• Авторизация


Велосипед и эмансипация 12-03-2009 17:13 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Цитата поста melbaa

 

В эдвардианскую эпоху велосипеды переживали пик своей популярности – автомобили все еще были в новинку и стоили целое состояние, а железные кони уже были усовершенствованы до такой степени, что на них можно было ездить безопасно, причем не только в городах. Например, австралийские стригали (овечьи «парикмахеры») начали использовать популярный и не требующий особого ухода вид транспорта в буше вместо лошадей, переезжая от одной фермы к другой.

Но если мужчины пересели с обычного коня на железный легко и естественно, женщинам это стоило больших усилий.

История освоения велосипеда прекрасной половиной человечества неразрывно связана с ее, половины, борьбой – нет, не за равенство даже, а просто за право носить удобную одежду. До того, как в середине века появился кринолин – гибкий каркас из стальных прутов, надеваемый под платье для создание модного тогда силуэта, женщинам приходилось носить до восьми нижних юбок. И даже после изобретения кринолина суммарный вес дамского костюма мог достигать семнадцати килограммов!

В 1851 году в Нью-Йорке Амалия Блумер, борец за права женщин, появилась на людях в юбке до колен и мешковатых штанах, сшитых наподобие шаровар. На самом деле, их изобрела другая свободомыслящая дама, Элизабет Смит-Миллер, но в историю штаны вошли как блумеры.


[показать]

Амалия Блумер в штанах ее имени.
Иллюстрация из статьи Bloomers and bicycles.


 

Тогда революции в моде не получилось (причины тому называются разные), и женщины продолжали носить длинные юбки. Неизвестно, как долго бы это продолжалось, не появись в их жизни такой удачный повод – велосипед.

Вначале, впрочем, модели были совсем уж неподходящими для хрупких дам в корсетах – вспомним «пауков» с огромным передним колесом. Появившиеся затем трициклы были гораздо удобнее; вот, например, женский трицикл, который я видела на велосипедном шоу. А такой «супружеский» вариант любил, в частности, Конан Дойл.


[показать]

 

С изобретением «безопасной» модели – привычные нам сегодня два колеса одинакового диаметра и рама – женщины принялись осваивать и ее.



[показать]
 

Позировать с велосипедом в длинном платье, естественно, гораздо проще, чем ездить на нем в таком виде. Рискованность подобного активного отдыха наглядно демонстрирует австралийская карикатура 1906 года.


[показать]
Дорогой, я иду к тебе!

 

Еще одна карикатура, посвященная травмоопасности катания на велосипеде.

[показать]
О дорогой, это так неожиданно!

 

В 1894 году некая миссис Джордж Д. Джонстон рассказывала о собственном печальном опыте в американском журнале Ladies' Standard Magazine: «Прошлым летом мы с друзьями катались на велосипедах в очень ветреную погоду. Моя юбка намоталась на педаль, и я упала. Из-за высокой скорости падение было таким сильным, что я сломала руку и слегла на шесть недель. После этого я решила, что никогда больше не буду ездить в юбке, и, если рука все-таки заживет, стану носить блумеры». К статье миссис Джонстон приложила свои эскизы универсального костюма, который объединял бы удобство штанов и женственность платья. Юбка была устроена таким образом, что можно было закрепить ее вокруг ног, и получалось нечто вроде шаровар. Покатавшись, юбку можно было вернуть в прежнее положение, дабы не оскорблять своим видом взоры окружающих.



[показать]

Эскиз велосипедного костюма.
Иллюстрация из статьи Women and Bicycles.

 

Отношение к велоштанам в обществе было двойственным. С одной стороны, существовало популярное мнение, что дама, надевающая несвойственную ее полу одежду, неизбежно приобретает мужские черты – такие как влечение к женщинам. До относительно недавнего времени женская гомосексуальность для большинства людей была явлением за пределами воображения: настолько ужасно, что об этом и помыслить не могли. Поэтому, собственно, явления как бы не существовало. Как только общество созрело достаточно, чтобы впустить такую идею в сознание, ее прочно связали с ношением мужской одежды.

