• Авторизация


Упаковка эпохи модерна 03-03-2009 21:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Arin_Levindor Оригинальное сообщение

«Что остается, когда съедено все варенье?» Разумеется, банка. Мусор ли это, или вещь самодостаточная, определяет замысел дизайнера упаковки. Упаковка может стать предметом коллекционирования - и немудрено, ведь в истории упаковки - в том числе и в российской - есть множество случаев, когда она являла собой художественную ценность. Большинство имен художников, создававших эскизы для упаковки, история не сохранила, но точно известно, что в их числе были знаменитые мастера, например, Иван Билибин.

К концу XIX века развитие производства товаров массового потребления (особенно кондитерских, парфюмерных и табачных изделий) привело к тому, что упаковка и этикетка наряду с рекламой стали в значительной степени влиять на их рыночную «судьбу». Кондитерская упаковка как никакая другая всегда славилась разнообразием форм и материалов. Ведь конфеты, шоколад и печенье в то время были достаточно дороги и покупались в основном к радостным или торжественным событиям. Да мы и сейчас считаем конфеты в коробках атрибутами праздника! С каждым годом упаковка значительно хорошела, в ее оформлении стали использоваться наиболее выразительные средства графического дизайна, живопись, прикладное искусство.

[показать]

Художественный стиль, богатая цветовая гамма, шрифт, орнаментальные мотивы, репродукции известных картин, все служило одной цели — вызвать у покупателей желание приобрести товар. Так, с 1880-х годов, когда на жесть научились наносить цветную печать, преображавшую исходный материал до неузнаваемости, жестяные коробочки буквально заполонили кондитерский рынок России. В малых формах промышленной графики работали такие именитые художники, как Иван Билибин, Иван Ропет, Константин Сомов, Виктор и Апполинарий Васнецовы, Сергей Ягужинский, Борис Зворыкин, Евгений Лансере.


Баночка кондитерская, Фабрика Тов-во «Жорж Борман».
[показать]

Этикетка конфеты «Царь Петр Первый», Торговый дом «Г. и Е. Леновы»; коробка «В память 200-летия города С.-Петербурга».
[показать]

Первые кондитерские появились в Петербурге и Москве в XVIII в. Там изготавливали пирожные, нугу, конфеты, марципаны и вари­ли шоколадный напиток. Крупные фабричные производства кондитерских изделий возни­кают во второй половине XIX в. К 1913 г. в России были зарегистрированы 142 кондитер­ских предприятия, а общий выпуск продукции, включая и мелкое кустарное производство, составил 125 тыс. тонн. Из дореволюцион­ных кондитерских предприятий России наи­более известны фабрики «Эйнем» (ныне «Красный Октябрь») и «Сиу» (ныне «Больше­вик»), а также московская фабрика Абрикосова и фабрики Жоржа Бормана в Петербурге и Харькове.

В XIX веке в России практически не было собственного шоколадного производства, конфеты ввозили из-за границы. Григорий Борман решил воспользоваться этим шансом и в 1862 году, поднаторев в делах торговых, заводит новое дело «въ весьма скромныхъ размерахъ». На Невском проспекте, в Петербурге, он открывает небольшой магазин и при нем скромную мастерскую с ручной машиной для выделки шоколада. Поскольку дело заводит с мыслью о наследнике, то и название магазину дает в его честь – «Жорж Борман». Правда, некоторые историки утверждают, что «Григорий» (то есть Гриша) и «Жорж» - одно и то же, и что магазин купцом был назван своим именем.

Точный расчет и немецкая педантичность сделали свое дело. Уже через два года Григорий Борман на Английском проспекте построил фабричные корпуса специально для шоколадной фабрики.

Вслед за экономическим успехом пришло всероссийское и мировое признание. В 1870 году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге продукция получила бронзовую медаль, а шесть лет спустя основатель фирмы Григорий Борман удостоился звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Столь высокая оценка деятельности фирмы способствовала расширению бизнеса и освоению дополнительных рынков сбыта.

