне: инструкция по употреблению (1995).
Во время лечения в психиатрической клинике покончила с собой, выбросившись из окна.
Александр Форд (польск. Aleksander Ford, собственно Моше Лившиц, 24 ноября 1908, Лемберг, Австро-Венгрия, ныне — Львов, Украина — 4 апреля 1980, Флорида, США) — польский кинорежиссер.
Биография
Учился на факультете истории искусств в Варшавском университете. Дебютировал в кино короткометражными лентами «Над утром» и «Польский Манчестер» (оба — 1928). В 1945—1947 — директор государственного объединения «Польский фильм». Под давлением антисемитских сил эмигрировал в Израиль, затем в Данию. Фильмы Форда, снятые за рубежом, не имели успеха у публики и критики. Покончил с собой.
Золтан Хусарик (венг. Huszárik Zoltán, 14 мая 1931, деревня Домонь, к северу от Будапешта — 15 октября 1981, Будапешт) — венгерский график, художник по костюмам, кинорежиссер.
В 1949—1952 учился в Будапештской Академии театра и кино, отчислен как ненадежный элемент (сын богатого крестьянина), сменил множество профессий, в 1959—1961 все-таки закончил Академию. Снял несколько блестящих короткометражных фильмов и две полнометражные игровые ленты(«Синдбад», 1971; «Чонтвари», 1979), все они стали знаменем «новой волны» в венгерском кино, были удостоены многочисленных национальных и зарубежных премий. Выступал как театральный режиссер (в 1974 поставил в Дебрецене драму-притчу Иштвана Эркеня «Кошки-мышки», 1969). Покончил с собой.
Обстановка и атмосфера обоих игровых фильмов Х. — «конец века», их стилистика отличается редкой изысканностью, а интонация — глубокой ностальгией. В обстановке политического похолодания и идейного застоя в Венгрии после 1968 года обе ленты прозвучали обращенным в недостижимое прошлое реквиемом по эпохе восточноевропейского модерна рубежа XIX—XX столетий. Не случайно их центральным персонажем и своего рода «визитной карточкой» стал популярнейший драматический актер Венгрии, сверстник Хусарика Золтан Латинович, в 1976 покончивший с собой. Он исполнил заглавную роль пережившего себя искателя приключений в «Синдбаде»; сценарий фильма о трагической судьбе живописца конца XIX — начала XX века Тивадара Чонтвари писался также в расчете на Латиновича — снятый фильм открывается посвящением погибшему и пронизан мотивом невозможности ни быть собой, ни преобразиться в другого.
ПРИЗНАНИЕ
Хусарик был награжден премиями Белы Балаша (1971) и Лайоша Кошута (1990, посмертно).
Жан ЭСТАШ (фр. Jean Eustache, 30 ноября 1938, Пессак, деп. Жиронда – 5 ноября 1981, Париж) – французский кинорежиссер.
Часто причисляется к режиссерам «Новой волны», дружил с Эриком Ромером, но пришел в кино позже Годара, Трюффо и др., никогда не выступал на страницах журнала «Кайе дю синема». Снял несколько художественных фильмов («Дурная компания», 1964; «Дед Мороз с голубыми глазами», 1966, в главной роли — культовый актер «новой волны» Жан-Пьер Лео; «Скромница из Пессака», 1968, и др.), документальных лент («Свинья», 1970). Но главными работами Эсташа стали фильмы «Мамочка и шлюха» (1973, с Жаном-Пьером Лео и Бернадетт Лафон, Большая специальная премия Каннского фестиваля) и «Грязная история» (1977, один и тот же сюжет снят как документальный и как игровой фильм, во второй версии главную роль исполнил Майкл Лонсдейл).
Эсташ выступал также как актер («Уикэнд» Ж-Л. Годара, 1967; «Американский друг» В.Вендерса, 1977, и др.).
Оказавшись парализованным после автокатастрофы, покончил с собой.