С другой же стороны, со второй половины 19 века усилиями суфражисток начал формироваться образ «новой женщины», и постепенно все больше представительниц слабого пола стремились ему соответствовать. Труднее всегда приходится первым, последующие идут по относительно расчищенной дороге. Женщины начинают вести более активный образ жизни – в частности, осваивают спорт, и не только велосипед, но и теннис, и греблю, и ла-кросс (в США), и даже хоккей! Разумеется, занятия спортом почти всегда требуют разумной одежды. Именно так стал называться стиль передовой женщины тех лет – reasonable dress.

Любопытным фактом для меня была история австралийской супружеской четы Мэддок. Эти любители экстремального спорта совершили велосипедные путешествия из Сиднея в Мельбурн (800 с лишним километров) и Брисбен (порядка тысячи километров). На фотографии, сделанной в 80-е годы 19 века, оба с серьезным видом восседают на велосипедах, причем на даме надета юбка и кокетливая шляпка. Неизвестно, в таком ли виде она совершала эти невероятные путешествия, – в любом случае, даже сегодня далеко не всякий проделает такой путь, несмотря на наличие исключительно удобной спортивной формы.

Австралийский взгляд на проблему женщин в штанах отражен в иллюстрациях из периодической печати того времени, и он также неоднозначен. Вот например, фрагмент карикатуры, появившейся 1 апреля 1896 года в Illustrated Australian news:


[показать]
 

Рисунок был озаглавлен «Культ современной девушки» и сопровождался целой поэмой в восьми четверостишиях, прочесть которую, увы, не позволяет качество фотографии.

При этом автор следующего рисунка из этого же издания явно не глумится, называя его «Практичное платье». Наоборот – вполне себе образ энергичной современной леди.


[показать]

Характер этой иллюстрации (1894 год) я разгадать не смогла. Дама в блумерах с явным недоумением смотрит на велосипедисток, щеголяющих во «французских» костюмах, явно далеких от скромности: на одной из девушек вообще надеты чуть ли не жокейские джодпуры (обтягивающие штаны для верховой езды). Что хотел сказать автор?
 

[показать]
 

Неодобрительное отношение общества к эмансипированным «всадницам» в 19 веке не сводилось только лишь к порицанию «извращенной» одежды. Для многих – главным образом, для мужчин – велосипед стал символом пугающей женской свободы. Даже облаченная в длинную юбку, жена (реальная или потенциальная) теперь могла легко выбраться за пределы дома и отправиться куда угодно (читай: в объятия любовников). Впрочем, мужских страхов в те времена хватало и без велосипедов – чтобы это ощутить, достаточно посмотреть на подборку карикатур против суфражисток.

Для самих этих жен и невест «железный скакун» стал первым шагом к равноправию. Внешний вид австралийских дам на фото ниже не оставляет сомнений в их взглядах на жизнь: костюмы такого типа, не сшитые на заказ, а купленные готовыми (tailor-made suit), – простого покроя, из плотных и немарких тканей – были, как и велосипед, признаком «новой женщины»: активной, стремящейся к знаниям и обладающей правом голоса.



[показать]
 

С велосипедом связано еще одно распространенное в конце 19 века заблуждение: считалось, что этот вид отдыха ведет к женской мастурбации. По этому поводу в медицинских кругах шли жаркие споры. Однако же им не суждено было сыграть сколь-нибудь существенную роль в истории «новых амазонок»: в конце 1890-х за подозрительным занятием – катанием на трицикле – была замечена сама королева Виктория, которая, вдобавок к этому, снабдила велосипедами своих дочерей. Тогда же, в 1897, художник Альфонс Муха использовал один из своих нежнейших женских образов для рекламного постера Cycles Perfecta. Мир менялся.


[показать]

 

Права на изображения, использованные в статье, за исключением особо оговоренных случаев, принадлежат Библиотеке штата Виктория и Roger Vaughan Personal Collection.