[показать]

В XIX веке в России практически не было собственного шоколадного производства, конфеты ввозили из-за границы. Григорий Борман решил воспользоваться этим шансом и в 1862 году, поднаторев в делах торговых, заводит новое дело «въ весьма скромныхъ размерахъ». На Невском проспекте, в Петербурге, он открывает небольшой магазин и при нем скромную мастерскую с ручной машиной для выделки шоколада. Поскольку дело заводит с мыслью о наследнике, то и название магазину дает в его честь – «Жорж Борман». Правда, некоторые историки утверждают, что «Григорий» (то есть Гриша) и «Жорж» - одно и то же, и что магазин купцом был назван своим именем.

Точный расчет и немецкая педантичность сделали свое дело. Уже через два года Григорий Борман на Английском проспекте построил фабричные корпуса специально для шоколадной фабрики.

Вслед за экономическим успехом пришло всероссийское и мировое признание. В 1870 году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге продукция получила бронзовую медаль, а шесть лет спустя основатель фирмы Григорий Борман удостоился звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Столь высокая оценка деятельности фирмы способствовала расширению бизнеса и освоению дополнительных рынков сбыта.

Банка "Т-во Жорж Борман". Жесть. Россия, 1896 год
[показать]

Созданные известными мастерами маленькие произведения искусства прошли испытание временем — разве нужны конфетам «Мишка косолапый», «Мишка на Севере», «Раковая шейка», «Василек» дополнительные рекомендации? Видишь обертку и сразу ощущаешь знакомый вкус конфеты. В кондитерской упаковке всегда использовались дорогие материалы. В XIX и XX веках это были жесть, стекло и дерево, ткани — бархат, шелк, муар — и лучшие сорта бумаги. В наше время с развитием технологий и объемов производства кондитерские изделия обычно помещают в картон и полимеры. Сейчас это точно просчитанный дизайн, научно обоснованные цветовые сочетания, совершенная полиграфия и высокотехнологичные материалы, способные обеспечить максимальную сохранность вкусовых качеств и более длительный срок хранения. Возможно, именно поэтому «рукотворные» фантики и коробки прошлых столетий снова становятся так притягательны.

Коробка "Жорж Борман". Жесть. Россия, начало ХХ века
[показать] [показать] [показать]

К основным событиям в истории российского государства известные кондитерские фабрики выпускали специальные серии упаковки. И, нужно отметить, кондитеры подходили к этому вопросу с нескрываемым патриотизмом и настоящей книжной глубиной. Художественное исполнение заказывали у известных художников, в коробку вкладывали небольшие листочки с краткими историческими справками и описанием особенно значимых моментов. Так, до нас дошли «исторические» конфетные серии, посвященные отмене крепостного права в России в 1861 году, 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года, 300-летнему юбилею Дома Романовых, многочисленным победам российских полководцев, героям отечественной и мировой истории. Чего стоят только названия карамели, шоколада и печенья — «Реформа», «Воля», «Освобождение крестьян», «Сусанин», «Пожар Москвы 1812 года», «Юбилейные», «Нельсон», «Бисмарк». На коробках и этикетках кондитерской серии «Дом Романовых», выпущенной к юбилею царской династии в 1913 году фабрикой «Эйнемъ» («Красный Октябрь»), и на упаковке других крупных кондитерских предприятий была представлена в картинках вся история Романовых: от избрания на царство Михаила Федоровича в 1613 году до здравствующего в то время Николая II.

Коробочка "Монпансье. Фабрика им. Бабаева". Жесть. СССР, первая треть XX века
[показать] [показать] [показать]

Традицию отражать на кондитерских упаковках исторические события продолжили и в эпоху социализма. Только сами события стали другими — покорение Арктики, полеты в космос, 6-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве, многочисленные партийные съезды, праздничные даты —1 Мая, 8 Марта, День Конституции, День Пионерии, 7 Ноября и, конечно, Новый год. Своеобразная графика «эти кеточного» жанра ввела моду на коллекционирование кондитерской упаковки. Фантики, этикетки и рекламные плакаты собирали в специальные альбомы. Красивые ларцы и коробки из-под конфет и печенья подолгу хранили в семьях и использовали в качестве шкатулок для писем, фотографий и рукоделия.

