Когда, затаив дыхание от переизбытка чувств, перелистываешь страницы сборника поэзии Надежды Александровны Тэффи, не пропускаешь ни одного стихотворения, ни одной строчки, ни одной буквы. Ведь все они волшебны, окутаны неповторимым обаянием автора. Нет такого стихотворения у одной из ярчайших поэтесс «серебряного века», какое не оставило бы отпечаток в душе, след в сердце.
Одно из самых прекрасных стихотворений Тэффи – «Снег». Оно особенно очаровывает чудесными эпитетами, метафорами, необыкновенной экспрессией и искренностью автора. Перечитывая стихотворение, в очередной раз живо представляешь холодный зимний ветер, обжигающий щеки и пробирающий до мозга костей, свинцовые тучи, низко проплывающие над самой землей, такие тяжелые, что на секунду кажется, будто они вот-вот упадут вниз. Лишь белый снежок, укутывающий деревья, дома и прохожих, украшает эту мрачную картину, словно яркие гирлянды совершенно бездушную искусственную новогоднюю елку.
Написано стихотворение было во время проживания Надежды Александровны в Польше. Национальное самосознание славянина подсказывало ей образы настоящей суровой русской зимы… Выпавший в Польше снег кажется ей настоящим, русским. Он напоминает, что «близка земля, где сейчас тоже падает снег, еще белее, еще холоднее и тише. Метет, заметает наши былые следы».
Удивительно, но Тэффи ни разу не употребляет слова «снег», «зима» и тому подобные в своем стихотворении. Огромный словарный запас и умение подбирать великолепные эпитеты помогают поэтессе избавиться от банальных и избитых фраз. «Небесных ландышей воздушных и пушистых», «Как белых бабочек летающая стая» - как изобилует стихотворение чудесными строками, создающими в мыслях яркие образы, которые хотела донести Тэффи до читателя! Преобладающие знаки препинания – восклицательные знаки («О, как я жду тебя! Как долго, долго жду я!..», «О, дай мне грез твоих бестрепетных и чистых!») и многоточия («Затихло все… Должно быть, близок ты…», «Коснешься ты ресниц опущенных моих…»). Последние, как известно, означают недосказанность… И каждый, кому доведется прочесть данное стихотворение, на месте многоточий будет представлять что-то свое, сугубо личное и индивидуальное.
Теффи с нетерпением ждет снега, и в этих строках обращается как раз к нему, такому близкому и далекому одновременно:
«О, как я жду тебя! Как долго, долго жду я!..
Затихло все… Должно быть, близок ты…»
Используя олицетворения, поэтесса наделяет ветер душой и человеческими чувствами, эмоциями. В нем Тэффи видит помощника, который пытается как можно скорее приблизить появление долгожданного снега.
«Я ветер позвала. Дыханьем смерти дуя,
Он солнце погасил и, злясь и негодуя,
Прогнал докучных птиц и оборвал цветы».
Мы видим, что Тэффи искренне, всей душой любит снег, но саму зиму не жалует, так как в словах, относящихся к ветру, тучам – несменным атрибутам этого времени года («Дыханьем смерти дуя», «злясь и негодуя», «над цепью туч тоскующих и мглистых») – не встречается одобрение со стороны писательницы.
Стихотворение Надежды Александровны Тэффи «Снег» цепляет за душу и остается в ней навсегда комочком чего-то светлого, пусть и холодного, необыкновенно поэтичного. Читая такие чудесные строки, возникает почти непреодолимое желание оторваться от жизненной суеты, взмахнув хрупкими, тончайшими крыльями поэзии, и медленно подниматься в другой мир, где нет места мелочным ссорам и переживаниям, в мир лирики и стихов, волшебных и очаровательных.