Книги по теме
(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

История моды с XVIII по ХХ век. Коллекция Института костюма Киото (комплект из 2 книг)История костюмаИстория костюма и гендерные сюжеты модыАлександр Васильев Русская мода. 150 лет в фотографиях

История моды с XVIII по ХХ век. Коллекция Института костюма Киото (комплект из 2 книг)
История костюма
История костюма и гендерные сюжеты моды
Александр Васильев Русская мода. 150 лет в фотографиях



Старинный костюм в киноВинтажная мода. ПлатьяМода в СССР. Советский Кузнецкий, 14Джентльмен. Путеводитель по стилю и моде для мужчин

Старинный костюм в кино
Винтажная мода. Платья
Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14
Джентльмен. Путеводитель по стилю и моде для мужчин



Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна"    La_belle_epoque

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (14):
Cayetana_de_Alba 12-03-2009-17:19 удалить
У нас где-то были фотки довоенные, снятые в Польше, там мои бабка и прабабка на велосипедах гарцуют, на заднем колесе у велосипедов (дамский вариант) была сетка надета специальная, чтобы туда платье не попадало...
La_belle_epoque 12-03-2009-17:20 удалить
Костюм для велосипедистки начала XX в. [298x698]
La_belle_epoque 12-03-2009-17:23 удалить
Ответ на комментарий Cayetana_de_Alba # Нашла сейчас в "Защите Лужина" Набокова: "Дамский велосипед с рваной зеленой сеткой, натянутой вдоль заднего колеса, стоял на голове в углу.."
Интересная тема поста.Спасибо!
NADYNROM 12-03-2009-21:22 удалить
Отличный материл=)) Спасибо! Вот так и начинаешь искренне верить в то, что велосипед - одно из величайших изобретений человечества.
La_belle_epoque 12-03-2009-21:25 удалить
Ответ на комментарий NADYNROM #
Исходное сообщение NADYNROM велосипед - одно из величайших изобретений человечества.
А то! [436x600]
avis_avis 12-03-2009-21:41 удалить
Интересно, сейчас подобные сетки делают? Вроде как я даже видел рекламу подобных на каких-то буржуйских сайтах... Но у нас на улицах не видел ни разу. Неужели барышни совсем перестали кататься в юбках?..
La_belle_epoque 12-03-2009-21:53 удалить
Ответ на комментарий avis_avis # Сдается мне, барышни вообще перестали пользоваться велосипедами, я что-то их в городе не припоминаю. [476x698]
La_belle_epoque 13-03-2009-17:34 удалить
Ellimans Universal Embrocation Slough, 1897. [461x698]
La_belle_epoque 13-03-2009-17:35 удалить
Illustration by A. B. Frost, published in Scribner's Magazine, May 1898. [453x699]
duckxel 16-03-2009-13:21 удалить
Проблемы были ещё при езде на лошади - ездили в специальном седле , где ноги дамы были по одну сторону, чего на велике мужчины никак не могли потребовать - другая роль ног. А седло велосипеда , что бы и кто не говорил в оправдание - уже само по себе обеспечивает то, что мужчины называют изменой. Женщины любят об этолм рассказывать, естественно приватно. Ещё они рассказывают про душевой шланг. Простите, помантики, если что...

(Добавил ссылку к себе в дневник)

25-07-2013-12:46 удалить
Ответ на комментарий avis_avis # Не знаю, как в вашем городе, а в моем число велосипедистов и велосипедисток увеличивается с каждым годом очень заметно. Я и сама не так давно начала катать. И "сетки" (сейчас это чаще — просто пластиковые или металлические накладки над спицами) тоже порой встречаются. Вот здесь — фотопримеры: http://www.extremalov.net/content/cat/full/Electra-Amsterdam-Classic-3i-tulip0y_enl-79210.jpg http://msk.euromade.ru/images/cms/thumbs/a5b0aeaa3fa7d6e58d75710c18673bd7ec6d5f6d/27-1200_l_auto_400__100.jpg http://www.birota.ru/images/useful/womanbike/example.jpg


Комментарии (14): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Велосипед и эмансипация | La_belle_epoque - Прекрасная эпоха модерна | Лента друзей La_belle_epoque / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»