Коробка. Жесть. Россия, фабрика Ахвердова, начало ХХ века
[показать] [показать] [показать]

Даже на относительно круп­ных предприятиях,таких как Жорж Борман и Эйнем производство носило полу­кустарный характер. Применялись варочные огневые печи, ручные прессы, открытые вароч­ные котлы с ручными мешалками, изделия за­вертывались вручную. Ассортимент, выпуска­вшийся на рубеже XIX и XX вв., включал в себя практически все известные сегодня виды сла­стей: конфеты, печенье, пастилу, нугу, мар­мелад, пряники, мороженое, шоколад.

Говоря современным языком, произ­водители решали и задачи брендинга: при­думывали названия сортам изделий, разра­батывали виды обертки и упаковки. Одни и те же виды продукции могли продаваться россыпью или быть расфасованы.

Коробка жестяная "Тульские пряники". Тула, 20-е годы XX века
[показать] [показать] [показать]

Первоначально кондитерские изделия упаковывались в простую бумагу, в ящички, шкатулочки, стеклянные, фарфоро­вые и прочие коробки. Из французско­го языка в русский пришло слово для обозначения коробки для различных сладостей и конфет - бонбоньерка (bonboniere, от bonbon - конфета). В конди­терских хрупкие шоколадные конфеты укла­дывали в один ряд, иногда в дополнитель­ной обертке, в плоские картонные коробки без каких-либо элементов украшения.

Кон­феты, продававшиеся россыпью, чаще всего помещали в деревянные или металлические коробки в форме куба или сундучка. В коробки той же формы, что и для конфет, могли быть расфасованы печенье и пряники, халва, пас­тила и т.п. Печенье насыпали в коробку рос­сыпью или укладывали слоями с бумажной прокладкой. Магазин, который обращался на фабрику с заказом на определенное количе­ство товара, мог заказать размер упаковки - чаще всего один, полтора или два фунта.

[показать] [показать]

Первая специализированная упаковка с рекламными надписями и указанием фирмы производителя продукции появляется в на­чале XIX в. До нас дошли отдельные образ­цы такой бумажной упаковки. На упаковке помимо декоративных элементов и рекламы продукции, зачастую размещалась информация просветительского характера. Для привлечения покупателей кондитеры заказывали упаковку, которая составляла серии или наборы.

С 1880-х гг., когда был разработан способ нанесения изо­бражения на жесть методом хромолитогра­фии (металлохромии), появляется и быстро становится популярной жестяная упаковка. К концу XIX в. производство кондитерской упаковки приобрело промышленные масштабы. Поразительное разнообразие форм жестя­ных коробок, красочность их оформления делали еще более притягательными упако­ванные в них кондитерские товары и давали возможность производителю выделить свой товар. Кроме того, «жестянки», как их тогда называли, более надежно защищали товар, боящийся сырости: бисквиты, пряники, кара­мель, монпансье и пр.

[показать]

Упаковку для своей продукции кондитеры заказывали на специальных производствах. Наиболее известными в России произво­дителями упаковки были акционерное общество «В. В. Бонакер», печатня «А. Жако и Ко», фабричное жестяное издательство Торгового дома «Жестянка», хромолитогра­фия по жести фабричного торгового Това­рищества «Н. С. Растеряев», а также фабрика металлических коробок Генерального обще­ства французской ваксы в Москве.

Обычно форму коробки и эскиз оформления разраба­тывали на упаковочном произ­водстве. Коробки - жестяные (паянные или завальцованные) и картонные на клею - быва­ли самыми разнообразных форм и размеров: прямо­угольные, прямоугольные со скругленными краями, круг­лые, фигурные, в виде корзи­нок, саквояжей, сундучков и т.п. Крыш­ки могли быть откидные или съемные. Образцы тары рас­сылались по кондитерским фабрикам, а кондитер делал выбор и заказывал надпечатку собственного дизайна для своей марки и сорта конфет.

[показать]

При использовании одной и той же коробки для различных видов продукции дополни­тельно наклеивали бумажную ленту-бандероль с указанием содержимого. Наряду с данными об изготовителе продук­та на коробке иногда имелось указание и на производителя упаковки. В качестве короб­ки для конфет могли использовать неспециа­лизированную «тару». Например, в прейску­ранте фирмы Ж. Бормана за 1912 г. есть указание, что для трех сортов шоколадных конфет - «Сакай», «Бунго» и «Мияки» - исполь­зовали лаковые японские шкатулки. На такого рода упаковке дополнительно помещался только фирменный знак производителя кон­фет. В данном случае на внутренней стороне крышке вручную было нанесено название фирмы.

Некоторые кондитерские фабрики имели собственные мастерские по производству упаковки. На фабрике Абрикосова был цех по изготовлению коробок из жести и карто­на под управлением «живописца Федора Шемякина»; при этом Абрикосов покупал упаковку и на других производствах. Жестяные коробки собственного производ­ства использовали и на фабри­ке «Блигкен и Робинсон».

[показать]

Мы знаем имена лишь не­скольких художников, работав­ших над эскизами к коробкам. Однако были среди них и из­вестные живописцы. Так, Иван Билибин подготовил эскизы для серии упаковки в «русском стиле»; коробки по его эскизам использовали различные кон­дитерские фабрики, по его образцам изготовлялись ко­робки с готовым напечатанным рисунком, где было оставлено место для надпечатывания на­звания фабрики или сорта кон­фет. В отдельных случаях художники исполь­зовали при подготовке рисун­ков готовые образцы орнамен­тов и сюжетных сценок, которые публиковались в специальных художественных изданиях.

По своему предназначению среди коробок выделялись витринные и рекламные. Примером этому может служить рекламная же­стяная коробка фирмы «Эйнем» со специаль­но утяжеленным дном: в ее крышке имеется прорезь с резаком, а на стенках расположе­ны изображения рекламных плакатов фир­мы. Внутри коробки помещался шпагат, ко­торый использовался для перевязывания пакетов с покупками.


http://kn.sobaka.ru/n43/04.html
http://www.packet.by/history/jest.html
www.upakovano.ru/design/articles/1669.php
http://kharkov.mycityua.com/articles/history_kharkov/2008/10/23/145943.html

Книги по теме

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)



Путеводитель коллекционера. МодернМодерн. Лучшие произведенияМодерн в РоссииСтиль модерн (подарочное издание)

 


Путеводитель коллекционера. Модерн

Модерн. Лучшие произведения

Модерн в России

Стиль модерн (подарочное издание)







Орнамент стиля модернНа рубеже веков. Искусство эпохи модернаПутеводитель по стилю ар нувоArt Nouveau (+ CD-ROM)



Орнамент стиля модерн

На рубеже веков... Искусство эпохи модерна

Путеводитель по стилю ар нуво

Art Nouveau (+ CD-ROM)







Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна"    La_belle_epoque


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (29):
GDiN 03-03-2009-21:50 удалить
Мне так это нравится помню даже было время, когда я собирала такие упаковочки))
Здорово! У меня хранится баночка с надписью Лавровый лист. Еще бабушкина и тоже очень старая:)
La_belle_epoque 03-03-2009-21:55 удалить
Ответ на комментарий GDiN #
Исходное сообщение GDiN
я собирала такие упаковочки))


А что-нибудь осталось?
La_belle_epoque 03-03-2009-21:57 удалить
Ответ на комментарий Елена_Максимова_1000000 # Это так обаятельно, по-домашнему - хранить приправы, бакалею в таких старых баночках!
Са-фи-ра 03-03-2009-22:27 удалить
Здорово) Я тоже помню такие баночки из под леденцов "Мон-пансье"
OPetry 03-03-2009-23:36 удалить
Ой, а у меня много жестяных баночек. Рука не поднимается их выкинуть после "опустошения".

[548x411]
La_belle_epoque 04-03-2009-10:14 удалить
Я даже из-за красивой жестяной коробки иногда беру чай или печенье...
Вот такой, например:
[538x340]
04-03-2009-11:20 удалить
Ой, а у меня тоже есть такая - HILLTOP-чайная шкатулка.
А вообще, знаете, я тут на одну конференцию выступление готовлю, как раз по упаковке стиля модерн. Скажу я Вам по-секрету, что упаковка конца XIX века буквально утопала в цветочном орнаменте, как и все остальное. Можно полазить по интернету, где-то я встречала великолепные образцы с розами. А вообще изображали и анютины глазки (которые тогда по символике подменяли незабудку), и ирисы, и каллы, и орхидеи - в общем - весь орнаментальный набор ар-нуво.
La_belle_epoque 04-03-2009-11:39 удалить
Ответ на комментарий #
Исходное сообщение
Ой, а у меня тоже есть такая - HILLTOP-чайная шкатулка.
А вообще, знаете, я тут на одну конференцию выступление готовлю, как раз по упаковке стиля модерн. Скажу я Вам по-секрету, что упаковка конца XIX века буквально утопала в цветочном орнаменте, как и все остальное. Можно полазить по интернету, где-то я встречала великолепные образцы с розами. А вообще изображали и анютины глазки (которые тогда по символике подменяли незабудку), и ирисы, и каллы, и орхидеи - в общем - весь орнаментальный набор ар-нуво.



Я в такой шкатулке открытки и письма храню. Всё в ней хорошо, кроме того, что этикетка на дне была наклеена очень крепко, я ее еле-еле отодрала и до сих пор днище снаружи чуточку липкое (хотя я даже спиртом протирала).

Скажите, пожалуйста, Вы будете выкладывать в Сеть Ваше выступление? Может быть, его можно будет процитировать с указанием Вашего авторства?
04-03-2009-12:58 удалить
Конференция пройдет в конце апреля. Могу после этого сбросить Вам в комментарии сокращенную версию (насколько получится). До конференции не могу:-(
La_belle_epoque 04-03-2009-13:03 удалить
Ответ на комментарий # Большое спасибо!
OPetry 04-03-2009-16:45 удалить
Старинная сигаретная доза.

[400x300]
La_belle_epoque 04-03-2009-18:47 удалить
Ответ на комментарий OPetry # Догадываюсь, кто послужил прототипом для дамы на коробке - Камилла Клиффорд.
[385x600]
OPetry 05-03-2009-10:42 удалить
упаковка эпохи модерн
[376x510]
25-04-2009-17:18 удалить
Бабушкина Н.С.
Символика в металлической упаковке стиля модерн в фондах Кунгурского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
В настоящее время упаковка как предмет всесторонне изучена: известно ее влияние на потребителя – цвет, форма, декор, фактура. Однако до середины XIX в. упаковка в России в основном предназначалась только для хранения и транспортировки товаров. Как невзрачные коробки и ящики превратились в искусные жестяные банки, украшенные причудливым узором?
Доподлинно известно, что бурное развитие «упаковочного искусства» пришлось на последнюю четверть XIX века. В конце 19-го века произошел прорыв в технологии: появились автомобили с двигателями внутреннего сгорания, электрическое освещение, аэропланы, велосипеды, звукозапись, кинематограф, пущены новые фабрики и производственные линии. Промышленность в городах резко возросла, что связано и с развитием сети железных дорог, доставлявших товар из одного города в другой. Все это привело к оживлению торговли, повышению конкуренции и созданию общероссийского рынка. Многие предприниматели начали упаковывать свои товары так, чтобы они отличались от низкокачественной или аналогичной продукции конкурентов. Упаковка должна была «продавать» товар, воздействуя на покупателей формой, цветом, рисунками и, конечно, текстом, как бы подчеркивая особенности каждого конкретного товара или его производителя. Поэтому упаковочному оформлению уделялось самое пристальное внимание.
25-04-2009-17:19 удалить
Главное в оформлении упаковки было гармоничное сочетание ее с товаром, удачно подобранные цвета подчеркивали свойство данного товара. Оформление упаковки зависело от стоимости товара. Для высокосортных дорогостоящих продуктов применялась добротная упаковка, оформленная с большим художественным вкусом, — она служила, в известной мере, символом высокого качества изделия. Покупатель относился с доверием к красивым оригинальным упаковкам. Поэтому предприниматели считали целесообразным тратить деньги на повышение эстетического уровня оформления упаковок и этикеток товаров широкого потребления.
Широко распространившиеся в конце XIX века символизм, спиритизм, методика визуального гипноза составляли предпосылки для создания декоративных объектов, предназначенных, пусть подсознательно и в идеализированных образах, информировать восприимчивого потребителя.
25-04-2009-17:20 удалить
Именно в это время широко распространился способ хромолитографии на жести (металлохромии). Хромолитография, усовершенствованная французскими, немецкими и английскими техниками, в конце XIX века была доведена до высокого совершенства и применялась в обширных размерах не только для чисто художественных задач, но и для промышленных целей. При помощи данной техники изготовлялись не только копии с различных произведений искусства, но и торговые этикеты, рекламные объявления, украшения для конфет и коробок, народные картинки и т.п.
Регулярный выпуск каталогов шрифтов и орнаментов, появление многочисленных журналов, посвященных печатному делу, наглядные уроки, которые давало оформление лучших книг и журналов – все это способствовало постепенному росту культуры графического дизайна. Развитие культуры XIX века завершилось созданием нового художественного стиля. Пришла не очередная мода, наступило время обновления художественных идеалов и ценностей, рождение новых художественных форм, появился стиль «модерн».
25-04-2009-17:20 удалить
«Модерн» - (фр. Moderne – новейший, современный) – стиль в европейском и американском искусстве конца XIX – начала XX вв. В различных странах приняты иные названия стиля: «арн нуво» (Art nouveau) во Франции и Бельгии, «югендстиль» (Jugendstil) в Германии, «сецессион» (Sezession) в Австрии, «либерти» (Liberty) в Италии. Одним из основных выразительных средств в искусстве модерна был орнамент характерных криволинейных очертаний, часто пронизанный экспрессивным ритмом и подчинявший себе композиционную структуру произведения. Орнаментальное начало объединяет все виды искусства модерна. Линии декора несут духовно-эмоциональный и символический смысл, сочетая изобразительное с отвлеченным, живое с неживым, одухотворенное с вещным.
Своим рождением графический модерн обязан плакатисту Эжену Грассе. Он соединил четко выраженную контурность и текучую линию, прихотливую стилизацию, утонченную цветовую гамму. Эти же принципы унаследовал не только плакат, но и реклама, этикетки, а так же упаковка.
25-04-2009-17:21 удалить
В фондах кунгурского музея хранится коллекция жестяной упаковки конца XIX-начала ХХ века. Наиболее ярким примером прекрасной жестяной упаковки в стиле «модерн» является цилиндрическая банка «Монпансье изъ фруктовых соковъ», оформленная изображением виноградных лоз, цветов шиповника и бабочек-махаонов.
Виноградная лоза, как любое вьющееся растение, крайне характерна для графики модерна. В основе подобных орнаментов лежит так называемый «удар бича», впервые придуманный Г.Обристом для гобелена «Цикламен». Виноград, в христианском искусстве символ крови Христа. В светском искусстве гроздья винограда являются атрибутами Бахуса (бога вина) и персонификации Осени. В прочем, в данном случае появление лозы на упаковке стоит расценивать как намек на то, что монпансье действительно произведено из виноградного сока.
25-04-2009-17:22 удалить
Бабочка тоже не случайно появилась на этой упаковке. Модерн ценит такие качества, как утонченность, изысканность, одухотворенность. Он выбирает формы гибкие, текучие, трепетные, податливые. Всюду в модерне можно видеть цветы и насекомых, которые легко поддаются стилизации: стрекозы, бабочки. Символика бабочки восходит к греческим мифам о Психее, возлюбленной бога Амура. В христианском искусстве бабочка является символом воскресения человеческой души. Природный цикл гусеницы, кокона и бабочки символизирует жизнь, смерть и воскресение. В светской живописи крылышками бабочки могут символизироваться богини времен года, а также Зефир.
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
А.Фет
25-04-2009-17:23 удалить
Выделяется среди других по форме и красоте декора упаковка в форме ведерка – с узким основанием и широким выпуклым верхом, венчает который небольшая крышка. Тулово украшено рельефными голубыми ирисами, верхняя же часть – предельно стилизованными изображениями цветками белокрыльника или каллы. Как и все болотные экзотические цветы, белокрыльник любим художниками модерна и бесконечно стилизуется. Ирис своими изогнутыми лепестками ассоциировался в этот период с негой и томностью. Этот цветок необычайно популярен на рубеже XIX-XX столетий, стоит упомянуть, что он часто изображался в декоративном искусстве – керамике, ювелирных украшениях, стекле, текстиле. А как прекрасны ирисы Винсента ван Гога!
Дорогой потаенною,
Среди немых болот,
Где ирис, влагой сонною
Напоенный, цветет,

Блуждает песня странная,
Безумная моя.
Есть тайна несказанная,
Ее найду ли я?
Ф. Сологуб

И змеятся по ступени,
Словно призрачные тени
Никогда не живших снов,
Тени стройных, тени странных,
Голубых, благоуханных,
Лунным светом осиянных,
Чистых ириса цветов.
Н. Тэффи
25-04-2009-17:23 удалить
Интересны упаковки из-под чая Товарищества чайной торговли В.Высоцкий и Ко» с изображением желтых цветов фиалок, называемых так же анютины глазки, и нарциссов. Фон банок варьируется – красный или зеленый, штампованный же рисунок по цвету идентичен – цветы выполнены в желтых и белых тонах. Нарциссы появляются в орнаменте не случайно. Их особая декоративность подкрепляется символическим смыслом, ведь этот цветок является воплощением дурмана (от гр. «наркао» - опьянять). Европейское искусство XIX века хорошо помнит античные мифы и широко их использует. Именно греческий миф о Нарциссе, влюбившемся в свое отражение и превратившемся после смерти в цветок , вдохновлял художников и поэтов конца XIX века.

Сердце, багряной чертой окаймленное,
Тайно хранит золотые признания.
Только в себя невозвратно-влюбленное,
Стынет, бледнеет, в мечтах без названия.

С чистою грезой цветок обручается,
Грезу любя, он со Смертью венчается.
Миг,- и от счастия гаснут цветы,-
Как они поняли свет Красоты!
К.Бальмонт.
25-04-2009-17:24 удалить
«Анютины глазки» и фиалки в эпоху модерн не только украшают открытки, но и выполняются в драгоценных материалах. Стоит упомянуть украшения, выполненные французским ювелиром Рене Лаликом из золота и покрытые цветной эмалью. В европейской символике анютины глазки приравнивались к незабудкам, поэтому во Франции и Англии ими было принято обрамлять портреты близких людей. Французы называли их «цветами на память», англичане – «сердечным успокоением и сердечной радостью», букетик анютиных глазок, переданный кому-либо, означал признание в любви.
Я у самого края земли,
Одинокий и мудрый, как дети.
Так же тих догорающий свод,
Тот же мир меня тягостный встретил.
Но Ночная Фиалка цветет,
И лиловый цветок ее светел.
А. Блок
25-04-2009-17:25 удалить
Похожее название – «ночная фиалка» - носит совершенно другой цветок, принадлежащих семейству Орхидных. Цветок орхидеи был самым экзотичным, а потому любимым художниками модерна. Стилизованное изображение желтой орхидеи украшает темно-зеленую коробку «Карамель. Высший сортъ». Орхидею предпочитали ювелиры ар-нуво, создавая в форме этого цветка броши, эгреты, украшения для корсажа. «Видом орхидей следует наслаждаться так же, как наслаждаются, целуя женщину или слушая стихи» - сказал об орхидеях чешский садовод Ян Сатрап.
Не менее популярен в модерне цветок розы. Встречается он на металлической упаковке «В.В. Судоплатовъ въ Перми», украшенной рельефными элементами модерна: два пышных цветка на тягучих сплетениях покрытого шипами стебля, изображены на крышке и передних стенках коробки. Торцы украшены одним цветком на таком же переплетенном стебле. Менее стилизованная ветка с пышным красным цветком украшает бока банки «фабрики J.Л. Дингъ. Москва», выполненной в виде желтого короба. Ветка словно оплетает короб по периметру. В отличие от других цветов, воспринимаемая как цветок Венеры, роза служила символом самого прекрасного в жизни человека - любви, красоты и счастья. Ренессанс связал розу с Венерой из-за красоты и аромата этого цветка, сравнивая колючесть ее шипов с ранами любви. О популярности розы в начале XX века говорит тот факт, что в 1911 году балетмейстер Михаил Фокин на музыку Вебера поставил хореографическую миниатюру «Видение розы». В роли розы был Вацлав Нижинский, а его партнершей, исполнившей роль девушки – Тамара Карсавина – «само воплощение поэзии и грации».
Блеклая роза печально дышала,
Солнца багровым закатом любуясь,
Двигалось солнце,— она трепетала,
В темном предчувствии страстно волнуясь.
Сумерки быстро на землю спустились,
Мрак непроглядный шел следом за ними,
Трепетно розы листы шевелились,
Страстно следя за тенями ночными.
А.Блок
25-04-2009-17:25 удалить
Интересна по оформлению жестяная упаковка из-под фруктовой карамели Паровой фабрики конфет и шоколада В.П. Кузнецова в Ярославле «Г. Бельфоръ». По бокам коробки на изумрудно-зеленом фоне расположены характерные для модерна картуши с изогнутыми краями. Внутри помещены изображения фруктовых деревьев (предположительно, персиковые), поддерживающих зеленую балку, украшенную волнообразным меандром. Мотив деревьев с плодами или цветами чрезвычайно популярен в период модерна и уступает лишь изображениями цветов и насекомых. Образ Дерева символизировал вечную райскую жизнь. Прообразом этого популярного мотива, возможно, послужили средневековые миниатюры с изображением Древа Жизни или Дерева познания, увлечение которыми в европейских странах (особенно в Англии) было велико. Так, в 1885 году Уильям Моррис создает эскиз гобелена по мотивам средневековых миниатюр с изображением плодового дерева. Более стилизованное и более похожее на наше изображение двух фруктовых деревьев украшает обложку книги «Золотой месяц» Дж.Рескина, датируемую 1910 годом. В виде лаврового (апельсинового) цветущего дерева выполнено в 1911 году яйцо фирмой Фаберже. Мотив дерева перекликается с идеей того времени о городе-саде, когда здания уподоблялись деревьям, на фасадах размещались прекрасные женщины с распущенными волосами и переплетения растений.
25-04-2009-17:27 удалить
Металлическая упаковка запечатлела не только черты модерна. В тесной связи со стилем ар-нуво был символизм, имевший в конце XIX века большое влияние, в частности, на декоративное искусство. Символизм включал элементы декаданса, пессимизма и отчаяния, он приспособил новые веяния в науке и технике для собственных выразительных средств, даже когда украшал и рекламировал потребительские товары.

Список литературы
1.Альфонс Муха / Под ред. Сары Муха. Пер. с англ. – М.: Магма, 2006. – 160 с.
2.Красиков С.П. Легенды о цветах. – М.: Молодая гвардия, 1990. – 303 с.
3.Орнамент стиля модерн./Сост. и автор предисл.В.И.Ивановская.- М.: В.Шевчук, 2007.- 191с.
4.Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / гл. ред. В.М. Полевой. – Кн. II - М.: Советская энциклопедия, 1986. – 432 с.
5.Русский графический дизайн 1880-1917 / Авт. текста Е.Черневич. Сост. М.Аникст, Н.Бабурина – М.: Внешсигма, 1997. – 160 с.
6.Увлекательный мир московской рекламы XIX-начала XX века / Автор-составитель Н. М. Карась. – М.: Музей истории города Москвы, 1996. - 74 c.
7.Харди У. Путеводитель по стилю Ар нуво / Пер. с англ. – М.: Радуга, 1999. – 128 с.
8.Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. – М.: Крон-Пресс, 1996. – 656 с.
9.Энциклопедический словарь. Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Евфрон. – Том XVII. – С.-Пб.: Типо-литография И.А. Евфрона, 1986 г. – 360 с.

Статья опубликована в сборнике "Грибушинские чтения-2009. Музей в пространстве и времени".
La_belle_epoque 25-04-2009-19:49 удалить
Ответ на комментарий # Скажите, пожалуйста, а Ваш текст можно отдельным постом выложить?
[327x110]


Комментарии (29): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Упаковка эпохи модерна | La_belle_epoque - Прекрасная эпоха модерна | Лента друзей La_belle_epoque / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»